Особенности систем образования в зарубежных странах


ОПД.01 Педагогика
Тема 8.1. Развитие дошкольного образования за рубежом: понятие качества образования
Таблица «Особенности систем образования в зарубежных странах»
Критерии системы дошкольного образования в Китае системы дошкольного образования в Японии системы дошкольного образования в США
Возраст дошкольников Детские сады набирают детей дошкольного возраста от 3 лет и готовят их три года. Возраст детей, переходящих в начальную школу - 6-7 лет. В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу. В детские ясли (центр по уходу за детьми) ребёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы. И такая женщина со стороны общества выглядит не достаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские сады в Америке берут детей от полутора месяцев — именно столько длится в США декретный отпуск.
До четырех лет малыши посещают детский сад, а затем переходят в «kindergarten» — специальную группу при школе, подобие старшей группы в наших садиках.
Режим дня ребенка 6.30 - подъем; 7.00 - зарядка; 7.45 - завтрак; 8.30 - утреннее приветствие в группе; 8.45 - занятия; 10.00 - перемена (купание); 10.30 - игры на улице; 11.45 - обед; 12.15 - дневной сон; 15.00 - полдник; 15.30 - групповые игры, пение, танцы; 16.15 - игра; 17.30 - ужин; 18.00 - родители забирают детей домой.Государственные детские сады  бывают  двух видов — детский сад на полный день,  режим работы такого садика ежедневный плюс  суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада - это сад, в который принимают детей на полдня. В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения. В 7.00 двое из 10 воспитателей открывают детский сад. В 7.45 приходят еще четверо взрослых, а детей уже около 30. Двое продолжают находиться с детьми во дворе, в то время как остальные готовят комнаты к приему детей. Родители часто проводят с детьми и воспитателями вместе некоторое время, играя и разговаривая. В 8.30 приходят последние воспитатели. Дети свободно играют в помещениях и на улице с самыми разными игрушками и материалами. В 9.00 начинается день. Все садятся в кружок на полу на ковер в середине комнаты. Взрослые здороваются с каждым ребенком. Проводится ежедневная беседа, занятия по развитию речи. Затем детям в виде игры предлагают с приготовленного заранее поднос с разными предметами-символами, центров деятельности. Показывая по одному предмету, воспитатель предлагает по желанию заняться тем, что с этим связано: кисточка для рисования, кубик, сковородка, лего, книжка и т.д. По три ребенка идут рисовать, строить, в кукольный дом и т. д. Существуют некоторые правила: сменить вид деятельности можно только тогда, когда другой ребенок, с которым ты хочешь поменяться, кончит свое дело.
В 10.15 пора убирать все вещи. Потом детей ведут в туалет (мальчиков и девочек отдельно), и все выходят гулять. На улице пять воспитателей и директор, которые следят за детьми, а остальные готовятся к полднику. Детям выносят по чашке сока и печенье, они садятся прямо на траву. Перекусив, возвращаются в помещение, где снова можно заниматься в центрах. Есть и новые предложения: купать куклу, лепить из муки с водой, нанизывать бусы, готовить картофельный суп (здесь помогают все по очереди). Через 45 минут дети поют песню, сопровождая ее игровыми действиями, а когда суп готов, едят его. Затем они достают принесенные из дома коробки с едой, выходят на улицу и садятся за стол. Дети разговаривают друг с другом. Воспитатели помогают им открыть термосы, развязать пакеты. Если они видят, что у ребенка «неправильная» еда (чипсы, например), они просят передать маме, чтобы в следующий раз было что-нибудь более полезное. После еды коробки кладутся в шкафчики. В 12.30 за детьми, которые находятся в детском саду полдня, приходят мамы. В 12.45 оставшиеся дети отправляются отдыхать. Вначале они идут в туалет, чистят зубы, потом в групповую комнату, достают из своих шкафчиков матрасики и находят на полу место, чтобы их расстелить. Спят на полу, в одежде и обуви (на чрезвычайный случай). Воспитатели ходят по комнате, уговаривая детей не шуметь, гладят по спине тех, кому трудно заснуть. В 13.15 все спят, и воспитатели могут приготовиться в течение часа к вечерним занятиям. В 14.30 детям дают фрукты и сок, потом они играют на улице, слушают музыку или записи литературных произведений, смотрят книжки, делают аппликации, рисуют карандашами, вырезают. С 16.00 начинают приходить родители. Директор снова присматривает за детьми на улице. Многие родители остаются поговорить с воспитателями и директором. До 17.30 остаются два воспитателя, которые закрывают детский сад.
Наполняемость групп В Китае детские сады большие - 270 воспитанников и 60 взрослых. В группах по 26-28 чел. Детские сады различаются по времени пребывания в них детей, например, дневные; в некоторых дети остаются даже на ночь. Наполняемость групп очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.
Количество детей в группе от 6 до 12 человек, по 6 человек на одного воспитателя.
Содержание и принципы дошкольного образования Тесно связано с привитием культурно-гигиенических навыков, развитием физической активности, речи, формированием представлений о природе, обществе, музыке, искусстве. Особое внимание уделяется воспитанию нравственности: любви к Родине, народу, семье, детскому саду, воспитателю, товарищам, прививается уважение к старшим, чувство оптимизма, доверие.Деятельность детей в течение дня самая разнообразная. Дети играют в кубики, дежурят, купаются в ваннах по 3-4 чел. Их обучают литературному языку, выразительности речи, четкому произношению. У детей формируют умение высказывать свои желания, мысли и т.д.
Многие знания, которые дети получают в детских садах, можно применять на практике. Так, например, они учатся сажать растения и ухаживать за ними. Вместе с педагогом готовят еду и учатся ремонтировать одежду. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются   Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.
Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это:
социальные отношения
- здоровье, безопасность
- язык
- окружающая среда
- выражение чувств
благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания. Нередко  на японских улицах можно встретить малыша в октябре месяце в садовской форме в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. В детских садах предусмотрены  и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются  походы. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но, не как не конкретный ребёнок.
Регулярные коллективные походы на целый день,  проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона.   С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков.
В детском саду ребенок имеет возможность работать на компьютере, посещать библиотеку. Уделяется большое внимание развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка
Особенности воспитания В Китае официальное требование - наличие в семье только одного ребенка. Родители очень балуют его, поэтому считается, что в детском саду дети перестают быть эгоистами, им запрещаются драки, плохое поведение. Наказания отсутствуют. Все планы воспитатель должен готовить заранее. Вообще в стране придается большое значение дисциплине. Неслучайно китайскую систему дошкольного образования критикуют за суровость, косность, сверхотрегулированность. Дети на занятиях пассивны и послушны воспитателю, что, собственно, воспринимается, как забота о детях. Китайцы считают, что воспитатели - профессионалы, и только они могут правильно воспитать ребенка. За здоровьем детей в детских садах наблюдает медсестра. В группах работают обычно по два воспитателя и помощник. Вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие  родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.
В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка.  Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель)  в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию.  Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания.
В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок  не привыкал  к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это  социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы. Чем еще удивляет детский сад в США — это отношением к детям. Повысить голос на ребенка здесь недопустимо.
Если возникают ссоры, рискующие дойти до драки, воспитатель останавливает детей. Он очень тщательно разбирает суть вопроса, обсуждая конфликт. Когда кто-то из детей показывает законченную работу, воспитатель обсуждает ее с ребенком. Те, кто доставал игрушки, должны убрать их на место. Если ребенок отказывается подчиниться, воспитатель сначала просит его, потом аргументирует, потом смотрит ему в глаза и уговаривает, затем отправляет на штрафной стул. Длится такое сидение по минуте на каждый год возраста малыша.
Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо.
Вопросы для самоконтроля. Ознакомьтесь с таблицей и выпишите:
Отличительную особенность образования в Китае.
Отличительную особенность воспитания в Японии.
Отличительную особенность режима дня в США.
Составить аналогичную таблицу по следующим странам: Индия, Турция, Бразилия