Непосредственно-образовательная деятельность с детьми ФФНР Дифференциация звуков (Б) и (П).


Конспект логопедического занятия
Дифференциация звуков (Б) и (П).
Цели занятия: выделение сходства и различия между звуками (б) и (п); различение звуков (б) и (п) в ряде звуков, слогов, словах; анализ двусложных и односложных слов; развитие мелкой моторики.
Материал: кукла Старичок- Звуковичок, пианино, балалайка, мешок с игрушками, карточки с изображением пианино и балалайки, набор звуковой схемы.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами будем играть с волшебными звуками, но с начала мы поиграем со своими пальчиками.
Пальчиковая игра.
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом.
Вот деревья, вот кусты.
Вот душистые цветы.
Окружает все забор.
За забором - чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем.
В дверь стучимся:
«Тук-тук-тук!»
Кто-то к нам идет на стук… Кистями рук сложить «домик»
Волнообразные движения кистями рук.
Руками изобразить деревья, кусты.
Пальцами показать бутон, распускающийся цветок.
Пальцами показать забор.
Погладить ладонями стол.
Кистями рук показать ворота, как ворота открываются.
Пальцами «пробежаться» по столу.
Постучать кулаками по столу.
Ладонь приставить к правому уху: прислушаться.
Заходит Старичок - Звуковичок.
- Ребята, кто к нам пришел?
- Старичок - Звуковичок.
- Да, это же Старичок – Звуковичок ему так понравилось с вами играть, что он снова к вам пришел.
Вчера у Старичка – Звуковичка было день рождение. Друзья подарили ему пианино и балалайку. Старичок с большим желанием стал учиться играть на этих музыкальных инструментах. Чтобы было играть веселее, он во время игры произносил первый звук, с которого начиналось название этого музыкального инструмента. Получалось очень забавно. Как вы думаете, какой звук произносил С. З. , играя но пианино? Стуча по клавишам, он произносил звук : П-п-п… Давайте попробуем сыграть так же (имитировать игру на пианино). А когда бил по струнам балалайки, какой звук он пел? (звук Б). Попробуем сыграть также (имитировать игру на балалайке). У нас получился целый оркестр!
Сравнительная характеристика звуков (б) и (п).
Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются песенки балалайки и пианино?
Сходство: звуки (б) и (п) – согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыкаются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук.
Различия: когда мы произносим звук (б), то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко звенит, а при произнесении звука (п) горлышко молчит; звук (б) – звонкий, а звук (п) – глухой.
Игра «Поймай звук».
- Ребята, С.-З. предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду читать стихотворение. Когда вы услышите звук (б), поднимите картинку с изображением балалайки, а на звук (п) – картинку с изображением пианино. (Стихотворение «Булочная» из книги И. С. Лопухиной «Звуки, буквы, слова».)
4. Игра «Наоборот»
- А теперь мы научим С. З. играть в игру «наоборот» с мячом.
Логопед бросает мяч и произносит слог ба, возвращая мяч, ребенок произносит слог па и т.д.
5. Дифференциация б и п в словах.

- Посмотрите, ребята, С.-З. принес вам волшебный мешочек. В нем находятся игрушки в названии которых спрятались звуки (б) и (п). Давайте попробуем их найти.
Дети вытаскивают из мешка игрушку называют ее, определяют, какой из звуков (глухой п или звонкий б) есть в этом слове и на каком месте он находится.
6. Анализ двусложных и односложных слов.
Дети составляют звуковые схемы слов: изба, палка.
Определяют количество звуков в слове, ( гласных, согласных) слогов.
7. Подведение итогов занятия.
- Какие звуки мы сегодня повторяли? (п и б.) Какой из этих звуков звонкий? (б.) А звук п? (Глухой.)
Молодцы! За то, что вы постарались С.З. принес вам угощение. (Раздаются пряники и печенья). Как вы думаете, почему С. принес вам бублики и печенье? (потому что в слове бублик и печенье есть звуки б и п).