Проект занятия по психологии на тему Самооценка( 5 класс )

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»








Проект занятия по психологии в 5 классе по теме «Самооценка»

Технология: коррекционно-развивающее обучение

Номинация: современные образовательные технологии





















Составитель: педагог-психолог
Чурилова Ирина Леонидовна







Тальменка, 2015

Ф.И.О. педагога-психолога Чурилова Ирина Леонидовна

Класс (группа) 5 класс

Тема занятия: Самооценка

Пояснительная записка
Данное занятие входит в цикл занятий курса «Тропинка к своему Я» для учащихся 5-х классов. Данный курс направлен на преодоление школьных трудностей, развитие навыков адекватного общения. Занятия призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой Программа курса модифицирована с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, нестандартности и индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Целью данного курса является создание условий для получения опыта эмоционально положительных отношений детей с окружающими и с самим собой. Ведь, как известно подростковый возраст является наиболее сензитивным для самопознания. Подростковый возраст - время выборов, которое во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешьнаправо пойдешь» В одну сторону-путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую сторону-путь к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами
Для достижения цели я использовала соответствующие приемы, средства, методы, формы организации занятия. Сочетание теоретических знаний и практических упражнений позволяет ребенку лучше узнать себя и других, раскрыть себя. Занятие проходит в атмосфере открытости, доброжелательности, чему способствует организация самой работы и такой момент, как добровольное участие в обсуждении.
Занятие построено таким образом, что аналитическая работа сменяется практическими формами работы. А письменная работа – обсуждением. Каждое из предложенных упражнений является необходимым элементом для формирования образа «Я». В ходе занятия использовалась диагностическая процедура, что позволяет психологу и ребенку узнать о самооценке и использовать эти данные для дальнейшей работы. Включение теста – игры вызывает не только интерес учащихся «здесь и сейчас», но формирует мотивацию к дальнейшему самопознанию.
По окончанию занятия организуется рефлексия, результаты которой, наряду с общим эмоциональным настроем подростков на занятии, свидетельствуют о том, насколько выбранные формы, средства, приемы, методы позволяют достичь поставленной цели.

Цель занятия: формирование у учащихся умение оценивать себя

Задачи занятия:
- формировать познавательные УУД ( дать определение понятия «самооценка»)
- формировать личностные УУД (расширить представления об индивидуальности людей)
- формировать личностные УУД (развивать навыки понимания причин успеха)

Условия проведения: помещение (кабинет)

Материально- техническое обеспечение: тетради, ручки, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, белые бумажные салфетки


1. Вводная часть
Цель: организовать детей на работу
Задачи:
- создать положительный настрой на работу
- определить тему занятия
Методы и формы:
- беседа

Деятельность педагога-психолога
Деятельность учащихся
Продолжительность
Примечания

Психолог приветствует детей

Определяется тема занятия
Учащиеся приветствуют психолога и друг друга
Учащиеся записывают в тетрадях тему
1 мин

1 мин


2. Основная часть

Цель: расширить представления об индивидуальности человека

Задачи:
- активизировать имеющиеся знания
- формировать навыки самопознания
- развивать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Методы и формы:
- беседа
- тест-игра
- упражнения с элементами тренинга


Деятельность педагога-психолога
Деятельность учащихся
Продолжительность
Примечания

Психолог предлагает детям обсудить понятие «самооценка»
Психолог вводит определение понятия

Психолог записывает на доске виды самооценки:
Низкая
Средняя
Высокая

«Ребята, как вы думаете, как ведет себя человек с высокой самооценкой? Как он чувствует себя среди других людей?






А с низкой самооценкой?







А со средней?»




«Молодцы, ребята! Действительно, человек с высокой самооценкой в случае неудачи причины чаще всего ищет в других, человек с низкой самооценкой – винит себя во всем, человек со средней самооценкой реально оценивает обстоятельства и причины успеха или неудачи».


«А хотели бы вы узнать, какая у вас самооценка?»








Психолог предлагает
провести тест-игру «Узнай свою самооценку»
(Приложение 1)

Психолог предлагает следующие вопросы для обсуждения:
1) какая самооценка, на ваш взгляд, лучшая? Почему?
2 ) что нужно делать, если у тебя высокая самооценка? средняя самооценка? низкая самооценка?





Психолог предлагает детям выполнить упражнение «Моя Вселенная». Ученикам предлагается на листах начертить солнышко (круг и от него лучи). В центре круга нужно написать «Я», а на лучах написать окончание предложений. (Приложение 2)

«Каждый из вас индивидуален и неповторим. Есть похожие люди, но двух одинаковых людей не найдешь во всей вселенной. Каждый из вас уникален. Я предлагаю вам следующее упражнение» Детям предлагается выполнить упражнение «Снежинка»

Психолог обращает внимание детей на тот результат, что несмотря на то, что все делали по одной инструкции, из одинаковых салфеток снежинки у всех получились разнообразные по форме.



Учащиеся высказываются.

Учащиеся записывают определение понятия в тетрадях






Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.
« Уверенный всегда в себе». «Бывает заносчивым». «Может переоценить свои способности». «Бывает неприятно общаться с таким человеком»

«Неуверенный в себе, не верит в себя». «Боится высказать своё мнение». «Думает, что у него ничего не получится, что он неинтересен другим».

«Правильно оценивает себя». « Знает свои сильные стороны и свои недостатки».
















Учащиеся выражают согласие








Учащиеся выполняют тест




Учащиеся отвечают на вопросы, используя полученные на занятии знания. Совместно с психологом делают вывод.
Вывод: каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть. И принимать других.





Учащиеся выполняют упражнение. Ответы, по желанию, зачитываются вслух









Дети из бумажной салфетки, поочередно складывая её и отрывая кусочек, делают снежинку.












6 мин
















































3 мин












5 мин









15 мин














5 мин



















































Если учащиеся отвечают, что знают свою самооценку, то им предлагается проверить свои знания























Предусмотрены разные варианты вопросов























Проводится аналогия с индивидуальностью человека



3. Заключительная часть

Цель: получить обратную связь

Задачи:
- организовать рефлексию
- формирование своего мнения

Методы и формы:
-упражнения
-беседа

Деятельность педагога-психолога
Деятельность учащихся
Продолжительность
Примечания

Психолог говорит о том, что занятие подошло к концу, и предлагает детям оставить отпечаток своей руки на листах рефлексии.






Всем спасибо. До свиданья. До новых встреч!
Учащиеся обводят контур своей руки и пишут ответы на следующие вопросы:
- понравилось ли вам занятие?
- что нового вы узнали о себе?
- как могут вам пригодиться полученные знания?

Учащиеся прощаются
4 мин































Список литературы


Безруких М.М. Все цвета, кроме черного. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.-СПб.:Речь,2000.
Петрушин С. Некоторые секреты открытого общения. – М.: Чистые пруды, 2007.
Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС,1999.
Степанов С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка. - М.: Генезис, 2002.
Фопель К. Энергия паузы. - М.: Генезис, 2005.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я».-М.:Генезис,2010.

Интернет-ресурсы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























Приложение 1

Тест-игра

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка.




Приложение 2
Мое любимое время года
Мой любимый цвет
Мое любимое животное
Моя любимая музыка ( группа)
Мой лучший друг
Мой любимый герой
Мое любимое занятие
На выбор учащихся
На выбор учащихся
В случае возникновения трудностей у учащихся можно предложить:
- мое любимое блюдо
- моя любимая игра
- я умею

15