Классный час Культура личности — духовная ценность


Тема: Культура личности – духовная ценность
Цель: Формирование стремления к самопознанию и пониманию мира других людей.
Задачи: 1. Помочь каждому стать лучше, убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться; осознать себя как личность, понять своё предназначение в жизни.
2. Воспитывать духовно-нравственную личность
3. Развивать творческие способности.
Оборудование: плакат «…самое полезное в жизни – само совершенствовать своё познание или разум, и в этом состоит высшее счастье или блаженство человека.» Спиноза; презентация; слова на доске.
Ход занятия
Организационный момент
Вводная часть
ТРИЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА:
Тело (физ.) → Душа (черты характера) → Дух (ценности)
Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.
Основная часть
- Какие бывают ценности?
1.Материальные (способствуют жизни):
Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);
Более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства)
2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности – особые.
Что это и какое действие они оказывают?
Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.
Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется необходимым.
Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение? (у каждого на парте листочки, запишите свои жизненные ценности)
И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».
И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.
Какого человека мы называем нравственным?
Вывод:
Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности. Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества? Обратиться к плакату на доске
Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных качеств и чувств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.
Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждение добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.
Физкультминутка
Как вы понимаете следующие высказывания?
«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж. Жак-Руссо).
«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах)
«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (К. Гельвеций)
Вывод:
Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?
«Наслаждайся и дари наслаждение, не причиняя зла ни себе, ни другому –в этом суть нравственности». (Шамфер).
Что определяет норму человеческой жизни?
Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.
Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?
Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные ценности возникает действие принципа вседозволенности. Ни преград, ни запретов – беспредел.
Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда всё совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие её и человека как высшую ценность.
Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».
На доске нарисованы «скелеты» пирамиды, куда записываются постепенно, по мере обсуждения, все нравственные качества.(материальные, духовные, читаем листочки и прикалываем к нужной пирамиде)
Честь, достоинство, совесть, долг, сила воли, доброта, духовность.
Честь - это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу - высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека - добро или зло, - зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.
Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем? А что значит для вас честь? Какие понятия вы вкладываете в это слово?
Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни. От чего зависит наличие этого стремления? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное (от чего?) - да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своём образе жизни принципы чести.
По каким поступкам определяют честь человека? (отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к родителям, к детям)
А главное - к ценностям, о которых мы сегодня с вами говорим - материальным или духовным. Каждый решает и определяет для себя «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» насколько важно упражняться в самовоспитании, чтобы стать хорошим человеком.
Итог занятия
В народной мудрости есть такое наставление: «Не променять честь на чечевичную похлёбку» Человек с честью не променяет её ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.
Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий
Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.