Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику Рудзитиса, Фельдмана

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Обоянская средняя общеобразовательная школа №1»

РАССМОТРЕНа
на заседании МО
Протокол
От 29.08.16 г.№ 1
СОГЛАСОВАНА
с заместителем
директора школы по УВР
_____ Т.Н. Клещевникова
«30.08.» 16 г
ПРИНЯТА
решением педсовета
Протокол
от 31.08.16 г.
№ 1
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
«Обоянская СОШ №1»
_______ Т.А.Черникова
Пр. от 31.08.16 г. № 248



рабочая ПРОГРАММА
По ХИМИи
10 КЛАСС







СОСТАВИЛА:
учитель химии: Климова Н.Н.







2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.) и на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Учебно – методический комплект.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе.: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.
Цели и задачи учебного предмета.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих образовательных целей:
на освоение важнейших знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явления и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементов общечеловеческой культуры, убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс изучается после курса химии для 8 – 9 классов, где обучающиеся знакомятся с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.

В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии в 10 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитано на 70 часов в год (2 ч / нед.).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки (знать, уметь).
Требования выражены в личностно-деятельностной форме и предполагают выполнение действий различной сложности:
- называть;
- определять;
- составлять;
- характеризовать;
- объяснять;
- проводить;
- соблюдать правила.
В результате изучения химии в 10 классе обучающийся должен знать (понимать):
1. Называть:
1.1. Вещества по их химическим формулам.
1.2. Общие свойства классов органических соединений.
1.3. Функциональные группы органических веществ.
1.4. Типы кристаллических решеток в веществах с различным видом химической связи.
1.5. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.
1.6. Признаки классификации химических элементов.
1.7. Признаки классификации органических веществ.
1.8. Признаки и условия осуществления химических реакций, типы реакций.
1.9. Факторы, влияющие на скорость химической реакции, условия смещения химического равновесия.
1.10. Области применения отдельных органических веществ (например, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза и др.)
2. Определять:
2.1. Простые и сложные вещества.
2.2. Принадлежность веществ к соответствующему классу.
2.3. Валентность и степень окисления химических элементов по формулам соединений.
2.4. Заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях.
2.5. Вид химической связи в соединениях.
2.6. Возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ.
2.7. Тип химической реакции по всем известным признакам классификации.
2.8. Окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления.
2.9. Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.
2.10. Гомологи и изомеры различных классов органических веществ.
3. Составлять:
3.1. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
3.2. Уравнения химических реакций, различных типов, подтверждающих свойства неорганических и органических веществ, их генетическую связь.
3.3. Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.
3.4. Полные и сокращенные уравнения реакций обмена.
3.5. Уравнения окислительно-восстановительных реакций.
3.6. План решения экспериментальных задач по распознаванию веществ, принадлежащих к различным классам соединений.
3.7. Отчет о проведении практической работы по получению веществ и изучению их химических свойств.
4. Характеризовать:
4.1. Качественный и количественный состав веществ.
4.2. Химические свойства веществ – представителей важнейших классов неорганических и органических соединений.
4.3. Химическое строение органических веществ
4.4 Связь между составом, строением, свойствами и применением веществ
4.5. Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина.
4.6. Химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве.
4.7. Способы защиты окружающей среды от загрязнений.
4.8. Оптимальные условия осуществления химических реакций, лежащих в основе промышленного производства метанола.
5. Объяснять:
5.1. Сущность основных положений теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.
5.2. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
5.3. Способы образования ионной, ковалентной (неполярной и полярной), донорно-акцепторной, металлической и водородной связей.
5.4. Причины многообразия органических соединений.
6. Соблюдать правила:
6.1. Техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
6.2. Личного поведения при обращении с веществами в химической лаборатории и повседневной жизни.
6.3. Оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
7. Проводить:
7.1. Опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических и органических веществ.
7.2. Нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание.
7.3 Распознавание предельных и непредельных органических соединений.
7.4. Изготовление моделей молекул веществ: воды, оксида углерода (IV), метана, этана, ацетилена, этанола, уксусной кислоты.
7.5. Вычисления: а) молекулярной и молярной массы веществ по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе;
в) массовой доли химического элемента в веществе; г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции; д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего примеси; е) массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ.
7.6. Расчеты по установлению формулы органического вещества (продуктам его сгорания или процентному составу химических элементов)


сОДЕржание учебного предмета.
Тема 1. Теоретически основы органической химии (4 часа)
Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура.
Электронная природа химических связей в органических соединениях.
Классификация органических соединений.
Демонстрации.
Образцы органических веществ и материалов.
Модели молекул органических веществ.
Углеводороды
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)
(8 часов)
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Демонстрации.
Отношение алканов к раствору перманганата калия.
Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенпроизводных.
Расчетные задачи.
Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. непредельные углеводороды (6 часов)
Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.
Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.
Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. номенклатура. физические и химические свойств. Реакции присоединения и замещения. Применение.
Практическая работа.
Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. ароматические углеводороды
(арены) (4 часа)
Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации.
Отношение бензола к раствору перманганата калия.
Тема 5. природные источники углеводородов
(5 часов)
Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Демонстрации.
Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки

Кислородсодержащие органические соединения
Тема 6. спирты и фенолы (6 часов)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами.
Демонстрации.
Взаимодействие фенола с раствором гидроксида натрия.
Растворение глицерина в воде.
Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).
Расчетные задачи.
Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. альдегиды, кетоны (3 часа)
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Применение.
Демонстрации.
Получение этаналя окислением этанола.
Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксида меди (II)

тема 8. карбоновые кислоты (6 часов)
Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.
Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Расчетные задачи.
Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 9. сложные эфиры. жиры (3 часа)
Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Демонстрации
Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.
Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
тема 10. Углеводы (7 часов)
Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Азотсодержащие органические соединения
Тема 9. амины и аминокислоты (3 часа)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения применение.
Демонстрация
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Тема 10. белки (4 часа)
Белки - природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучение и синтезе белков.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрация
Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая)
Высокомолекулярные соединения
Тема 11. синтетические полимеры (6 часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации.
Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
Практическая работа.
Распознавание пластмасс и волокон.
Практические работы
1. Определение углерода и водорода в органических веществах
2. Получение этилена и изучение его свойств.
3. Получение и свойства карбоновых кислот.
4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
5. Распознавание пластмасс и волокон.
























Учебно-тематический план по химии 10 класс

№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Из них (количество часов)




Лабораторные и практические работы
Экскурсии
Контрольные работы

1
Теоретические основы органической химии
4 часа





2
Предельные углеводороды (алканы)
8 часов

1

1

3
Непредельные углеводороды
6 часов




4
Ароматические углеводороды (арены)
4 часа




5
Природные источники углеводородов
5 часов


1

6
Спирты и фенолы
6 часов





7
Альдегиды и кетоны
3 часа





8
Карбоновые кислоты
6 часов

1

1

9
Сложные эфиры. Жиры
3 часа




10
Углеводы
7 часов
1



11
Амины и аминокислоты
3 часа





12
Белки
4 часа




13
Синтетические полимеры
6 часов

1

1

Резервное время
5 часа




ИТОГО
70 часов
4

4





календарно-Тематическое планирование



уроков
Тема урока
Дата проведения
(по плану)
Дата фактического проведения
Примечания

1
Теория химического строения органических веществ
02.09



2
Изомерия. Значение теории химического строения.
05.09



3
Электронная природа химических связей .
09.09



4
Классификации органических соединений
12.09



5
Алканы. Гомологи и изомеры. Номенклатура
16.09



6
Свойства алканов
19.09



7
Получение и применение алканов
23.09



8
Задачи на нахождение молекулярной формулы по массовым долям элементов
26.09



9
Циклоалканы
30.09



10
Задачи на нахождение молекулярной формулы по продуктам сгорания
03.10



11
Практическая работа № 1.
Определение углерода и водорода в органических веществах
07.10



12
Контрольная работа № 1 .
«Теоретические основы органической химии».
10.10



13
Алкены. Гомология и изомерия.
14.10



14
Свойства, получение и применение алкенов
17.10



15
Решение задач на вывод молекулярной формулы
21.10




уроков
Тема урока
Дата проведения
(по плану)
Дата фактического проведения
Примечания

16
Диеновые углеводороды. Природный каучук
24.10



17
Ацетилен и его гомологи
28.10



18
Получение и применение ацетилена
11.11



19
Строение бензола. Изомерия и номенклатура аренов
14.11



20
Свойства бензола
18.11



21
Гомологи бензола. Свойства.
21.11



22
Генетическая связь аренов с углеводородами
25.11



23
Природный и попутный нефтяные газы
28.11



24
Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти
02.12



25
Крекинг нефти. Коксохимическое производство
05.12



26
Обобщение по теме «Углеводороды»
09.12



27
Контрольная работа № 2
по теме «Углеводороды»
12.12



28
Спирты. Изомерия и номенклатура
16.12



29
Свойства спиртов. Водородная связь.
19.12



30
Получение спиртов. Применение
23.12



31
Генетическая связь спиртов с углеводородами. Задачи на избыток-недостаток
26.12



32
Многоатомные спирты.
13.01



33
Фенолы
16.01



34
Альдегиды.
20.01









уроков
Тема урока
Дата проведения
(по плану)
Дата фактического проведения
Примечания

35
Свойства альдегидов. Получение.
23.01



36
Кетоны.
27.01




37
Карбоновые кислоты.

30.01



38
Свойства карбоновых кислот. Получение .

03.02



39
Непредельные карбоновые кислоты. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами

06.02



40
Практическая работа №3.
Получение и свойства карбоновых кислот
10.02



41
Обобщение по темам: «Спирты. Фенолы. Карбоновые кислоты».
13.02



42
Контрольная работа № 3. по теме
«Спирты. Фенолы. Карбоновые кислоты».
17.02



43
Сложные эфиры

20.02



44
Жиры

27.02



45
Синтетические моющие средства.
03.03



46
Глюкоза. Строение. Изомерия.
06.03




47
Свойства глюкозы. Применение

10.03



48
Сахароза.

13.03



49
Крахмал


17.03




уроков
Тема урока
Дата проведения
(по плану)
Дата фактического проведения
Примечания

50
Целлюлоза

20.03



51
Применение целлюлозы. Ацетатное волокно
03.04



52
Практическая работа № 4.
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
07.04



53
Амины предельного ряда. Анилин.
10.04



54
Аминокислоты.

14.04



55
Генетическая связь аминокислот. Решение расчетных задач
17.04



56
Белки. Успехи в изучении и синтезе белков
21.04



57
Контрольная работа №4.
Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения
24.04



58
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
28.04



59
Химия и здоровье человека

05.05



60
Высокомолекулярные соединения. Основные методы синтеза полимеров
08.05



61
Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры.
12.05



62
Синтетические каучуки.

15.05



63
Синтетические волокна.

19.05



64
Практическая работа № 5.
Распознавание пластмасс и волокон
22.05




уроков
Тема урока
Дата проведения
(по плану)
Дата фактического проведения
Примечания

65
Обобщение и систематизация по курсу органической химии
26.05



66-70
Резервное время
29.05














































Учебно – методическое обеспечение.
Кузьменко Н.Е., Еремин В. В., В.А. Попков В. А. Начала химии (М.: Экзамен, 2006)
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы (М.:»Мир и образование»2004)
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии. (М.: Дрофа 2008)
Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8 – 11 классы (М.: Просвещение 2008)
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Химия 10 (М.: Просвещение, 2008)
Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии 10 – 11 классы. (М.: Просвещение 1999)
Химия. Справочные материалы (М.: Просвещение 1994)
Радецкий А.М. Химический тренажер: самостоятельные работы по органической химии. – М.: Центрхимпресс; 2006.
Корощенко А.С. Химия 10 -11 классы. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2011.
Рябов М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии: 10 класс: к Учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Медиа-ресурсы
Электронное приложение к учебнику Химия 10 класс (М.: Просвещение 2014)
Интернет – ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



































13PAGE 15


13PAGE 141515




15