Рабочая программа по элективному курсу по биологии 9 класс


Муниципальное Общеобразовательное Учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка Краснокутского района Саратовской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО:
Аманова Л.А./___________/
Протокол № ___
от «__»____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Дьяковка: Алексеева Е А./______________./
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ-СОШ с.Дьяковка:
Мечикова О.В./______________
Приказ № ____
от «__»_________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Окуневой Ирины Ивановны
Элективного курса «Генетика раскрывает тайны» 9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______200_ г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Генетика раскрывает тайны», автор учитель биологии
МОУ «СОШ с.БаркиБалашовского района»
Семенова Н.Н.
Основная функция элективного курса по биологии – выявление средствами предмета профессиональных интересов учащихся, помощь в осознанном выборе профиля обучения в 10-11 классах.
Элективный курс «Генетика раскрывает тайны» углубляет и расширяет базовую программу, дополняет её, не нарушая целостности.
В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт деятельности человека. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и предоставляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
Специально подобранные к курсу задачи обогатят знания учащихся, помогут освоить предмет на новом уровне.
Продолжительность элективного курса – 10 часов.
Изучение элективного курса по биологии «Генетика раскрывает тайны» направлено на достижение следующих целей:
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
● использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других людей, для соблюдения норм ЗОЖ, профилактики заболеваний, вредных привычек;
● создание базы для ориентации в мире профессий.
Задачи курса:
● акцентировать внимание учащихся на прочном и сознательном усвоении ведущих идей и основных научных понятий по генетике;
● обогатить знания учащихся по ЗОЖ; использовать знания в целях профориентации;
● создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;
● воспитывать позитивное ценностное отношение к генеалогии своего рода;
● продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивания.Учебно-тематический план
№ п/п Наименование темы Всего часов В том числе наПримерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы 1. Чудо – генетика! 1 2. У меня один вопрос: «Почему в веснушках нос?» 1 3. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1 1 4. Генетика на службе медицины. 1 5. Гемофилия и дальтонизм. Откуда? 1 6-7. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании. 2 1 8. Моё генеалогическое древо. 1 9-10. Урок-панорама «Генетика раскрывает тайны»: 2 1. «Генетика? Генетика! Генетика…» 0,20 2. «Я б в генетики пошёл, пусть меня научат». 0,20 3. «Твой образ мне во сне являлся». 0,20 4. «Алло! Мы ищем таланты». 0,20 Итого 10 2 Содержание курса.
Тема 1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости (10 часов).
1.1. Чудо – генетика!
История развития генетики. Учёные-генетики: Г. Мендель, Н.И. Вавилов и др. Роль генетики в развитии биологической науки.
1.2. У меня один вопрос: «Почему в веснушках нос?»
Природа веснушек. Доминантные и рецессивные признаки человека. Моногибридное скрещивание и его результаты. Косметические советы рыжим и конопатым.
1.3. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.
Алгоритм решения задач. Составление и решение генетических задач.
1.4. Генетика на службе медицины.
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый и другие. Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
1.5. Гемофилия и дальтонизм. Откуда?
Наследственная патология. Родословная рода королевы Виктории. Распутин и царская семья. Дальтон и дальтонизм. Дальтоник и светофор.
1.6. и 1.7. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании.
Алгоритм решения задач. Составление и решение генетических задач с помощью решётки Пеннета.
1.8. Моё генеалогическое древо.
Генеалогия – наука, изучающая происхождение и родственные связи. Предки и потомки.
1.9. и 1.10. Генетика раскрывает тайны.
От матрёшки до клона. Родственные браки: «за» и «против». Анализ родословных. Талантливые предки.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Брусиловский А.И. «Генетика раскрывает тайну».
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. – М.: Дрофа. 2005.
3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение.
4. Петрова Е.В. Основы классической генетики: Учеб. пособие по биологии. – Саратов: ИЦ «Добродея»: ГП «Саратовтелефильм». 1997.
5. Проверьте свои знания: энциклопедия. О живой природе (Биология). Сост. Були В.А. – Сталкер. 1996.
6. Решение задач по генетике./ Под ред. С.И. Беляниной. – Саратов. 1991.
7. Стихи А. Барто, Р. Рождественского, П. Алпатова, П. Давыдова и др.
8. Чупин С.П. Секрет женской привлекательности. – Рига: Импакт. 1992.
9. Я познаю мир: ДЭ/Медицина/ Я.11 Сост. Ю.Ю. Буянова: Под общ. ред. О.Г. Хинн; М.: ТКО «АСТ».
Календарно-тематический план.
№ п/п Наименование темы Количество часов Вид работы Образовательный продукт Дата по плану Дата фактически
1. Чудо – генетика! 1 посвящение сообщения учащихся 2. У меня один вопрос: «Почему в веснушках нос?» 1 диспут тезисы 3. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1 лабораторная работа алгоритм, карточки 4. Генетика на службе медицины. 1 конференция рефераты 5. Гемофилия и дальтонизм. Откуда? 1 исследование контрольный текст 6-7. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании. 2 лабораторная работа алгоритм, карточки 8. Моё генеалогическое древо. 1 защита проекты 9-10. Урок-панорама «Генетика раскрывает тайны»: 2 4 мини-урока творческие задания 1. «Генетика? Генетика! Генетика…» 0,20 устный журнал 2. «Я б в генетики пошёл, пусть меня научат». 0,20 деловая игра 3. «Твой образ мне во сне являлся». 0,20 экскурсия в картинную галерею 4. «Алло! Мы ищем таланты». 0,20 урок-концерт