Развитие государственно — общественного управления в рамках реализации ФГОС ДО.



Развитие государственно - общественного управления
в рамках реализации ФГОС ДО.

Нет ничего хуже, чем воспитывать детей
в однобоком ключе: таким ключом
не открывается ни одна дверь в этом мире,
полном замков и запоров.
Борис Кригер
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий.
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», который вступил в действие с 1 сентября 2013 г., дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.   С одной стороны это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований  к дошкольному образованию.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В содержательном разделе ООП ДО представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает образовательные потребности, мотивы детей, членов их семей, педагогов.
Для вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в четырёх направлениях: 1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2.    Повышение педагогической культуры родителей. 3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
4. Активное участие в работе управляющего совета.      Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
       Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее. Чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников, мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему и это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
 Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, -
-"Круглый стол" по любой теме; - тематические выставки;  - консультации; - семейные спортивные встречи;  - день открытых дверей;
Активно используются инновационные формы и методы работы: - тесты, опрос на любые темы;  
- открытые занятия для родителей;
- сайт ОУ;
-проектная деятельность с родителями;
- мастер – классы для родителей.
В ДОУ проводятся различного рода благотворительные акции. Родители помогают в организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, пошиве костюмов, в организации праздников.
В детском саду организуются фото выставки.
Тематика фото выставок отражена в годовом плане учебно – воспитательной работы и определяется годовыми задачами.
 Так же одной из форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию художественно - творческих способностей детей является организация выставок совместного творчества, в которых родители принимают активное участие.
Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения.
 Для формирования у детей и родителей здорового образа жизни в ДОУ организуются совместные спортивные праздники.
Популярностью пользуются такая форма развлечений, как вечеринка. Такого рода мероприятия сближают детско – родительский коллектив и формируют этнокультурные знания.
 Педагоги организуют мастер – классы, направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях, а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные дни.
 Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
 Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы; - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.  - Это учет индивидуальности ребенка.  - Это укрепление внутрисемейных связей,  - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
 Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.   При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.
Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь, благодаря деятельности УС обстановка иная. - Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. - Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. - Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в делах ДОУ.   - Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.