Курсовая по общей психологии «Связь внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста»___

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


Факультет _____Психология______________________________
Кафедра ________________________________________________






КУРСОВАЯ РАБОТА


По дисциплине______Общая психология

Студента ____Коркиной Майи Викторовны (29178442)
(фамилия, имя, отчество)



На тему: «Связь внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте».



Автор работы:
____Коркина Майя Викторовна ___________________
(ФИО) (подпись)

Научный руководитель:
_Малкова Галина Юрьевна ___________________
(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)


Дата сдачи:
«__17__»____апреля___2015_г.

Дата защиты:
«____»_____________200__г.

Оценка: __________________










Москва 2015

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


Кафедра _______________________________________________________________________
Дисциплина ________Общая психология_____________________________
Факультет_______Психология________________________________группа ПСи 5420

ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ


Студенту ___________Коркиной Майе Викторовне( 29178442)____
(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель__Малкова Галина Юрьевна__________________
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Тема: «Связь внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста»_____
________________________________________________________________________________
(утверждена на заседании кафедры «___»______200__г. протокол №____)

Целевая установка: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Основные вопросы, подлежащие разработке: ________________________________________________________________________________
____________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная литература:
1. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник/А.Н.Ждан.-М.: изд-во МГУ, 1990.-367с.
2.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник /В.С.Мухина.- Изд.10-е.- М., Академия. 2006 -608с.
4.Маклаков, А.Г. Общая психология; Учебник для вузов/А.Г.Маклаков.- Питер 2010.
5.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ С.Л.Рубинштейн.- Питер, 2006 - 713с.(сер. «Мастера психологии»)
6. Выготский, Л.С.Психология/Л.С.Выготский .-М.: 2000-1008с.
7.Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1990 - 301 с.
8.Эльконин, Д.Б. Детская психология/Д.Б.Эльконин. – Москва: Академия, 2004 -383с.
9. Лурия, А.Р. Лекци по общей психологии/ А.Р.Лурия. –СПб.: Питер 2006.-320с. (сер. «Мастера психологии»)
10. Узнадзе, Д.Н.Общая психология (учебник)/Д.Н.Узнадзе. –СПб.: Питер – 2004.-413с.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


ОТЗЫВ научного руководителя на курсовую работу

Студента(ки)__Коркиной Майи Викторовны_(29178442)_______________
(фамилия, имя и отчество)
Факультет___Психология_________________группа_ПСи_5420_курс_1__
Дисциплина_____Общая психология_________________________________
Тема работы _ «Связь внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста»___

Отмечаются следующие моменты: актуальность темы исследования; степень разработанности проблемы, наиболее интересно исследованные вопросы. Оценивается степень самостоятельности и творчества студента; уровень его теоретической подготовки; умение анализировать научные материалы, делать практические выводы. Знание основных концепций, научной и специальной литературы по избранной теме.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель___Малкова Галина Юрьевна________________________
(Уч. степень, уч. звание, должность, ФИО)
«_____»________________200_г
Оглавление
Введение 5
1. Теоретические основы связи памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста

Сущность содержания понятий: память и внимание 7
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. 10
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.. 13


2. Организация и исследование по выявлению объёма произвольной памяти и объёма произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Задачи, этапы и организация исследования.17
2.2. Методики исследования памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста. 18
2.3. Результаты реализации исследования.. 19
Заключение.. 23
Перечень принятых терминов27
Список используемых источников 29
Приложение.. 31



Введение

Актуальность. В истории психологии с давних времён предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Ещё Аристотель пытался вывести принципы (ассоциации – от лат. Association – связь, соединение). В психологии такая связь образуется при определённых условиях между двумя и более образованиями: восприятием, вниманием, ощущением, представлением и др. Без этих связей, ассоциаций, не возможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе и деятельности памяти.
Учение об ассоциации получило широкое распространение в ассоциативной психологии (Д.Юм, У.Джемс, Г.Спенсер). В понимании ассоцианистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.
Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Ассоциация – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, внимания, аффекты (страсти), воображение. При восприятии мы получаем ряд ощущений, которые соединены в силу того, что они объединены в самом предмете. Память это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены.
В настоящее время внимание многих психологов во всём мире привлечено к проблемам развития памяти и внимания ребёнка дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, т.к. обнаруживается, что старший дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Представляет собой интенсивный период развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти и внимания. Без них не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребёнка с окружающим, не возможна его деятельность; т.е. под влиянием воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь и т.д.
Внимание и память в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. Если в раннем детстве выделяются особые формы ориентировочных действий, которые можно определить как действия восприятия и мышления, то в дошкольном возрасте такие действия усложняются и совершенствуются, то внимание и память долгое время не приобретают самостоятельности.
Практический интерес к данной теме «Связь внимания и памяти» определяется потребностью развития памяти и внимания ребёнка в период старшего дошкольного возраста.
Несмотря на достижения отечественных и зарубежных психологов изучающих закономерности психического развития на разных возрастных этапах (А.В.Запорожца, Б.Е.Ломова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, В.С.Мухиной, А.Г.Маклакова, У.Джемса, П.Я.Гальперин, Г. Л.Венгера, и др.) вопрос об особенностях развития и взаимосвязи памяти и внимания у детей дошкольного возраста не имеет полной картины и остаётся открытым.
Таким образом, исследование памяти и внимания дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем.
Целью данной работы является выяснить, влияет ли объём произвольного внимания на объём произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является произвольная память и произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является связь произвольной памяти и произвольного внимания в период старшего дошкольного возраста.
На основе поставленной цели нами были сформулированы гипотезы исследования. Гипотеза: Чем больше объём произвольного внимания, тем больше объём произвольной памяти. Развитие памяти и внимания взаимосвязано.
В соответствии с целью были определены задачи:
На основе теоретического анализа научной литературы определить психологическое содержание понятий непроизвольной и произвольной памяти, непроизвольного и произвольного внимания в зарубежной и отечественной психологии.
Подобрать репрезентативные методики для исследования памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Исследовать продуктивность и устойчивость внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста;
Исследовать кратковременную память у детей старшего дошкольного возраста;
Исследовать объём внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Сопоставить результаты исследования

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: Изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме, различные психологические методы и методики по выявлению развития уровня памяти и внимания, констатирующий эксперимент, методы обработки данных.
База исследования: МАОУ ДОД «Детская школа искусств» МО «Барышский район» Ульяновской области. В исследовании приняли участие: 1 класс раннего эстетического развития детей (художники), в возрасте 6-7 лет, в количестве 12 человек.






1. Теоретические основы связи памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Сущность содержания понятий: внимание и память.
Прежде чем приступить к теоретическому исследованию внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста, определим саму сущность таких понятий как память и внимание.
Содержание понятия память; Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем нас мире, но накапливает и хранит её. Каждый день мы узнаём что-то новое и обогащаем наши знания. С.И.Ожегов в «Толковом словаре» определил память как способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
Память как особый психический процесс не дана ребенку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в период его развития под влиянием условий жизни и воспитания.
Как показали исследования отечественных психологов П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, З.М. Истоминой, И.П.Зинченко, А.В.Запорожца, Л.С. Выготского - память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний личного опыта, формирования навыков.
Значения памяти в жизни каждого человека очень велико. Всё что мы знаем, что умеем, есть следствие способности мозга запомнить и хранить в памяти: образы, переживания, мысли, движения и т.д., память не только создаёт и сохраняет наши знания, умения и навыки, без памяти невозможно успешное учение и плодотворная деятельность. Как указывал И.М.Сеченов: «Человек, лишённый памяти, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ни чему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами».
Память – это сложная психическая деятельность, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации;
- это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, сознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве;
- это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека;
- охватывает все впечатления об окружающем нас мире, которые возникают у человека;
- это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека;
Значит, то, что обычно мы называем памятью, по Выготскому Л.С., вовсе не представляет собой что-то однородное, на самом деле заключает в себе ряд сложных психических факторов раздражения, которые проходят через мозг.
Таким образом, основные процессы памяти – это: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание - это связь между одной и другой психической реакцией.

Содержание понятия внимание; Большинство учёных занимающихся вопросом развития внимания отмечают, что внимание – это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Они подчёркивают, что высокий уровень развития качественного внимания обеспечивает успешность всех трудовых процессов.
Так, Н.Ф.Добрынин предложил понимание понятия внимания как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью - углубление в данную деятельность.
Подобно памяти, внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания, как сторона какого-либо психического процесса: сенсорное, персептивное, интеллектуальное внимание; И как состояния, например: сосредоточенности; И как свойства личности, например: внимательность.
Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Внимание как отдельный, самостоятельный, конкретный акт, по теоретической трактовке П.Я.Гальперин, выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращённым.
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо.  Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т.Рибо усматривал особенно тесную зависимость.
В то же время внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления.
Внимание - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.
Таким образом, внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности человека, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует и выполняет процесс отбора нужной информации и тормозит ненужные психологические и физиологические процессы способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте. В человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определёнными свойствами: объёмом (дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами); устойчивостью (устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет; и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка.
Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста, по представлению В.С.Мухиной, отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока интерес его не угаснет. Появление нового предмета переключает внимание на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
В старшем дошкольном возрасте в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них. Дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Внимание в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Развитие произвольности. На основе изменения внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направляя его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребёнка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому заключается в следующем: Руководя вниманием ребёнка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием. Взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют его внимание словами на окружающие его предметы, вещи и вырабатывают таким образом, из слов могущественные стимулы; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.
Выполняя требования старших, ребёнок тем самым управляет своим вниманием. Первоначально - это внешние средства: указательный жест и слово взрослого.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемые речью взрослого, являются для ребёнка процессами дисциплинирования, чем регуляции. Постепенно употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к самоуправлению поведением, т .е. произвольному вниманию.
Соотношения видов внимания. Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания.
Таким образом, следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые для них приобретают интеллектуально значимый интерес.
Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:
значительно возрастает его концентрация, объём и устойчивость;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
Способность направлять внимание под воздействием инструкции взрослого;

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 7 лет, и занимает особое место в развитии личности ребёнка. Выделяют три периода: младший дошкольный (3-4 года), средний (4-5 лет), и старший (5-7 лет).
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Изучая все стороны умственного и психологического развития дошкольника, мы можем утверждать, что дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Развитие памяти у ребёнка предполагает выяснение многих вопросов: как запоминают дети? Каковы пути развития логической памяти? С чем связан значительный рост продуктивности запоминания? Каковы качественные изменения, которые происходят в памяти у детей и которые определяют развитие памяти?
Развитие непроизвольной памяти. Память данного периода в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребёнок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от характера. Ребёнок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно (всё яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание).
Память ребёнка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивают запоминание. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению, писал С.Л.Рубинштейн, что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты»
Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько ребёнок активно действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок, ребёнок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, Например, отложить отдельно игрушки, отдельно цветочки.
Таким образом, непроизвольная память не связанная с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например: запоминание картинок), оказывается менее успешной, непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребёнком действий восприятия мышления и восприятия.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребёнок ещё не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырёхлетнем возрасте. Развитие памяти в дошкольном возрасте по теории Р.С. Немова характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного, к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.
Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них дошкольник начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, ещё не владея необходимыми приёмами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. ребёнок сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребёнок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести. Приёмы запоминания и припоминания ребёнок не изобретает сам. Он начинает принимать указания взрослого, запомнить и припомнить которые в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Дают ему поручение, но тут же предлагают ему повторить задание, направляя припоминание вопросами: «А что было потом?». Ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать простейшие приёмы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.
Ребёнок начинает управлять своей памятью, используя различные мнемические средства и приёмы, среди которых ведущее место занимает речевое опосредование. В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребёнок уже пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, отнеся к определённой категории предметов и явлений, устанавливает логические связи. Всё это способствует увеличению объёма запоминаемого материала.
Таким образом, возникновение произвольной памяти связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдалённым целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Несмотря на достижения в овладении произвольной памяти к концу старшего дошкольного возраста господствующим видом остаётся память непроизвольная. К произвольной памяти дети обращаются в редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют от них взрослые. Представления ребёнка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся к той или иной категории предметов и явлений. Последнее облегчает установление между ними логических, смысловых связей, что облегчает запоминание.
Так, дети, раскладывающие картинки по группам изображённых предметов, запоминают материал лучше, чем дети, которые просто рассматривают данный материал.
Таким образом, непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определённым материалом, остаётся более продуктивной, чем произвольное запоминание того же материала.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
Переход от непроизвольного и непосредственного, к произвольному запоминанию и припоминанию;
Элементы произвольной памяти как способность к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом самого ребёнка
Память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
По мере накопления опыта общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие памяти включается в развитие личности;
2. Организация и исследование объёма произвольной памяти и объёма произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Пути практического воздействия на память и внимание у детей старшего дошкольного возраста и её совершенствование.
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем, методик влияния на развитие памяти и внимания. Одни методики основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи – на воображения, четвёртые – приобретении, активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения и др.
Все эти методы, в конечном счёте, основаны на установленных в научных исследованиях и подтверждённых жизнью фактах связи памяти и внимания с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приёмы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности базируется один из способов улучшения запоминания дошкольников учебного материала, чтобы он вызывал непроизвольный интерес, привлекал внимание.
Наша задача решить данную проблему: «Связь внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста», путём исследований и применений методик.

2.2 Задачи, организация и этапы исследования:
Организация исследования предполагает конкретизацию эмпирических задач исследования и определения этапов исследования. В результате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогической литературы по проблеме были выделены следующие аспекты:
Объём памяти и внимания с возрастом увеличивается;
Повышается активность процессов запоминания и воспроизведения;
Представления приобретают ясность, полноту, точность, осознанность, произвольность;
В большинстве случаев, дети запоминают материал непосредственно;
Запоминания происходят активнее, если речь идёт в более ярком, необычном материале, который вызывает у детей какие-либо эмоции;
Для решения задач настоящего исследования была проанализирована специальная литература по проблеме изучения внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:
Подобрать репрезентативные методики для исследования памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Исследовать устойчивость и переключаемость внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью теста « Проставь значки».
Исследовать кратковременную память и объём внимания с помощью методики «Запомни и расставь точки».
Исследовать особенности развития оперативной, кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста; Использовалась методика « Узнай фигуры», которая позволяет исследовать такой вид памяти как узнавание;
Сопоставить полученные результаты исследования на развитие памяти и внимания дошкольников.

Исследование включает  в себя   четыре этапа: организационный; подготовительный; психодиагностический; заключительный.
На организационном  этапе  была определена база прохождения практики и  контингент детей старшего дошкольного возраста.  
На подготовительном этапе  была разработана программа исследования, в рамках которой был выбран метод исследования,  а также  был осуществлен подбор методик и инструкций к ним   для изучения особенностей внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста.
На психодиагностическом этапе проводилось   психодиагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста.
Заключительный этап  включал в себя следующие шаги: обработку полученного   экспериментального    материала   с использованием необходимых статистических процедур; Составление сводных таблиц для проведения количественного и качественного анализа; Написание заключения по результатам  обследования;
Состав испытуемых: В исследовании участвовала одна группа детей в количестве 12 человек, в возрасте 6-7 лет (2008,2009 года рождения), имеющие примерно одинаковую базу знаний;

2.3 Методики исследования произвольной памяти и произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Обратимся теперь к краткой характеристике основных методов изучения памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста. В целом, методики экспериментального исследования памяти дошкольника можно разделить на следующие группы:
Методика №1 «Узнай фигуры »
Цель: Исследовать долговременную и кратковременную память).
Материалы: 10 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных чертой и похожа на одну из четырёх картинок
Описание методики и порядок работы: В методике предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 10 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных вряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку. Предоставляется возможность решить эту задачу на картинках с номера от 1 до 10.
Обработка полученных данных: Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не более чем 1,5 мин, даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.
От развитости данного вида памяти, как узнавание, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
Проведенное нами исследование показало, что из 12 человек очень высоким уровнем запоминания обладают 4 ребёнка ( 33.3 %), высокий уровень у 4 детей (33.3 %), средний уровень у 3 детей (25%), низкий уровень у 1 ребёнка (8,3 %).
Подробные результаты исследования представлены в протоколах (приложение №1.)

Методика №2 «Запомни и расставь точки» »
Цель: Исследовать объём внимания, кратковременную и оперативную память.
Материалы: 8 малых квадратов с изображениями точек, которые складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, все остальные сверху вниз по порядку с последующим увеличением точек.
Описание методики и порядок работы: Перед началом эксперимента дети получали следующую инструкцию: «Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду вам показывать одну за другой карточки, на которых нарисованы точки, а потом вы сами будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее детям последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки, предлагается воспроизвести увиденные точки, в пустой карточке за 15 сек. Это время даётся ребёнку для того, чтобы он смог вспомнить, где находятся увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Обработка полученных данных: Объёмом внимания ребёнка считается максимальное число точек, которое ребёнок смог правильно воспроизвести на любой из карточек. Выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большее количество точек. С их помощью устанавливается, сколько единиц информации ребёнок может запомнить за один раз (имеется в виду его кратковременная и оперативная память).
Результаты эксперимента оцениваются в баллах:
10 – воспроизвёл 6 и более точек (очень высокий)
8-9 –безошибочно воспроизвёл от 4-5 точек (высокий)
6-7 – восстановил от 3-4 точек (средний)
4-5 – воспроизвёл 2-3 точки( низкий)
0-3 –смог воспроизвести на одной карточке не более одной точки (очень низкий)
Проведенное нами исследование показало, что в данной группе испытуемых из 12 человек высокий уровень объёма внимания у 9 человек (75%), средний уровень у 2 человек (16.6%), низкий уровень у 1 ребёнка (8,3%).
Подробные результаты исследования представлены в протоколах (Приложение №2)
Методика №3 «Проставь значки»
Цель: Исследовать устойчивость и распределение внимания у детей старшего дошкольного возраста
Материалы: карточка, на которой в случайном порядке даны изображения простых фигур: квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков.
Описание методики и порядок работы: Перед началом выполнения задания ребёнку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков поставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно: галочку, черту, плюс или точку. Ребёнок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 2 минут
Обработка полученных данных: Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется в формуле:
S=(N-2.8n)/t
S –показатель переключения и распределения внимания;
N - Количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течении задания;
t –время, за которое были просмотрены фигуры;
n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные знаки или пропущенные, т.е., не помеченные соответствующими знаками, геометрической фигуры;
10 б – показатель S больше чем 1,00 (очень высокий)
9-8 б- показатель S =0,75-1,00 (высокий)
7-6 б – показатель S = 0,50-0,75 (средний)
5-4 б- показатель S = 0,25-0,50 (низкий)
3-0 б - показатель S = 0,00-0,25 (очень низкий)
Проведенное нами исследование показало, что в данной группе испытуемых из 12 человек высокий уровень устойчивости внимания у 7 человек (58,3%), средний уровень имеют 4 ребёнка ( 33,3%), 1 ребёнок показал низкий результат ( 8,3%).
Подробные результаты исследования представлены в протоколах (приложение №3)








Заключение
Данная работа посвящена исследованию особенностей развития внимания и памяти, их взаимосвязи у детей старшего дошкольного возраста. Работа состоит из двух глав.
В первой главе освещены теоретические аспекты понятий внимания и памяти, особенности развития внимания и памяти у  детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава включает в себя описание организации исследования, выбор и обоснование методик, направленных на изучение степени развития, внимания и памяти,    краткую их характеристику, а также статистическую обработку полученных данных.
В данной работе мы ставили перед собой цель: исследовать особенности развития внимания и памяти, а также выявить объём внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста и выяснить, существует ли между ними связь.
Мы провели исследование уровней внимания и памяти с помощью соответствующих методик. Для проведения данного исследования мы взяли выборку из детей старшего дошкольного возраста, класс раннего эстетического развития (художники). Провели 3 методики на определение уровней развития внимания и памяти.
По результатам всех исследований был проведён сравнительный качественный анализ (Приложение №4)


Валерия Ж. – Имеет низкие показатели развития представленных видов памяти и внимания. Смеем предположить, что низкие результаты связаны с неуверенностью в себе, в своих силах перед решением поставленной задачи. Валерия очень медлительна и рассеянна. Не успевает выполнять задания в установленное время.
Виктор Ж. – показал средние результаты по всему исследуемому материалу, так как имеет неустойчивое внимание, постоянно отвлекался на посторонние разговоры, не слушая и не вникая в поставленную перед ним задачу. Особыми способностями ребёнок не отличается.
Анастасия М. – имеет средний уровень устойчивости внимания, хотя быстро и легко реагирует на поставленную задачу. Легко справилась с заданиями «расставь точки и определи фигуры», высокий уровень долговременной, кратковременной и оперативной памяти. Во время исследования ничто не отвлекало её от решения поставленной задачи.
Ксения П. – имеет средние показатели развития представленных видов памяти. Единственный высокий показатель у неё на устойчивость внимания, где Ксения внимательно, не отвлекаясь, проставляла знаки в фигурах.
Виктор В. - Обладает способностью к быстрому запоминанию, в группе всех быстрее выполнил задания на воспроизведение точек, но имеет неустойчивое внимание, постоянно отвлекался на последнем задании, когда нужно расставить знаки в фигурах, не усидчив. Виктору всё нужно делать в быстром темпе, быстро переключает своё внимание. Весь материал воспринимает эмоционально. Высокий показатель кратковременной и оперативной памяти.
Полина К. – наоборот имеет высокий показатель устойчивости и распределения внимания, задания выполняет аккуратно, осмысленно, немного медлительна. Возможно, поэтому не смогла справиться с поставленной задачей в первом задании, где нужно было очень быстро выполнить поставленную задачу.
Алексей Л. и Анастасия Мо. – обладают способностью к быстрому запоминанию. Высокие показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти. Высокий объём внимания, быстро и легко реагируют на поставленную задачу и без труда воспроизводят материал.
Ольга М. - обладает всеми, рассмотренными в данном исследовании видами памяти и внимания. Её результаты можно считать показательными. Имеет высокие показатели развития устойчивости внимания, кратковременной, оперативной, долговременной памяти. Большинство её успехов связано с тем, что она обладает высокой заинтересованностью ко всему, что её окружает, а также свойственным ей любопытством.
Алёна П. – обладает такими же показателями, как и Ольга М. Девочка очень внимательна и исполнительна. Все задания выполняет быстро и аккуратно. Легко запоминает новую информацию.
Дарья М. – её результаты также можно назвать показательными по всем видам памяти и внимания. Предложенные для исследования задания её не смутили. И поэтому были выполнены во всём объёме в соответствии с возможностями.
Алина П. - имеет такие же высокие показатели, как и Виктор В. Очень внимательна, старается всё сделать аккуратно, не отвлекаясь. Во время исследования её ничто не отвлекало. Единственный средний показатель на устойчивость внимания.
Проведённое нами исследование показало следующие результаты: Большинство испытуемых имеют высокий уровень и объём памяти 66,6% (8 из 12 детей); Большинство испытуемых имеют высокий уровень устойчивости внимания 58,3% (7 из 12 детей); Большой объём внимания у 9 детей из 12 - это 75%; Таким образом:
В дошкольном возрасте большинство имеют высокий уровень развития внимания и памяти.
В процессе качественного анализа полученных нами результатов мы установили, что все рассмотренные психические процессы имеют между собой определённую взаимосвязь.
Из результатов исследования можно сделать вывод, что внимание и память развиваются друг с другом равномерно. Это говорит о существующей между ними связи. После проведённого исследования можно сказать, что у данных испытуемых достаточно хорошо и почти одинаково развиваются восприятие, внимание и память.
Следовательно, мы можем утверждать, что внимание и память являются важнейшими компонентами познавательной деятельности дошкольника и взаимодействуют между собой.
В процессе выполнения данных методик, ребёнок начинает задействовать основные психические механизмы, т.е. в процессе выполнения работ принимают участие исследуемые нами психические процессы: внимание и память.
Проведя качественный анализ полученных результатов, мы можем предположить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что чем больше объём внимания, тем больше объём памяти и что данные психические процессы взаимосвязаны, нашла своё подтверждение.
Таким образом, мы справились с поставленными целями и задачами, осуществив исследование и подтвердив выдвинутую гипотезу.



Перечень принятых терминов

Сензитивность – это понятие, касающееся особенностей личности. Заключается оно в чрезмерной ранимости и чувствительности, а также постоянной склонности к сомнениям в своих поступках и в фиксации на своих переживаниях. Такое состояние особой чувствительности может быть кратковременным. Оно нередко сопровождает сильные разочарования, огорчения или нервные напряжения.
Перцептивное действие – Структурные единицы процесса восприятия человека. П.Д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящей к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Для нормальной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим легче оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
Вербализм - это высокий уровень речевого развития, хорошее развитие памяти при недостаточном развитии восприятия и мышления. В таких случаях речь у детей развивается рано и интенсивно, они применяют сложные грамматические конструкции, обладают богатым словарным запасом, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, недостаточно включаясь в практическую деятельность, с родителями или другими детьми.
Сенсорное событие - исходный уровень психического отражения и регуляции деятельности. Основными составляющими сенсорных процессов являются поиск, обнаружение, различение и опознание. Любой[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]можно рассматривать как измеритель внешних воздействий со своими порогами, чувствительностью, константностью и другими свойствами. Совершенствование сенсорных процессов зависит от возраста и развития умения осмысленно истолковывать чувственные данные. 
Репрезентативные методики - Оно обозначает тот способ восприятия окружающей действительности, который наиболее характерен тому или иному человеку. Выделяют три основные: визуальную - восприятие,которое в основном опирается на зрительные образы; аудиальную -  восприятие настроенное именно на слуховой канал информации; и кинестетическую - восприятие, направленное на обоняние и осязание и так же эмоции и чувства; Однако в чистом виде они встречаются довольно редко, а потому на ряду с ними актуальны и смешанные виды на их основе.
Адекватность ощущения, восприятия -  (от лат. adequatus приравненный, равный) - соответствие субъективного образа объекту, оригиналу. Когда говорится об адекватности ощущения, имеется в виду, правильно ли и насколько правильно в образе отражается его объект.
Периферия  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и способности: знания, умения, навыки. Системы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], личная история; - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , привычки и манеры (черты), социальные роли, конкретные действия и поступки.















Список используемых источников
Ждан, А.Н. История психологии: Учебник/А.Н.Ждан. – М.: изд-во МГУ, 1990.-367с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник (изд. 10-е) /. В.С.Мухина.- М., Академия, 2006. -608с.
Маклаков, А.Г. Общая психология; Учебник для вузов/А.Г.Маклаков.- Питер, 2010.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии (сер. «Мастера психологии»)/С.Л.Рубинштейн.- Питер, 2006. - 713с.
Марциновский, Т.Д., Григорович, Л.А. Психология и педагогика/Т.Д.Марциновский, Л.А.Григорович - М.: Проспект, 2010 - 464с.
Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1990 - 301 с.:
Эльконин, Д.Б. Детская психология/Д.Б.Эльконин. – Москва: Академия, 2004 -383с.
Лурия,А.Р. Лекции по общей психологии (сер. «Мастера психологии»)/А.Р.Лурия.-СПб.: Питер, 2006.-320с.
Выготский, Л.С. Психология (сер. «Мир психологии») /Л.С.Выготский. – М.: 2000.-1008с.
Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов (учебник 2-е изд.)/О.Ю.Ермолаев. – испр.-М.: МПСИ Флинта, 2003.-336с.
Узнадзе, Д.Н.Общая психология (учебник)/Д.Н.Узнадзе. – СПб.; Питер, 2004. - 413с.
Лурия, А.Р. Внимание и память/А.Р.Лурия.- М.: 1975- 234с.
Рибо, Г. Хрестоматия по вниманию/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырёва,. В.Я. Романова. – М.:1976.-
Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Г.В., Психическое развитие дошкольников/О.М.Дьяченко., Г.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984.-128с.
Блонский, П.П. Память и мышление/П.П.Блонский. –М., 1979.
Джемс,У. Психология/У.Джемс., под ред. Л.А.Петровской.-М:Педагогика,1991. - 368с.
Гальперин, Б.Я. Хрестоматия по вниманию/Б.Я.Гальперин. – М., -1976.
Добрынин, И.Ф. Вопросы психологии/И.Ф.Добрынин. –М., - 1975.-№2
Дмитриева, В. Развитие интеллекта ребёнка в раннем возрасте (задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи)/В.Дмитриева. Санкт-Петербург, «КОРОНА - принт» 2003.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений/Г.А.Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия»,1996. - 336с.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.-192с.




Приложение №1
Протокол проведения методики «Узнай фигуры»

Результат
Уровень

01 Виктор Ж.
6 (60 с)
С

02 Валерия Ж.
3 (80 с)
Н

03 Виктор В.
10 (45 с)
ОВ

04 Полина К.
7 (60 с)
С

05 Алексей Л.
9 (50 с)
В

06 Ольга М.
10 (45 с)
ОВ

07 Дарья М.
9 (50 с)
В

08 Анастасия М.
9 (50 с)
В

09 Ксения П.
4 (60 с)
С

10 Алёна П.
10 (45 с)
ОВ

11 Алина П.
10 (45 с)
ОВ

12 Анастасия Мо.
9 (50 с)
В
















Приложение №2
Протокол проведения методики «Запомни и расставь точки»

Результат
Уровень

01 Виктор Ж.
7 (4 точки)
С

02 Валерия Ж.
4 (2 точки)
Н

03 Виктор В.
9 (5 точек)
В

04 Полина К.
9 (5 точек)
В

05 Алексей Л.
9 (5 точек)
В

06 Ольга М.
9 (5 точек)
В

07 Дарья М.
9 (5 точек)
В

08 Анастасия М.
9 (5 точек)
В

09 Ксения П.
6 (3 точки)
С

10 Алёна П.
9 (5 точек)
В

11 Алина П.
9 (5 точек)
В

12 Анастасия Мо.
9 (5 точек)
В
















Приложение №3
Протокол проведения методики «Проставь значки»


Результат
Уровень

01 Виктор Ж.
0,61 (7)
С

02 Валерия Ж.
0,48 (4)
Н

03 Виктор В.
0,73 (7)
С

04 Полина К.
0,83 (9)
В

05 Алексей Л.
0,83 (9)
В

06 Ольга М.
0,83 (9)
В

07 Дарья М.
0,83 (9)
В

08 Анастасия М.
0,67 (7)
С

09 Ксения П.
0,77 (8)
В

10 Алёна П.
0,80 (9)
В

11 Алина П.
0,73 (7)
С

12 Анастасия Мо.
0,83 (9)
В















Сопоставительный анализ развития памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Приложение №4


Имя ребёнка
Объём памяти
Объём внимания
Устойчивость внимания

01.
Виктор Ж.
Средний
Средний
Средний

02.
Валерия Ж.
Низкий
Низкий
Низкий

03.
Виктор В.
Высокий
Высокий
Средний

04.
Полина К.
Средний
Высокий
Высокий

05.
Алексей Л.
Высокий
Высокий
Высокий

06.
Ольга М.
Высокий
Высокий
Высокий

07.
Дарья М.
Высокий
Высокий
Высокий

08.
Анастасия М.
Высокий
Высокий
Средний

09.
Ксения П.
Средний
Средний
Высокий

10.
Алёна П.
Высокий
Высокий
Высокий

11.
Алина П.
Высокий
Высокий
Средний

12.
Анастасия Мо.
Высокий
Высокий
Высокий



 Маклаков А.Г. Общая психология. - с. 247

 Там же. – с.248
 Там же. - с.248
 Ждан А.Н. История психологии . с.105
 Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник 2006.- с. 204
 Выготский Л.С. Психология. Память и её развитие, М.: 2000.-1008 –с.94
 Добрынин И.Ф. О теории и воспитании внимания/Вопросы психологии №2, М.: 1975.- с. 107
 Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. – С.33-39

 Рибо Т. Психология внимания/Хрестоматия по вниманию.- М., 1976.- С.71-72
 Мухина В.С. Детская психология. М.: «Просвещение» 1985. – с.251


 Там же – с.253
 Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/Хрестоматия по вниманию. М.1976.- С.186
 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989. с. 318.
 Немов Р.С. Психология, М.: Просвещение 1990. – с.126











13PAGE 15


13PAGE 14415








Диаграмма 215