Урок по литературному чтению на тему Мои любимые писатели. В.Бианки Хитрый Лис и умная Уточка. Составление плана на основе опорных слов.


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ во 2 классе
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУШ №49
г. Нижнего Новгорода
Карпенкова Н.А.
Тема:Мои любимые писатели. В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».
Составление плана на основе опорных слов.
Цель:Познакомить учащихся с творчеством В.Бианки; формировать умение работать с текстом, отрабатывать навыки чтения, пополнять словарный запас.
Задачи:
- создать условия для знакомства с новым произведением, автором.
- формировать умение работать с текстом.
- развивать умение читать выразительно, бегло, расширять словарный запас.
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
- формировать навыки учебной деятельности учащихся, развитие творческих способностей, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование умения эмоционально «проживать» текст.
- выражать свои эмоции; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Познавательные:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план).
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
- осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
- договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные:
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом.
- производить самооценку, взаимопроверку.
Критерии успешности.
Я знаю о творчестве В.Бианки.
Я понимаю, что нужно бережно относиться к природе.
Я умею и могу подробно пересказывать художественный текст согласно составленному плану.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, беседа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник, портрет В.Бианки, выставка книг В.Бианки, карточки с заданием, иллюстрации к сказке.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
- Начинаем наш урок.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
ІІ.Активное чтение.
5 минут учащиеся читают свои книги.
ІІІ.Актуализация знаний, обобщение изученного.
Фронтальный опрос.
– Какую тему с вами изучаем? «Люблю всё живое» (на доске)
- Какие понятия мы с вами должны раскрыть в этой теме? (сочувствие, сопереживание )
- Вспомните фамилии авторов, произведения которых мы уже изучали (С.Черный, С.Михалков, Г.Снегирев, М.Пришвин, Е.Чарушин).
- Кто из авторов сам иллюстрировал свои произведения? (Е. Чарушин) (анималист)
- Произведения каких жанров уже читали? (стихи, рассказы)
- Чему учили нас произведения? (наблюдать, понимать, сопереживать, наслаждаться красотой, уважать, ухаживать, дружить)
2. Работа в парах.
- Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его произведение:
С. Чёрный – «Жеребёнок»
С.Михалков – «Мой щенок»
Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок»
М.Пришвин – «Ребята и утята»
Е.Чарушин – «Страшный рассказ»(предложить, прочитать выполненную работу 1 ребёнку)
- Проверьте, оцените свою работу (на доске)
3. Речевая разминка:
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок и поймёшь.
- Прочитайте про себя, вслух медленно, весело, с удивлением
IV. Выявление проблемы. Цели урока.
- Какая новая фамилия встретилась в стихотворении? Что вы уже узнали об авторе?
- Сформулируйте тему урока: «Знакомство с творчеством В.В Бианки, с его произведениями»
V. Работа над новым материалом.
- Рассмотрите выставку книг, что можете сказать по обложкам?
1.Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – часть природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
- Предлагаю послушать сообщения о писателе.
(Рассказывают заранее подготовленные ученики/слайды)
Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и он со своими братьями часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Ему хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца. Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
- Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
- Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал.Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
VI.Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Работа над произведением.
- Как можно узнать, о чем будет произведение?
(Можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).
- На какие мысли вас наводит название произведения и иллюстрации?
А) Слушание сказки (аудиозапись).
- Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
Б) Проверка первичного восприятия.
- Определите, к какому жанру относится произведение? (литературная, научная сказка) Почему? (Утки – водоплавающие перелетные птицы)
- Какие реальные события могли служить опорой для рассказа?
- Какое чувство вы испытали во время прослушивания? Почему?
- Какой момент вам запомнился? Почему?
- У кого из вас возникло чувство тревоги за уточку? Почему?
- Думали ли вы от том, что сказка может закончиться грустно? Почему?
- Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
- Кому из героев вы больше всего сопереживали?
В) Словарная работа.
- Значение каких слов и выражений вам было не понятно во время прослушивания?.
Найти подходящие объяснения слов:
(слайд )
а). Всполошилась а). Незамёрзшее или уже растаявшее место
на ледяной поверхности реки
б). Перепонки а). Бьющий из земли источник, родник
в). Ключ в). Съесть что- нибудь вкусное
г). Полынья г). Испугалась, разволновалась
д). Полакомиться д). Тонкие, упругие плёнки, являющиеся
перегородкой
Г) Чтение сказки с остановками(частями)
Осень. Хитрый Лис думает:
«Утки в отлёт собрались. Дай-ка схожу на речку — утятинкой раздобудусь».
Подкрался из-закуста, видит: правда, целая стая уток у берега. Одна Уточка стоит под. самым кустом, лапкой перья в крыле перебирает.
Лис хвать её за крыло!
Со всех силёнок рвануласьУточка. Оставила перья у Лиса в зубах.
«Ах ты!.. — Лис думает. — Вырвалась как…»
Стая всполошилась, поднялась на крыло и улетела.
А эта Уточка не могла с ней: крыло сломано, перья вырваны. Она спряталась в камышах, подальше от берега.
Ушёл Лис ни с чем.
Вопросы:
- Когда и где происходят события? (осенью на речке)
- Как вы понимаете это предложение: "Утки в отлёт собрались."?
- Что задумал Лис?
- Удалось ли ему осуществить задуманное?
* * *
Зима. Хитрый Лис думает:
«Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, — наследит, — по следу её и найду».
Пришёл на речку, — верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.
Тут ключ из-подземли бьёт, не даёт льду намёрзнуть, — тёплая полынья, и пар от неё идёт.
Кинулся Лис на Уточку, а Уточка — нырк от него! — и ушла под. лёд.
«Ах ты!.. — Лис думает. — Утопилась ведь…»
Ушёл ни с чем.
Вопросы:
- Что вы почувствовали, когда читали эту часть?
- Почему Лис был уверен, что зимой он поймает Уточку?
- Следующая часть называется "Весна". Как вы думаете, поймает ли весной Лис Уточку?
* * *
Весна. Хитрый Лис думает: «Тает лёд на речке. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь».
Пришёл, а Уточка плавает под. кустом, — жива, здоровёхонька!
Она тога нирнула под. лёд и выскочила в полынью, — под другим берегом: там тоже ключ был.
Так всю зиму и прожила.
«Ах ты!.. — Лис думает. — Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»
— Зря, зря, зря! — закрякала Уточка.
Порх с воды и улетела.
За зиму-то у неё крыло зажило и нове пёрышки отросли.
Вопросы:
- Что помогло Уточке спастись от Лиса?
- В сказках лиса зачастуюхитрая. Такойлимывидимеё в этойсказке?
- Удалось ли Лису обхитритьУточку и добитьсясвоего?
Физкультминутка – гимнастика для глаз.
Д.) Обобщающаябеседа
- Обратите внимание, что героїв сказки автор написал с большой буквы. Почему?
- На кого похожи эти персонажи? (на людей)
- Какова главнаямысль сказки? (если ты хитрый, то не значит что ты умный)
- А можете ли вы привести примеры, корда хитрость в вашей жизни вам не помогла?
- Чтобы вы сказали хитрому Лису и умной Уточке при встрече?
- Можем ли мы чему-то научиться у героев этой сказки? (смекалке, терпению, целеустремленности)
Ребята, кто из вас догадался, сколько частей в сказке?
Сколько раз менялась картина происходящего?
В каное времягода началась эта история? (осень)
Какого времени года ждал Лис? Почему? (зимы)
– Почему больше лис не приходил на озеро? (Он подумал, что она утопилась).
А когда отправился? (весной)
Что мы сей час доказали? (в сказке – 3 части).
Е) Составлениеплана.
Найдите в тексте опорне( ключевые слова)
Слайд:
Осень.
Схожу – утятинкой роздобудусь.
Уточка осталась.
Зима.
Ключ из-под земли бьёт.
Ушел ни с чем.
Весна. Так всю зиму и прожила.
Порх с воды – и улетела.
Ж) Пересказтекста.
- Перескажитесказку по получившемуся плану.
VIII.Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал….На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
ІХ. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Почему автор назвал его «Хитрый Лис и умная Уточка?»
- Какое название дали бы вы?
Х. Домашнее задание.
- Подготовить пересказ текста. Прочитать 1 рассказ В.Бианки, сделать к нему иллюстрацию.
1.Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2.Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и он со своими братьями часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Ему хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
3.Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
4.Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца. Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.