Методический материал по теме Формирование фонетических умений как основы орфографической зоркости младших школьников.


Формирование фонетических умений как основы орфографической зоркости младших школьников по УМК «Гармония»
Фонетический слух, по определению М.Р. Львова, - это «различение» в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений.
Фонетический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.
К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) легко, быстро, а также избежал многих ошибок, следует учить его звуковому анализу и синтезу. Вот почему, особое внимание при обучении грамоте уделяется фонетической работе.
Как же осуществляется звуковой анализ в период обучения грамоте? По технологии, разработанной Д.Б. Элькониным. Что это за технология? Многократное проговаривание слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков на схеме условными знаками, введенными Д.С. Фониным.
- гласный звук (рот открыт, преграды нет);
- твёрдый глухой согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);
- мягкий глухой согласный звук (во рту две преграды, губы и язык);
- согласный твёрдый звонкий ( преграда и точка –«включение голоса»);
- согласный мягкий звонкий (две преграды и точка – «включение голоса»)
Вот этими условными знаками мы и пользуемся по программе «Гармония» с сентября по март месяц Фонетической работе я уделяю большое внимание, понимая, что это успех к грамотному письму. За урок 3-4 звукового анализа и синтеза слова. Посмотрим на примере, как это происходит. Модели карточек с условными обозначениями, мне неудобны. Они постоянно падают, теряются. Я завела обычную тетрадь в клеточку и начинаю работу по звуко-слоговому строению слова. Два-три показа и научились по клеточкам карандашом чертить схемы.
Порядок выполнения фонетического разбора следующий:
- Скажи и послушай слово.
- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
- Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук условным значком.
- Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук условным значком и так далее.
- Проверь, получилось ли слово.
Освоение звукового анализа и синтеза слова начинается с простейших односложных слов. Таких, в которых произношение не расходится с написанием - ДОМ, СЫР, СЛОН МАК, СОМ, КОТ, МИР, РАК и постепенно переходим к анализу слов более сложной структуры при обязательном использовании или составлении детьми схемы – модели звукового анализа. Давайте, посмотрим это на примере односложных слов.
ДОМ
- Что я сказала? ( слово)
- Обозначь графически это слово.
- Собираем звуки. ( Пока устно)
- Скажем слово и послушаем, какой в нём первый звук.
- Скажем слово и послушаем, какой второй звук.
- Скажем слово и послушаем следующий звук.
- Сколько всего звуков.
Усложняем работу уже со схемами.
Эти задания необходимы для развития фонетического слуха, помня, что фонетический слух нужен для успешного обучения и для развития орфографического навыка.
Тема, «Опасные при письме места» начинается во второй части букваря. По опыту работы я убедилась, что эту работу нужно проводить раньше. Сами дети и подсказали. Всегда на доске печатаю четверостишие для дополнительного чтения и работы над стихотворением.
Глядит на облака рекаИ видит только облака.А облака – наоборот:Себя в реке лишь видят. Вот.
Я покажу на слове, в котором есть» опасность» при письме. Слово
РЕ К А
- Скажи и послушай слово. РЕКА
-Найди ударный слог и произнеси слово по слогам
-Как это сделать? (Сказать с удивлением: «Это река»?)- Определи, сколько в нём слогов. Как это сделаем? ( Проговорим его, как кричат на стадионе)
- Протяни первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй [р’]
- Обозначь выделенный звук условным значком.

Опять возвращаемся к слову. Протяни второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Гласный [и]
- Обозначь выделенный звук условным значком.

- Протяни третий звук в полном слове. [к]

- Обозначь выделенный звук условным значком.
- Протяни следующий звук в полном слове. [а]
- Обозначь выделенный звук условным значком.

- Произнеси по схеме слово и проверь, получилось ли у нас слово?

- А теперь спроси с удивлением: «Это река?» Определи, на какой звук падает ударение? А безударный?
Ударению я уделяю особое внимание. Приучаю во всех словах, особенно в 1, 2 классах обязательно ставить ударение и называть безударные гласные. А безударным гласным на письме доверять нельзя. Развиваю орфографическую зоркость.
- Сколько звуков в слове Р Е К А? ( 4 зв.)
Дети в основном знают буквы, умеют читать, и я сразу ввожу работу букв.
- На письменную работу звук [р’] , какую букву послал? ( букву эр согласного) .
- Напечатаем букву «эр» согласного под звуком [р’]
- Назовите второй звук в слове Р Е К А? ( -и-)
- Он ударный или безударный? (безударный)
- А, что это значит? ( Ему при письме доверять нельзя)
- Опасность. Ставим зелёную точку. Мы не знаем, какая буква на письме работает. Здесь, можно было бы и остановиться. Но в классе всегда найдётся ученик, который спросит: «Какую букву написать «и» или «е»? Такой ученик и натолкнул меня на мысль: «Почему бы сразу и начать работу по решению орфографической задачи в слабой позиции». Давайте решим эту орфографическую задачу и узнаем, какая буква работает на месте безударного звука. Как быть?
- А, я знаю!
- Я это слово увидел на доске.
Сразу многие зашумели и закричали, что и они увидели в четверостишие слово РЕКА.
- Вы смогли решить орфографическую задачу, вставьте зелёным цветом гласную – Е.
Работает буква «е» гласного. Вставим зелёным цветом.
- Следующий звук [к] и работает буква «ка» согласного
- И последний звук гласный [а]. Работает буква «а» гласного.
- Проверим слоговыми дугами, получилось ли у нас слово?
- Прочитаем по слогам слово.

Р Е К А
Сколько букв в слове Р Е К А ? ( 4 б.)
Следующее слово я взяла из букваря (Стр. 85)для звукового анализа. Слово ОСИНА. Ребята обратились к страничке букваря и прочитали правильно слово, вставив буквы безударных гласных О, А.
Можно взять слово для анализа, которого нет на страницах букваря и нет напечатанного на доске. Поставить проблему перед учениками.
- Как решить эту орфографическую задачу. Найдутся ребята, которые спросят у учителя о правильном написании слова.
Здесь ребята учатся обнаруживать « опасности письма», находить в любом письменном тексте, спрашивать у учителя. Уже на этом этапе воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, развивается орфографическая зоркость, память, уровень самоконтроля.
Какие упражнения я использую по развитию фонетического слуха?
1. «Назови слово с нужным звуком»
Можно выбрать любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, учитель ставит фишку в первую клеточку схемы звукового состава слова «Луна» и спрашивает, с каким звуком они должны подобрать слова.
Проведение этой игры важно и для расширения словарного запаса, активизации их словаря.
2. «Назови похожее»
Эта игра проводится для отработки следующей учебной задачи — различения твёрдых и мягких согласных звуков. Учитель называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен назвать слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным.
Сыр – сок, сыр – масло
Кит — кино, кит — люстра
3. «Лукошко звуков»
Это упражнение позволяет проводить его с самыми различными заданиями для учеников:
- собрать в лукошко гласные буквы, которые обозначают твёрдость (мягкость) согласного звука;
- собрать согласные буквы, имеющие только твёрдые (мягкие звуки);
- разделить буквы из лукошка на группы и т.д.
4. « Назови слово по последнему звуку»
Существует более простой вариант подобной игры по последней букве. Данная игра требует быть очень внимательным, чтобы не спутать понятия «звук — буква Задание: меняя лишь последний звук каждого слова (Кит – трактор – ракета –олень - нитки – индюк - кот) Обязательное требование: давать характеристику последнему звуку.
5. Можно предложить ребятам разгадать слово по его характеристикам. Например:
1-й звук – мягкая пара звука [л];
2-й звук – гласный звук [э];
3-й звук – твёрдая пара звука [н];
4-й звук - глухая пара звука [д];
5-й звук - гласный звук [а].
Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования, а ее решение должно начинаться с первых лет жизни ребенка. И для этого есть серьезные основания.
Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Игры по развитию фонетического слуха можно найти на сайтах в интернете