Заседание родительского клуба, Все равно ты молодец

Все равно ты молодец
(заседание родительского клуба «Навстречу»)




Малинина Маргарита Эриковна, педагог-психолог МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» Надымского района, ЯНАО





Форма проведения: тренинг для обучающихся 1 классов, их родителей.
Время проведения: 1 час
Место проведения: актовый зал
Участники: обучающиеся 1 класса, их родители
Материалы и оборудование: набор картинок с изображением правил поведения в школе магнитофон, грецкие орехи, альбомные листы и цветные карандаши, цветные осколки, картинка мороженого.
Цели:
формирование представлений детей о необходимости правил в различных взаимоотношениях,
обучение навыкам конструктивного общения,
формирование рефлексивной позиции по отношению к другому,
развитие навыка совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
Дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях, осознание и принятие правил поведения в школе.
Формировать интерес и уважение к личности другого человека, навыки сотрудничества, рефлексивную позицию за счет ориентации на партнера по общению.
Познакомить с системой приемов, позволяющих сдерживать эмоции.
Развивать критичность, умение определять задачу.
Ход занятия
Дети входят в кабинет, встают в круг.
Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые родители! Мне хочется пожелать доброго дня всем-всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые родители! Я очень рада вас видеть! И давайте поиграем с вами в игру «Добрый день».
Приветствие
Игра «Добрый день»
Я скажу слова «Добрый день» и назову кого-то из присутствующих в зале. Те, кого я назову должны помахать мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Добрый день, первоклассники!
Добрый день, уважаемые родители!
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день мамам!
Добрый день папам!
Добрый день всем, кто сегодня умывался!
Добрый день всем, кто любит конфеты!
Добрый день всем, кто любит такую погоду как за окном сегодня!
Добрый день всем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься!
Основная часть
Дети садятся на стульчики в круг (раздается стук в дверь, и приносят письмо и картинку)
Ведущий читает письмо и поясняет его: Добрый волшебник – он большой друг всех детей, он охраняет все детские сладости. Злой же волшебник украл у мороженого цвет, вкус, запах. Вы ведь помните, каким оно бывает. Кто из вас назовет, каким бывает мороженое? (ответы детей)
Вот такого разного замечательного мороженого больше не будет. Если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику, а он надеется на нас. Поможем?
Ведущий. Вот такое письмо. Только мне непонятно, почему о помощи попросили именно вас? У нас в школе, много ребят, а просьба адресована именно вам? Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что мы – первоклассники!
Ведущий. А ведь, и правда, вы самые маленькие в нашей школе. Первоклассники, как вы думаете, в школе нужно соблюдать правила? (Ответы детей.)
Как вы считаете, в школе и в детском саду правила одинаковые или разные? (Ответы детей.)
Ведущий. Конечно, есть одинаковые правила, а есть совершенно разные. Давайте мы сейчас попробуем определить, какие правила нам пригодятся в школе (правила в приложении).
Вот листочки с изображением правил. Мы с вами сейчас, будем рассматривать эти карточки и рассуждать.
Скажите, ребята, а если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе?
(Ответы детей. Если дети затрудняются с ответами, необходимо разобрать ситуацию на примерах правил).
Например, что будет, если исчезнут правила (нарисованы схематично на плакатах):
«Не разговаривай на уроках» (Знак 1)
«Не кричи с места, даже если знаешь правильный ответ» (Знак 2).
«Не подсказывай» (Знак 3).
«Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или спросить» (Знак 4)
«Работаем дружно!» (Знак 5).
Совершенно верно, правила очень нам нужны в школе.
Ребята, но в жизни часто возникают ситуации, когда нам хочется нарушить правила (ситуации см. в приложении). Например, нужно идти на занятие, а нам хочется поиграть. А еще когда хочется нарушить правила?
(Ответы детей: мы пришли в магазин, а мне не покупают то, что я хочу; когда хочется спать; съесть конфетку на уроке)
Что же тогда происходит, когда нам не хочется соблюдать правила?
(Мы начинаем сердиться, кричать, просить, требовать.)
И что с нами случается? Какими мы становимся? Приятно тогда на нас смотреть? Что было бы, если бы все вели себя таким образом?
(Ответы детей.)
Для того чтобы справиться с таким поведением, необходимо учиться быть сдержанными. Кто знает, что значит сдерживаться?
(Ответы детей.)
Быть сдержанным, уметь успокаиваться нелегко, но этому можно научиться. Для этого существуют разные приемы. Я сейчас прочитаю вам ситуации, в которых оказались такие же, как вы, мальчики и девочки. Вы послушайте и попробуйте определить, как ребята сдерживались, что им помогало.
(Психолог зачитывает ситуации и обсуждает их с детьми.)
Ситуации
Миша очень разозлился из-за того, что мама не разрешила ему играть в компьютер. Ну что же делать с этой злостью?! Миша сжал кулаки и начал бормотать себе под нос: «Почему так несправедливо?!» Потом он с силой разжал кулаки, как будто что-то выбросил. И ему вдруг стало легче. Злость стала уходить. Почему?
Мама не купила Васе игрушку в магазине. Он стал так громко кричать, что с соседних деревьев улетели воробьи. Мама взяла его за руку: «Не расстраивайся! Завтра захватим с собой деньги и купим!» Вася начал плакать, а мама сказала: «Васенька, сосчитай до десяти - полегче станет». Вася послушался. Через несколько секунд, он почувствовал облегчение. Почему это произошло?
Когда брат снова начал кричать, Петьке ничего не оставалось, как стоять и слушать. Сначала он спокойно слушал, но потом ему надоело, и он начал сердиться. Вдруг он представил себе брата гномиком, который стоит у него на ладошке и пищит. Петьке стало совсем весело, он успокоился и продолжал слушать крик брата. Почему Петька успокоился?
Давайте еще раз повторим и попробуем применить приемы, помогающие сдерживаться.
Психолог побуждает детей еще раз «проиграть» способы снятия раздражения:
сжать кулаки и с силой разжать их, как будто что-то выбросил,
считаем до десяти,
представить, что-то интересное или что-нибудь вспомнить.
Здорово, вы молодцы! Мы с вами хорошо поработали и можем немного отдохнуть. Скажите, а что в школе придумано для того, чтобы можно было отдохнуть?
Конечно, перемены.
(Звучит звонок и дети уходят из зала)
Игра «У медведя во бору» (в игре участвуют дети без родителей в другом помещении).
Замечательно! Ребята, у нас с вами готово еще одно правило, которое вам очень пригодится в школе.
Психолог помогает сформулировать правило (Кого мы попросили нам помочь распутаться): «Если нужно, то обратитесь за помощью».
(Одновременно работа и с детьми и с родителями)
Психолог: Упражнение «Грецкий орех» (с родителями)
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи - по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника - найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда.
Обсуждение.
После того как все орехи нашли своих владельцев. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Вывод: а самое главное, в каждой неудаче ребенка нужно поддержать, подбодрить его, потому что он только ваш, и не забывать ему говорить: «Все равно ты молодец!»
Учитель начальных классов: Упражнение «Мы рисуем школу» (участвуют дети без родителей в другом помещении). Дети с рисунками возвращаются в актовый зал и сразу оформляется выставка.
Рефлексия Психолог напоминает, что в начале нашей встречи мы получили письмо, а поскольку все правила нами усвоены, мы можем украсить мороженное с помощью цветных осколков.
Ведущий. Наше занятие подошло к концу. Сейчас, давайте поблагодарим друг друга за встречу, вместе похлопаем в ладоши.


ЛИТЕРАТУРА
Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.
Путешествие в страну понимания. Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения // Школьный психолог. - 2007. - № 16.