Конспект урока окружающего мира по теме Лес — природное сообщество

Подробный конспект урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Мотивация учащихся


Организационный момент
Психологический настрой
У меня хорошее настроение, а у вас?
Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
Слайд №1

Вы сегодня будете работать группами.
И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень непростой вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».



Ход и содержание урока

Актуализация знаний
- У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.
Слайд №
Оценочный лист
1. Вспомнил ли я материал по теме «Почвы?» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Умею ли я делать выводы? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Активно ли я работал на уроке? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Подведи итог своей работы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Желаю удачи на уроке!
Проверка домашнего задания
(На каждой парте имеются все печатные материалы для индивидуальной работы)
Разноуровневые задания на карточках:
Карточка №1 “Найди ошибки в тексте”
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Электронный тест «Земля-кормилица» (почвы)
Решение теста “Земля-кормилица” (почвы) учащимися за персональными компьютерами. Оценка результатов теста осуществляется в автоматическом режиме. Предусмотрена индивидуальная работа над ошибками.

Постановка учебной задачи.
Слайд №3
- Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте.
(Звучит фонограмма с голосами птиц)
Вы догадались, куда мы отправимся?
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый, могучий, полный чудес.
Будьте внимательны, не отвлекайтесь.
В путь-дорогу скорей собирайтесь.
- Ребята, посмотрите какой лес!
- Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?
- А давайте создадим свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?
Какие леса вы знаете?
- А вы хотите знать больше? Вот сейчас мы и откроем некоторые лесные тайны. Слайд №4
Чтобы наша работа двигалась быстрее, мы будем работать группами: 1 группа ботаники, 2 группа – зоологи, 3 группа микологи. Каждая группа работает по инструктивной карточке.
4. Работа над новой темой. «Открытие» детьми нового.
Группы приступают к изучению леса по плану в карточках – инструкциях.
1 группа – ботаники:
Прочитайте текст «Лесные этажи»
Ответьте устно на вопросы: Почему растения располагаются по ярусам?
Воспользуйтесь атласом – определителем «От земли до неба» и найдите представителей каждого яруса.
2 группа – микологи:
Прочитайте в учебнике текст на стр.179 «Нужны ли грибы лесу?
Ответьте на этот вопрос. Расскажите о значении грибов.
По атласу – определителю изучите съедобные и несъедобные грибы наших лесов.
3группа – зоологи:
Прочитайте текст в учебнике «Животные нашего леса»
Ответьте на вопросы и выполните задания, которые даны в этом тексте.
Воспользуйтесь атласом – определителем «От земли до неба» и назовите по 2-3 представителя каждой группы животных наших лесов.
А теперь давайте воспользуемся полученными знаниями и создадим схему нашего леса.
А сейчас начинаем создавать наш лес на пустом кадре.
-Что мы должны сделать в первую очередь? Слайд №5 №6

О растениях леса нам расскажут ботаники.
Отчет группы БОТАНИКОВ.
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) СЛАЙД 5
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.
- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.)
-Какие деревья расположились в верхнем ярусе смешанного леса нашего края?
-В среднем ярусе?
-Что растет в нижнем ярусе?
- А что же растет на самой земле?
Слайд №8 (старый еловый лес)
- Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)
А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.
Слайд №9
- А вот если наше деревце – береза, (СЛАЙД береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.
КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД?
Растения есть. - А давайте пойдем за грибами. Слайд №10
Перед нашим походом выслушаем группу микологов. Они отвечали на вопрос: нужны ли лесу грибы?
Отчет группы МИКОЛОГОВ.
- Так какой мы сделаем вывод? (Грибам нужны деревья)
А нужны ли лесу грибы? - Так каким будет ваш ответ?
В какой лес вы пойдете? Почему? Какие грибы вы найдете в своем лесу? А что мы должны знать про грибы?
Физкультминутка Слайд №14 и №15
Если гриб съедобный, то мы присядем и соберём его в корзинку, а, если ядовитый, то покачаем головой вправо и влево.
Есть в нашем лесу и растения и грибы, но чего-то не хватает?
Давайте сначала все вместе вспомним какие животные обитают в лесу?
Кроссворд «ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА» Слайд №16
О животных леса лучше всех знают учёные – зоологи.
Давайте послушаем их.
Отчет группы ЗООЛОГОВ
- Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными!
- А легко ли в лесу найти животных?
-А почему? Слайд №18 и №19
- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А чем он еще служит животным? Слайд №20
Лес не только для нашей забавы.
В нем – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут
Лес они сообществом зовут.
На слайде: «Лес - природное сообщество» Слайд №21, 22
Рефлексия. - Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу? – Что вы чувствовали?
- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
- Как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

(Образец таблицы появляется на экране) Слайд №


Л Е С



животные
звери
птицы
насекомые
пресмыкающиеся
пауки


растения
деревья
кустарники
травы
мхи, лишайники


Продолжение изучения нового.
Слайд №23
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Представим лес. Что лежит у вас под ногами?
- Учёные называют это лесной подстилкой. Прочитаем о ней в учебнике на стр.180.
Расскажите о значении для леса лесной подстилки.
ПРОСМОТР УЧЕБНОГО ФИЛЬМА «Лес – природное сообщество»
5. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради.
Стр. 55 № 2
Заполнить таблицу «Растения нашего леса»
Стр.57 № 6
-Какие животные встречаются в лесах нашего края?
-Какие из них живут на деревьях?
-Какие ведут наземную жизнь?
-А какие обитают в почве?
Стр.58 № 8
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?
- Приведите примеры такой помощи.
Работа в парах с последующей коллективной проверкой и составлением цепей питания
- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях.


6.Самоанализ и самоконтроль.
Оцените свои знания в оценочных листах.
7. Итог урока. Слайд №28
-Почему называют лес – природным сообществом?
-Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?
- Какие правила «Охраны природы» можно вспомнить, говоря о лесе, как о природном сообществе? Слайд №29
Рефлексия.
- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным прикрепите желтый листик.
- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса.
Домашнее задание: Слайд № 30
стр.178 – 181 прочитать. Ответить на вопросы.
В рабочей тетради стр.56 -57 №5,№7








Знакомятся с оценочными листами.









Дети подписывают карточки (работают 3-4 мин.).
Карточка 2


Решают тест. Каждый учащийся за персональным компьютером. Работают над ошибками, если таковые допущены в тесте.

- В лес.







Домом.Многоэтажный.
Узнать как можно больше о лесе, о его жизни. (Ответы детей)
Бывает хвойный, широколиственный, смешанный.








.















Работа в группах (8 минут)






- Посадить растения.









-Деревья, кустарники, травы.


Ели, сосны, берёзы, осины и т.д.
Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д

Лишайники и мхи.












Деревья и грибы связаны друг с другом. - Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду вместе с минеральными солями. Грибами питаются животные. Некоторыми грибами животные даже лечатся. Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.
Съедобные и несъедобные


-Животных.







- Это не всегда удается сделать сразу.
Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.
Источником пищи.










Сообща что–то, вместе
СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).












- Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки.

Ответы детей.











Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.



Произносят вслух последовательность цепей питания.







- Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.
- Нарушится равновесие в природе.
Дети называют правила.
















’ђ Заголовок 4 Заголовок 515