«Методы познавательного интереса учащихся при изучении предмета «Материаловедение»


«Методы познавательного интереса учащихся при изучении предмета «Материаловедение»
Одним из способов повышения качества обучения и воспитания является развитие у учащихся активного познавательного интереса к обучению. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию и является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, но и с волевой и эмоциональной сферой личности. Какие условия способствуют развитию познавательного интереса? 1) Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. 2) Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета. 3) Чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями, тем он интереснее для учащихся. 4) Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. Например, когда учащийся отвечает у доски, а группе дается задание - внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ. При изучении предмета «материаловедение»я использую следующие методы развития познавательного интереса учащихся: 1) Частично – поисковый метод. Я организую самостоятельную работу по добыванию и использованию знаний по учебной и справочной литературе. При этом у уч-ся развивается умение отвечать на вопросы, умение работать с книгой. Это составление и расшифровка схем, отгадка ключевого слова. Например, при изучении темы «Термическая обработка стали» в качестве закрепления предлагаю 4 графические схемы. Они должны назвать параметры, от которых зависит термообработка и определить ее вид (слайд 1). Уч-ся внимательно изучают схемы, что обеспечивает хорошее усвоение учебного материала. А при изучении темы «Химико-термическая обработка стали» учащимся в качестве закрепления предлагаю отгадать ключевое слово. Если они правильно ответят на вопросы, то прочтут слово «Как называется процесс насыщения поверхностного слоя деталей металлами? (слайд 2). Наличие игрового элемента вызывает большую активность и заинтересованность учащихся. 2) Проблемный метод - это проведение технических диктантов. Их применение способствует повышению активности уч-ся на уроках и обеспечивает надежный контроль знаний, является также эффективным средством возбуждения интереса к предмету. Опыт применения технических диктантов при изучении предмета «материаловедение» показывает их эффективность: равнодушных нет даже среди уч-ся с низким уровнем подготовки. Например, после изучения темы «Стали» я провожу письменный опрос, во время которого учащиеся должны по составу определить марку стали (слайд 3 ). 3) Исследовательский метод. Этот метод предполагает развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельность на всех этапах познавательного процесса. Деятельность учащихся заключается в нахождении необходимых знаний, в выполнении на их основе практических работ: составление кроссвордов и чайнвордов. Составление кроссвордов в основном использую во внеклассной работе и иногда на уроках. При составлении кроссвордов учащимся выдаю учебники и справочный материал. Игровой элемент, заложенный в кроссворде, вызывает необычайный интерес у учащихся. Они просматривают большое количество учебного и справочного материала, ищут правильные определения. При составлении кроссвордов надо ориентироваться на знания, полученные учащимися не только по данному предмету, но и по другим смежным предметам. Для решения кроссворда предлагаю как пройденный учебный материал, так и новый. На слайде 4 приведен кроссворд, составленный учащимися. 4) Организация самостоятельной работы - работа с разноуровневыми карточками-заданиями с последующим самоконтролем. Для проверки знаний по теме «Марки сталей» использую карточки - задания 1 уровня. Задание, указанное в правой части карточки, учащиеся выполняют в тетради письменно, а затем проверяют выполненную работу самостоятельно, используя ответы к заданию (слайд 5). Для закрепления знаний по теме «Стали» использую карточки-задания 2 уровня, в которых учащиеся заполняют таблицу, вставляя вместо точек пропущенные слова и цифры (слайд 6 ), а затем они проверяют выполненную работу самостоятельно, используя ответы к заданию, а также карточки-задания 3 уровня, в которых учащиеся должны расшифровать данные марки сталей, а затем проверить выполненную работу самостоятельно, используя ответы к заданию(слайд 7). На этапе закрепления учащиеся не только воспроизводят полученные знания, но и систематизируют и обобщают их, что способствует прочному усвоению учебного материала. Работа с карточками-заданиями позволяет учащимся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и вызывает живой интерес у учащихся. За последние 3 года моей педагогической деятельности улучшились показатели успеваемости учащихся, особенно это видно по итогам успеваемости , где процент качества знаний составляет 45% (слайд 8 ). По предмету «Материаловедение» на «4» и «5» обучаются 40% учащихся. Использование различных методов развития познавательного интереса учащихся при изучении предмета «Материаловедение» позволили добиться высоких показателей успеваемости.
Источник: http://ffre.ru/yfsmeratyrnajgerna.html