Статья Особенности коррекционной работы при обучении грамоте детей со зрительной депривацией


Оксана Витальевна Ботина
учитель – логопед
ГБС(К)ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III– IV видов»
Направления коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями зрения.
У детей с нарушением зрения формирование речи происходит по тем же законам, хотя и при некотором своеобразии, как и у нормально видящих. Поэтому в специальных школах для детей с нарушением зрения обучение грамоте строится (как и в массовых школах) на фонетическом принципе, а основные затруднения, возникающие у первоклассников, также обусловлены недостаточным овладением звуковым анализом слов. У первоклассников среди графических, фонематических и орфографических ошибок значительно преобладают фонематические. Ошибки носят такой же характер и обусловлены в основном теми же причинами, что и у учащихся массовой школы.
Все приемы работы, которые использует педагог на уроке, должны быть соотнесены с особенностями и возможностями учащихся специальной школы.
Для успешного обучения русскому языку педагог должен хорошо знать и учитывать особенности зрения учащихся.
Зрение учащихся особенно важно учитывать в период обучения грамоте. Отмечается отсутствие зависимости формирования навыка чтения от состояния зрения слабовидящих школьников. Но на первоначальном этапе обучения чтению при условии «одинакового речевого развития проявляется тенденция к зависимости скорости чтения от остроты зрения», т. е. читают хуже (темп чтения ниже) те учащиеся, у которых ниже острота зрения. В ряде случаев расстройство зрительных функций глаза и характер глазного заболевания являются причинами нарушения письма у слабовидящих. Дети с узким полем зрения пишут очень узкие буквы, а страдающие нистагмом дают при письме дрожащую линию. Слабовидящие школьники часто допускают смешение, замену, искажение букв. Такие ошибки объясняются несформированностью зрительного образа буквы, несовершенством зрительного анализа.
На уроках русского языка необходимо использовать схемы, таблицы с выделением нужных орфограмм зеленым и красным цветом. Зеленой пастой дети пользуются и для подчеркивания в своих тетрадях. Но при заболеваниях сетчатки и зрительного нерва у 90% наблюдается нарушение цветоощущения именно на эти цвета. Учителю необходимо знать детей с такими заболеваниями, и требования к ним должны соотноситься с их зрительными возможностями.
Нарушения дистантного восприятия у детей, страдающих миопией, количество которых среди слабовидящих составляет более 50% - это создает трудности при работе с классной доской, которая на уроках русского языка необходима. Однако положение тифлопсихологии о развитии нарушенных функций глаза в процессе деятельности не снимает вопроса об ее использовании, а подчеркивает важность правильной организации работы с классной доской. Экспериментально доказано, что в классах слабовидящих высота букв при письме на доске должна быть не менее 10— 15 см, ширина — 8 см, расстояние между буквами — 3 см, между словами—10 см, между строчками—14—15 см. Эти размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся отдельных классов.
В работе со слабовидящими основным способом письма является рукописное письмо на бумаге. Наряду с этим используются чаще и многообразнее, чем в массовой школе, классные и настольные доски, так как письмо на них считается менее утомительным для зрения.
Для того чтобы проведение письменных работ не повредило зрению слабовидящих, меняются техника письма, приемы проведения письменных работ; большое внимание уделяется созданию благоприятных условий.
В шрифте для слабовидящих все ненужные штрихи отброшены, каждая буква дается четко, контуры закруглены. Линовка тетрадей должна соответствовать классу, возрасту, предмету и состоянию зрения учеников. Обозначение строк в тетради должно быть цветным; применяется фиолетовое графление, но лучше зеленое.
Использование письма при работе со слабовидящими должно носить многогранный характер. Слабовидящих необходимо научить письму под диктовку, списыванию и самостоятельному письму, умению делать компактные и содержательные записи в процессе чтения, составлять таблицы, в случае надобности слабовидящие должны уметь осуществлять достаточно развернутую запись в хорошей литературной форме.
При списывании происходит изменение аккомодации глаза. Когда списываемый текст расположен на небольшом расстоянии от учащегося, аккомодация глаз сравнительно невелика. Сводя до минимума списывание с классной доски, следует более широко применять списывание из учебника и карточек. Перед списыванием надо производить усиленную предварительную устную проработку — это облегчает зрительную работу.
Самостоятельное письмо вводится постепенно. Необходимо тщательно следить за содержанием написанного и техникой письма.
Слабовидящие ученики отличаются меньшей собранностью по сравнению со зрячими. Это обязывает проделывать большую подготовительную работу перед тем, как переходить к письму. Они нуждаются в сравнительно большем количестве разъяснений. Благодаря таким разъяснениям облегчается их зрительная ориентировка. Им становится легче находить и исправлять ошибки.
Письменные работы должны даваться с учетом способностей и интересов. Время письма плоским шрифтом зависит от допустимой в каждом конкретном случае зрительной нагрузки. При письме приходится делать перерывы, которые нужно продуманно использовать.
При выполнении письменных заданий ученики должны приобретать навык правильного письма не только в отношении орфографии, но и техники, так как им самим приходится читать свои записи. В связи с этим важно особенно тщательно следить за качеством записей, выполненных слабовидящими учениками в тетрадях. Обязательно вести борьбу с графическими ошибками и графическими недостатками. Наряду с каждодневной работой над разборчивой, чистой и систематической записью вводятся специальные уроки по каллиграфии. После проведенного чтения или письма обязательно тщательное устное повторение и проработка прочитанного и написанного.
В целях охраны зрения слабовидящим не следует давать большое число письменных заданий. Значительное место должен занять анализ допущенных ошибок и др. При проверке письменных упражнений не рекомендуется подчеркивать ошибки. Следует практиковать отметки на полях около соответствующей строки. Учащийся сам должен отыскать допущенную ошибку и выписать ее с соблюдением правил правописания.
Чтобы научить слабовидящих детей письму, следует применять систему разнообразных упражнений, которые постепенно уменьшают необходимость в постоянном зрительном самоконтроле. При начертании букв это достигается путем выработки автоматизма грамотного письма. Очень ценным в отношении выработки навыков грамотного письма является применение тетрадей с готовой основой для выполнения упражнений. Это освобождает учащихся от ненужного механического переписывания текста, снижает зрительную нагрузку и способствует охране зрения. Вместе с этим использование тетрадей с готовой основой является важным средством правильного употребления орфограмм и выработки навыков автоматизма грамотного письма, что особенно важно применительно к слабовидящим.
Таким образом, особенности работы будут заключаться в использовании сохранных анализаторов для более полноценного восприятия информации, соблюдении охранительного зрительного режима, развитии соотнесения слова и образа. Поэтому к основным направлениям в работе по обучению учащихся с глубокими нарушениями зрения относятся:
1.Учет структуры дефекта;
2.Индивидуальный и дифференцированный подход;
3.Опора на сохранные анализаторы;
4.Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза;
5.Обогащение и активизация словарного запаса и развитие соотнесения образа и слова;
6.Развитие грамматического строя речи;
7.Развитие связной речи;
8.Развитие познавательных процессов: развитие слуховой памяти, внимания, мышления и т.д.
Работа по предупреждению нарушений письма будет успешной, если все педагоги коррекционной школы будут работать над развитием устной и письменной речи, если будет соблюдаться единый орфографический режим.
ЛИТЕРАТУРА
Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей// Дефектология, №5, 1982. - С. 64-68.
Дети с глубокими нарушениями зрения// Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М., 1989. – 186с.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения – М., 1990. – 246с.
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения – М., 1973. – 191с.
Крылова И.А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей. Учебно-методическое пособие. – М., 1990. – 198с.
Моргайлик А.А. Овладение письмом слабовидящими детьми с задержкой психического развития на первоначальных этапах обучения. // Дефектология, №5, 1995. - С. 60-66.
Якунин В.П. Основы тифлопедагогики. М., 2000. – 235с.