Конспект урока русского языка в 7 классе на тему Словообразование деепричастий


Урок: русский язык, 7 класс
Учитель: Ломовцева Е.О.
Тема урока: «Техника конструирования деепричастий»
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, карточки для индивидуальной работы, распечатки с таблицами и домашним заданием.
Цели урока:
Изучить словообразование деепричастий;
Обеспечить закрепление навыков образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастий;
Развивать морфемные навыки учащихся;
Закрепить изученный ранее материал по теме «Деепричастие».
Развивать речевую грамотность учащихся.
Развивать у учащихся активность, самостоятельность, внимательность.
Используемые технологии: элементы технологии развивающего обучения, дифференцированного изучения, приемы основанные на методике развития критического мышления.
Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа (по карточкам), комментированное объяснение, работа с таблицами.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Мы, действительно, будем говорить о деепричастиях.
-Давайте вспомним, что мы узнали о деепричастии на предыдущих уроках. Для этого откройте, пожалуйста, тетрадь с домашней работой, в которой я просила вас составить несколько вопросов по пройденным параграфам.
Итак, мне нужен доброволец, который отважится выйти к доске и ответить на один из составленных вопросов! (ученик сам выбирает автора и отвечает на один-два вопроса, затем садится, уступая свое место опрашивавшему его однокласснику). 6 минут
Подведем итог (слайды 3-5):
Что обозначает деепричастие?
На какие вопросы оно отвечает?
Какие признаки глаголы мы можем выделить у деепричастий?
Какие признаки наречия свойственны и деепричастиям?
-Молодцы! Раз мы с вами ответили правильно на все вопросы – значит, сможем справиться и со всеми остальными заданиями! 2 минуты
3. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, а сейчас запишите в тетрадях число, классную работу и тему урока. 2 минуты
-Как вы думаете, какие цели мы должны реализовать на этом уроке, чему мы сегодня будем учиться?
Верно, наша основная цель - научиться правильно образовывать деепричастия.
А помимо этого вы должны закрепить те знания, которые уже получили на предыдущих уроках. 3 минуты
4. А начнем мы с двух афоризмов, которые звучат так:
«Запоминать умеет только тот, кто умеет быть внимательным» (Джонсон С.)
«Во внимании вся сила, но без ума не поймешь, как и куда ее применять» (Айшек Норан)
-Как вы понимаете эти высказывания? Почему именно сейчас я предложила вам порассуждать об их значении? (слайд 6) 3 минуты
5.Объяснение нового материала.
Изучения словообразования деепричастий мы, как и в строительстве, начнем с подбора необходимых материалов.
-Что необходимо для того, чтобы «сконструировать» деепричастие? (глагол, вопрос, суффикс деепричастия) 2 минуты(слайд 7)
6. Обратите, пожалуйста, внимание на доску:
- Кто знает, по какому признаку слова разделены на две группы? (слайд 8)
Проверять Проверить
Играть Выиграть
Понимать Понять
Принимать Принять
Кричат Закричать
Смеяться Рассмеяться
Запирать Запереть
Верно, в первой колонке представлены глаголы несовершенного вида, а во второй их ближайшие родственники, но уже совершенного вида. 2 минуты
7. Посмотрите на схему образования деепричастий несовершенного вида и запишите ее, выделив контрастным цветом или рамкой:
глагол несов. в. наст. вр. + (что делая?) + -а, -я, -учи.(слайд 9)
- А теперь запишите в столбик 7 глаголов несовершенного вида, рассмотрим образец вверху.
Проверять - (они что делают?) проверяют - (что делая?) проверяя.
-Выполните остальные задания аналогичным образом. (Ученики по выбору учителя комментируют выполнения задания). 9 минут
! На следующем слайде вы видите примеры глаголов, от которых НЕЛЬЗЯ образовать деепричастия несовершенного вида. Возьмите в руки листы с данными словами, давайте вместе изучим их.
(Читают слова, пробуют образовать от них деепричастия).
А) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить - бьют, рвать - рвут, шить - шьют, лгать - лгут, ждать - ждут и др. Искл. Мчаться – мчатся - мчась.
Б)от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут, течь - текут, стеречь – стерегут и др.;
В)от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящую: писать - пишут, резать - режут и др.;
Г) от глаголов с суффиксом –ну-: блекнуть - блекнут, тянуть - тянут, гаснуть - гаснут. 5 минут
8. Возвращаемся к просмотру слайдов!
На экране вы видите схему образования деепричастий совершенного вида – запишите ее в тетрадь:
глагол в форме инфинитив + (что сделав?) + в, вши, ши.
Следующее задание будет аналогичным с предыдущим: запишите вторую группу глаголов, теперь уже совершенного вида.
Рассмотрите пример образования деепричастий совершенного вида, запишите его, образуйте новые слова из остальных глаголов.
Проверить (что сделав?) Проверив. Запереть – заперши(заперев)
-В чем причина разного написания корней в словах запирать и запереть? (вспоминаем правило правописания корней с чередующейся гласной).
И снова мы встречаемся с исключениями:
В русском языке есть ряд глаголов, от которых мы можем образовать сразу две формы деепричастий совершенного вида:
Просохнуть – просохнув – просохши (просох)
Окрепнуть – окрепнув - окрепши(окреп)
Замереть – замерев - замерши(замер)
Это происходит от того, что у этих глаголов не совпадают основы в начальной форме и основы тех же глаголов в прошедшем времени.
9. Учимся правильно произносить.
На доске записаны пары слов с расставленными ударениями, давайте потренируемся правильно произносить деепричастия, которые мы сегодня учились образовывать:
Идти-идЯ,клеветать-клевещА,отречься-отрЁкшись, хохотать-хохочА,шептать-шепчА,щебетать-щебечА, щекотать-щекочА, сидеть-сИдя, ненавидеть-ненавИдя, отнять-отнЯв.
10. Закрепление материала.
Замечательно, все вы хорошо справились с этим заданием.
А теперь давайте сделаем выводы: чему мы сегодня научились?
11.Домашнее задание
На ваших листочках указано домашнее задания: перед вами 7 фразеологизмов. (Что такое фразеологизм?)
Согласно заданию, вы должны отыскать в них деепричастия и указать их вид, выделить суффиксы, определить глаголы, от которых они образованы, с двумя фразеологизмами по выбору необходимо составить предложения.
На оценку модно написать небольшой рассказ с этими фразеологизмами.
12. Если вопросов больше нет и всем понятно как выполнить домашнюю работу, возьмите, пожалуйста, ваши «мобильные телефоны» (бумажные) и поделитесь впечатлениями от нашего сегодняшнего занятия в виде смс на память - это может быть веселый или грустный смайлик, слово и даже предложение!
Спасибо за урок!
Схема образования деепричастий несовершенного вида:
Глагол наст. вр., несов. в. + (Что делая?) + -а, -я, -учи
Глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия несовершенного вида.
А) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить - бьют, рвать - рвут, шить - шьют, лгать - лгут, ждать - ждут и др. Искл. Мчаться – мчатся – мчась;
Б)от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут, течь - текут, стеречь – стерегут и др.;;
В)от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящую: писать - пишут, резать - режут и др.;
Г) от глаголов с суффиксом -ну-: блекнуть - блекнут, тянуть - тянут, гаснуть –гаснут и др.
Схема образования деепричастий совершенного вида:
Глагол в форме инфинитив + (Что сделав?) + -в, -вши, -ши.
Глаголы, от которых мы можем образовать сразу две формы деепричастий совершенного вида:
Просохнуть – просохнув – просохши (просох)Окрепнуть – окрепнув – окрепши (окреп)Замереть – замерев – замерши (замер)Запереть – заперев – заперши (запер)
Высохнуть – высохнув – высохши (высох)
Домашняя работа!!!
Развесив уши; Сломя голову; Сложив руки;
Положа руку на сердце; Спустя рукава; Не покладая рук.
Знаете ли вы значение этих фразеологизмов? Отыщите среди фразеологизмов деепричастия: укажите их вид, выделите суффиксы, определите глаголы, от которых они образованы. С двумя фразеологизмами по выбору необходимо составить предложении. На оценку можно написать небольшое сочинение, используя указанные выражения.
Карточка №1
Образуйте деепричастия несовершенного вида.
Образец. Читают – (чита – ют) + Я = читаЯ (что делая?)
Перечитывают………………………………………………………………………..
Играет…………………………………………………………………………….
Записывают…………………………………………………………………
Думают…………………………………………………………………
Слушают…………………………………………………………………
Запивает …………………………………………………………………
Образуйте деепричастия совершенного вида.
Образец. Опустить – (опусти – ть) + В= опустив, рассмея –ть-ся + вши – рассмеявшись (что сделав?)
Нарисовать…………………………………………………………………
Напечатать…………………………………………………………………
Выдумать…………………………………………………………………
Обманут…………………………………………………………………
Загадать…………………………………………………………………
Разыграться…………………………………………………………………
Расчесаться …………………………………………………………………
Придумайте два предложения с любыми деепричастиями из этого упражнения!
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….