Развитие познавательного интереса студентов техникума при изучении химии


Развитие познавательного интереса студентов техникума при изучении химии.
 
Развитие познавательного интереса студентов при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать преподавателю в современной действительности. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения. К сожалению, в связи с сокращением часов на изучение химии перед преподавателем встаёт вопрос о выборе между интересным материалом, увлекательными опытами и выполнением программы.
Приходя в кабинет химии техникума, многие студенты интересуются химией как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес к концу второго семестра. Задача преподавателя заключается в том, чтобы интерес обучающихся не только не угас, но наоборот стал ещё больше.
Развитию познавательного интереса способствуют различные интеллектуальные игры, тематические вечера, внеклассная работа, предметные недели, современные информационные технологии.
Во время урока невозможно удовлетворить все запросы обучающихся. Мобилизовать активность студентов в поисках знаний и удовлетворить полнее интересы обучающихся позволяет внеурочная деятельность.
Основные задачи внеурочных занятий:
1.     привитие интереса к химии,
2.     развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту,
3.     развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности обучающихся,
4.     подготовка обучающихся к практической деятельности,
5.     организация отдыха студентов в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Между внеурочной деятельностью и программой дисциплины «Химия» должна быть тесная взаимосвязь. Она должна дополнять и расширять курс химии. Внеурочная деятельность помогает студентам углублять знания и находить ответы на интересующие их вопросы, убеждает, что усвоенные в школе и техникуме знания тесно связаны с практической деятельностью людей.
Исследовательские и практические работы способствуют более осознанному восприятию учебного материала, пробуждают интерес к предмету, развитию мышление, пытливость, любознательность, расширяют кругозор.
При проведении химического эксперимента следует проявлять постоянную заботу о строгом соблюдении всех правил техники безопасности. Студенты должны быть полностью осведомлены о мерах предосторожности при работе с химическими реактивами, об  оказании первой помощи при несчастных случаях.
Прививать интерес к предмету можно используя на уроках интересные факты связанные с открытием веществ, изучением их свойств. Этому также будут способствовать интеллектуальные игры с химическим содержанием, викторины, вопросы для которых могут быть сформулированы как в обычной устной форме так и включать занимательные опыты загадки, основываться на рисунках.
Широко можно использовать химические кроссворды. Они позволяют преподавателю за короткий срок организовать проверку и закрепление достаточно объёмного материала по определённой теме: знание основных понятий, определений, законов, элементов, а также фамилий известных учёных.
Решение кроссвордов занятие не из скучных, разгадывание кроссвордов по химии повышает  мотивацию обучения, позволяет в занимательной форме расширять кругозор обучающихся и развивать интеллект.
В зависимости от подготовленности обучающихся преподаватель может применять кроссворды по разному: при нехватке времени их можно разместить на обучающих стендах; можно предложить желающим в качестве дополнительного домашнего задания на оценку; можно использовать в виде отдельных заданий для письменных самостоятельных работ, включать их в различные конкурсные задания, групповые задания.
Много различных кроссвордов предлагается О.В. Галичкиной в книге «Занимательная химия на уроках 8 – 11 классах.» – Волгоград: Учитель, 2007.
Предлагаемые кроссворды могут быть использованы как на уроках так и внеурочной деятельности по химии и т.д. Многим обучающимся нравится самим составлять кроссворды, их в последствии можно использовать в дальнейшей работе.
В последнее время широкое распространение получила проектная деятельность обучающихся. Она позволяет студентам самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации: справочную литературу, энциклопедии, Интернет. Используя полученные знания, обучающиеся создают эффективные презентации, которые также пополняют методическую копилку преподавателя, развивают умения обучающихся по использованию компьютерных технологий, что очень важно в современном мире. Большой интерес у обучающихся вызывают экологические проекты, связанные с повседневной жизнью, применением бытовой химии, лекарственных веществ, применением минеральных удобрением на приусадебных участках, косметическими средствами, экологией жилища.
Проектная деятельность способствует развитию творческой активности студентов, их самостоятельности и инициативы.
Всегда с энтузиазмом обучающиеся участвуют в неделе химии проводимой у нас в СОГБПОУ ВПТ совместно с неделей биологии и экологии.
Примерные мероприятия, проводимые в течение недели:
1.     Викторина по химии для групп «Повар; кондитер», «Сварщик».
2.     Выпуск тематических газет по профессии, связанные с химией.
3.     Интеллектуальные игры (викторины, поле чудес, «Что, где, когда?», Счастливый случай.)
4.     Путешествие в мир химии.
5.     Тематический вечер или вечер занимательной химии.
6.     Экологическая конференция.
Во время декады «ХХI век без наркотиков» обучающиеся 1-2 курсов групп «Повар; кондитер», «Сварщик» проводят внеклассные мероприятия о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Выпускают газеты, плакаты, готовят доклады и рефераты. Студентам нравятся уроки путешествия по закреплению пройденного материала. Они проводятся с использованием групповой и индивидуальной работы, применением игр. Разработки некоторых мероприятий и уроков смотрите на сайте: https://infourok.ru/user/nikitina-vera-vitalevna