Пояснительная записка к программе по русскому языку УМК ПНШ 1 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 62 города Тюмени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
для 1 КЛАССА
Составители программы:
Ткаченко Светлана Александровна,
Учитель начальных классов
Тюмень, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Общая характеристика учебного предмета
4
Место учебного предмета в учебном плане
4
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
5
Содержание учебного предмета
7
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 8
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 12
Список литературы
13
Приложение
Календарно-тематическое планирование Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования 2009 г (утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373 (с изменениями от 29.12.2014г № 1643))при использовании УМК «Перспективная начальная школа» в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
Конституция РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования 2009 г (утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373 (с изменениями от 29.12.2014г № 1643))
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России от 2009 г.
СанПиН 2.4.2.2821-10
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка в первом классе начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Общая характеристика предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 62 города Тюмени на 2015-2016 учебный год. На изучение русского языка во 1 классе выделяется 165 часов (5ч. в неделю, 33 учебные недели). 115 часов - обучение письму, 50 часов - русский язык.
Количество часов в год I II
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Обучение грамоте (письмо) 44 36 35 Русский язык 10 ч. 40 ч.
Своевременная корректировка рабочей программы осуществляется за счет резервных уроков.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы.
Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся:
индивидуальная работа по карточкам, устный опрос, пересказ текста, тесты, анализ произведения, проверка техники чтения, зрительные, выборочные и предупредительные диктанты.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Регулятивные.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные.
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
3) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
4) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
5) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные.
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 3)осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
6) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
Учащиеся должны знать/ понимать:
известные орфоэпические нормы речи;
правила написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
словарные слова, определенные программой;
Уметь:
различать звуки и буквы;
различать буквы и их основные звуковые значения;
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
делить слова на слоги, определять ударный слог;
пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
различать предложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
писать прописную букву в именах собственных;
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
писать под диктовку текст объемом  18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами  правописания;
списывать небольшой текст по правилам списывания;
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Письмо (115 ч)
Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных).
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее).
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Фонетика и орфоэпия.(28ч)
Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости- глухости согласных звуков.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Деление слов на слоги.
Слогообразующая роль гласных звуков.
Различение звуков и букв.
Использование на письме разделительных Ь и Ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов в словах с йотированными гласными Е, Ё, Ю, Я; в словах с непроизносимыми согласными.
Функция букв Е.Ё,Ю, Я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знак переноса, красной строки(абзаца), пунктуационных знаков(запятая, точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения.
Морфология.(4ч)
Слово как часть речи.
Лексическое значение слова.
Грамматическое значение слова.
Синтаксис.(6ч)
Различение предложения, слова.
Предложение-словосочетание: их сходство и различия.
Предложения различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные
Интонация в предложении.
Восклицательные и невосклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Нахождение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация.(6ч)
Сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ –ЩУ в положении под ударением.
Перенос слов.
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Знаки препинания в конце предложения.
Раздельное написание слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Парные звонкие и глухие согласные в конце слова.
Разделительные Ъ и Ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Формирование орфографической зоркости.
Развитие речи.(6ч)
Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Чистописание.
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма.
Упражнение по переводу детей на письмо по одной линейке.
Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю ,Д, У ,Ф ,К ,В и др..
Упражнение в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, се, од, ас, уе и др.
Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
Тематическое планирование
№п/п Наименование раздела Количество часов Виды деятельности
Обучение грамоте (письмо) 115ч
1 Подготовительный период 13 • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно
называть их.
2 Основной звукобуквенный период
86 • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счет чередовать напряжение мышц рукис расслаблением;
• конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных
методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
3 Заключительный период 16 • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости–
мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями:
чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же,
ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
Русский язык (50ч)
1 Фонетика и графика 28 Осознавание алфавита как определенной последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов.
Различение звуков (разных их качеств) и буквы. Различение гласных и согласных звуков.
Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твердых и мягких
согласных звуков (парных и непарных).
Объяснение (характеристика) особенностей гласных, согласных звуков.
Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путем многократного обращения к звуковому столбику.
Определение звука по его характеристике. Соотношение звука
и его характеристики. Устная характеристика звука. Группировка звуки по заданному основанию.
Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки.
Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками.
Чтение и составление звуковой схемы слова. Анализ заданной звуковой схемы слова. Соотношение звучащего слова с его
звуковой схемой.
Решение звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!»).
Деление слова на слоги.
Умение обнаруживать особенности русской графики: работа
Ь и букв Е, Ё, Ю, Я.
2. Орфоэпия
Соблюдение орфоэпической нормы речи.
3. Морфология 4 Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков.
Различение слов-предметов главных и неглавных.
Определение в тексте слов-помощников.
4. Синтаксис 6 Различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями.
Чтение и составление графической схемы предложения.
Анализ текста: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения.
Определение (и чтение) в тексте предложения по цели высказывания, по интонации.
5. Орфография и пунктуация 6 Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания.
Обосновывать написание слов.
Контроль правильности написания слова и записи текста.
Оценка собственной работы (диктанта), анализ допущенных ошибок.
Различение деления слова на слоги и деления для переноса.
6. Развитие речи
6 Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета.
Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Умение обосновывать целесообразность выбора.
ИТОГО: 165 часов Материально-техническое обеспечение программы:
Специфическое оборудование:
1) алфавит;
2) таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
3) наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
4) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
5) интерактивная доска;
6) наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
7) настольные развивающие игры;
8) аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
9) слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение (по возможности):
1) компьютер;
2) презентационное оборудование;
3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления).
Учебные пособия:
1. Русский язык. 1 класс: учебник / Каленчук М.Л., Чуракова НА, ТА - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс / Байкова ТА. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
4. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 1 класс / Чуракова Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Список используемой литературы:
1. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа: в 2-хч./Чуракова Р.Г. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2. Русский язык. 1 класс: методическое пособие / Абрамова М.Г., Байкова ТА., Мала-О.В. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
3. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: методическое пособие / Лаврова Н.М. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
4. Итоговая комплексная работа. 1 класс. Методические указания по организации и проведении + СD / Чуракова Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
5. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 1-2 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С А. Маркова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
6. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: СА. Маркова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
7. Русский язык. 1 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. -У.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
8. Русский язык. 1 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
9. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Е.В. Астафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).
10. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
11. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).