Конспект тренинга публичной речи для подростков (работа с одаренными детьми).


Тренинг публичной речи
Задачи тренинга:
показать систему подготовки к публичному выступлению;
отработать социально-психологическую технологию публичного выступления.
Ход тренинга
I. Вступление
Добрый день, юные ученые! Буду очень рада строить с вами сотрудничество.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как же подойти к финишу своего научного исследования, представив результаты труда широкой публике.
Выступление перед широкой публикой предполагает наличие навыков публичной речи или, как чаще говорят, владение навыками ораторского искусства.
Крупный ученый-лингвист Виктор Владимирович Виноградов писал: «Ораторская речь — особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа».
Попробуем в течение этого занятия глубоко вникнуть в суть слов В.В. Виноградов и примем их как инструкцию.
II. Мини-лекция (тезисы)
Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог.
Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:
1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова оратора).
В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и опросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.
2. Устная форма общения.
Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит оттого, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
«Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» (М. Твен). Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас», или «скелет», будущего публичного выступления:
определить, для чего людям нужно слушать выступление, что полезного или интересного они узнают для себя;
выделить главную идею выступления;
выделить подзаголовки, разделить выступление на несколько составных частей, каждая из которых будет отражать главную идею;
определить ключевые слова, которые вы повторите несколько раз — это необходимо для того, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали;
тщательно продумать план и структуру будущей речи — она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание);
найти яркие примеры из жизни, истории, литературы; подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики;
определить момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала.
написать полный текст, особое внимание уделить его началу и окончанию.
3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.
Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.
III. Практикум
Упражнение «Импровизация»
Цель: развить легкость и ассоциативность в речи.
Инструкция. Упражнение проводится в парах. Один из участников показывает на любой предмет, который находится в поле его зрения. Задача второго — не менее 5 мин рассказывать об этом предмете: история, функции, причины появления на свет, значение для сохранения мира и т. п.
Вопросы для обсуждения:
Хватило ли вам времени или его было слишком много?
Сразу ли у вас находились слова, чтобы говорить об указанном предмете?
Упражнение «Интервью»
Цель: развить коммуникативные умения.
Инструкция. Каждый участник в течение 3 мин готовит по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека — его характера, привычек, интересов и др.
Основное правило — отвечать как можно более полно и откровенно.
Участник, готовый первым дать интервью, садится так, чтобы видеть в лицо всех присутствующих. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В кругу должен побывать каждый участник.
Упражнение «Рекламный ролик»
Цель: развить ораторские навыки, фантазию.
Инструкция ведущего: Представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Маленький нюанс: объект нашей рекламы — конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Отразите в рекламном ролике самые важные достоинства рекламируемого объекта.
Время на подготовку — 5 мин.
Длительность рекламного ролика — 1 мин.
IV. Итоги