Поэты не рождаются случайно… (творчество А.Ахматовой)

«Поэты не рождаются случайно»
(урок по творчеству А.А. Ахматовой).
Цель урока:
- познакомить учащихся с наиболее яркими фактами биографии А. А. Ахматовой, особенностями мировоззрения и становления её таланта;
- показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта; ввести в художественный мир поэта, раскрыть глубокую народность её поэзии.

Оборудование:
Оформление поэтического уголка: портрет А. Ахматовой, книги с её произведениями, свечи, цветы;
компьютер: программа – презентация «Microsoft Power Point»

Ход урока:

Слово учителя сопровождается показом слайдов.

2 слайд. «Поэты не рождаются случайно»


Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.

Учитель:

Эти строки принадлежат поэтессе, которая среди поэтов 20 века занимает особое место. Это Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко). Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя славы, и тяжесть отчаяния. Ей довелось пережить смерть близких, две страшных войны, обиды, предательства, личные трагедии

В первую очередь имя Ахматовой ассоциируется с Петербургом, там она прожила большую часть своей жизни. Но до Петербурга было ещё Царское Село – маленький «город муз». Там прошло детство и юность Анны Андреевны, там началось становление её поэтического дара.

3 слайд.
А родилась А. А. Ахматова под Одессой 11 июня 1889 года.

Первое стихотворение она написала в 11 лет. Отцу не понравилось увлечение дочери. И узнав, что она хочет напечатать свои стихи в одном из столичном журналов, не разрешил дочери «позорить фамилию». Тогда Анна решила взять фамилию бабушки. Так в русскую литературу вошла Анна Ахматова.

Я – голос ваш, жар вашего дыхания,
Я – отражение вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.

В литературу Ахматова вошла внезапно и быстро. Помог напечатать первую книгу Анне Андреевне в 1912 году её муж, Николай Гумилёв. Он отобрал из 200 стихотворений те 46, которые составили сборник «Вечер».

4 слайд.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики «Вечер» вышла маленьким тиражом (300 экземпляров), но была сразу замечена. В мае 1914, перед началом Первой мировой войны, вышел второй сборник Ахматовой «Четки». 1914 год она считала переломным в судьбе России, началом «не календарного, настоящего ХХ века». «Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе», – писала она в автобиографических заметках. С момента появления в 1914 году до 1923 «Четки» переиздавались 9 раз – редкий успех для «начинающего автора». В сборнике была продолжена линия «Вечера»: большая внутренняя сосредоточенность, напряженность психологического узора, лаконизм, точность наблюдений, отказ от напевности стиха, приверженность разговорной речи, приглушенные краски, сдержанные тона. Само название «Четки» указывало на «перебор» душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы. Во многих стихотворениях «Четок» – обобщение личных переживаний в приближенной к афоризму, эпиграмматической формуле:

Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает,
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха, И не знать,
Что от счастья и славы
Безнадёжно дряхлеют сердца.

Как и в «Вечере», в «Четках» не раскрывалась, не претворялась в развернутый рассказ душевная драма героини – ее покинутость, одиночество: Ахматова говорила больше об обстановке происходящего, решая тем самым сложнейшую задачу соединения лирики и психологической повести. Чувство воплощалось в явлениях внешнего мира; подробности, детали становились свидетельствами душевных переживаний.

Ученик:
5 слайд.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанье столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.

Учитель:

Наверное, главной чертой Анны Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

Ученик:

Сжала руки под тёмной вуалью
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Учитель:

Войдём в ворота дома №34 на Фонтанке. Тихий, уединённый парк, в центре которого расположился дом-музей Анны Андреевны Ахматовой.

6 слайд.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Всю жизнь бездомная, кочующая между Ленинградом и Москвой, Ахматова не слишком любила и это свое пристанище.

Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного дворца Я нищей
В него вошла и нищей выхожу.

6 слайд.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Эти слова Анны Ахматовой подтверждает скупая обстановка в мемориальной комнате:

7 слайд.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

вещей – минимум, среди них – резной сундук XVIII века итальянской работы, в котором хранились рукописи, корректуры и книги. Он был верным спутником хозяйки и сопровождал её во время всех квартирных странствий. Любой предмет, попадая в музей, становится свидетелем истории.

Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет.

7 слайд.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рабочий уголок в доме, где жила поэтесса, хранит следы былой красоты и величия, некое таинство совершавшегося когда-то здесь поэтического действа.

8 слайд.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Учитель:

Свобода была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла любовь мужа, а потом Николай Гумилёв был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. У Анны Ахматовой остался единственный сын Лев.
И триумфу Ахматовой в литературе был отпущен короткий срок. Поэзию потеснила Первая мировая война, затем революция. Ахматова ещё не знала, какие испытания готовила её судьба. В 1917 году она написала стихотворение, получившее большой общественный резонанс.

9 слайд.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой
И грешный,
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ледяные метели гражданской войны, страдания народа, разруха, гибель Гумилёва, место его захоронения было неизвестно, и Ахматова, глядя на многочисленные островки на взморье, мысленно искала его могилу, смерть Блока – всё это было для Ахматовой страшным сном. Но и теперь она сделала трудный и окончательный выбор. В 1918 началась массовая эмиграция: один за другим покидали Россию близкие Ахматовой люди: Б.Антреп, А.Лурье, подруга юности О.Глебова-Судейкина. Выбор Ахматовой был иным – она осталась в «глухой и грешной» России. Чувство связи с русской землей, ответственности перед Россией и ее языком побудило ее вступить в диалог с теми, кто бросил землю. К эмигрантам Ахматова обратила гневное:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Самооправдание эмиграции перед Ахматовой продолжалось долгие годы: с Ахматовой в книге «Я унес Россию» полемизирует Р.Гуль, к ней обращаются Г.Адамович, В.Франк. В 1917 эмигрировал в Англию офицер и художник Б.Антреп, так прокомментировавший свой отъезд: «Я люблю покойную английскую цивилизацию, а не религиозный и политический бред». Эти слова Ахматова назвала «недостойной речью» (Когда в тоске самоубийства). Из тверского села Слепнево она отвечала Антрепу от имени остающихся:

Ты говоришь, моя страна грешна,
А я скажу – твоя страна безбожна,
Пускай на нас ещё лежит вина,
Всё искупить и всё исправить можно.

21 января Ахматова прочитала эти строки на утреннике «О России», где на фоне констатации бесчестья и стыда России они поразили слушателей надеждой на покаяние и очищение. Впоследствии у адресата этих стихов Б.Антрепа не было сомнений относительно миссии безрассудно оставшейся в большевистской России Ахматовой: он изобразил ее в образе Сострадания на мозаике в Лондонской национальной галерее и придал ее черты Святой Анне в Соборе Христа Владыки в ирландском городке Маллингаре.

Она в полной мере разделила судьбу миллионов своих соотечественников. В октябре 1935 года на Анну Ахматову обрушилась ещё одна беда: был арестован её сын, Лев Гумилёв. Льву Николаевичу Гумилеву пришлось пройти лагерь, ссылки, но он стал учёным с мировым именем и не уехал из страны, как и его мать.

А потом была война. Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят». В конце сентября 1941 Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Стихотворение Ахматовой «Мужество» было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия. В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда».
В годы бедствий Муза являлась внутреннему взору Ахматовой с поникшим лицом, её крылья волочились по земле, она была босая, её голос был хриплым, а прекрасное лицо искажено страданием.

10 слайд.
Дай мне долгие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облачком в славе лучей.
Молитва.

Какое необыкновенное стихотворение, если вдуматься в непомерность жертв, самоотреченно перечисленных здесь поэтом.

11 слайд.
Стихи Ахматовой военного периода лишены картин фронтового героизма, написаны от лица женщины оставшейся в тылу. Сострадание, великая скорбь сочетались в них с призывом к мужеству, гражданской нотой: боль переплавлялась в силу. «Было бы странно назвать Ахматову военным поэтом, – писал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности».

О Великой Отечественной войне у Ахматовой есть цикл «Ветер войны», где воспета любовь к Родине, к России.

И та, что сегодня прощается
с милым, -
Пусть боль свою в силу она
переплавит,
Мы детям клянёмся, клянёмся
могилам,
Что нас покориться никто
не заставит.
Клятва.
А стихи о блокадных детях и сейчас невозможно читать без душевного смятения.

12 слайд.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Пережила Анна Ахматова и 1946 год, когда в августе грянуло постановление Центрального Комитета партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В этих журналах печатались Ахматова и Зощенко. В постановлении недвусмысленно говорилось о том, что подобным авторам нет места в советской литературе.

У Ахматовой было отобрано всё: возможность продолжать работу, печататься, её книги были под запретом. После исключения из Союза писателей она лишилась даже продовольственных карточек. Тогда её друзья создали так называемый фонд помощи Ахматовой, а в той ситуации это было подвигом. Позже она стала зарабатывать на жизнь из корейской, индийской, сербской, польской поэзии. Власти смотрели на Ахматову как на крайне неблагонадёжного человека, не забывая прошлое её родных: мужа и сына.

13 слайд.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Но была и очередная волна славы. И эта слава была не только в её стране. В апреле 1946 выступала в Колонном зале Дома союзов. Ее появление на сцене вызвало овацию, продолжавшуюся 15 минут. Публика аплодировала стоя. Ахматова не просто была возвращена в литературу – она олицетворяла спасенное от плена русское слово, несгибаемый русский дух. Летом 1964 года Ахматовой была присуждена одна из крупнейших литературных премий Италии «Этна - Таормина».
В 1949 вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов «Слава миру» (1950). Подобные стихи искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами – К.Симоновым, А.Твардовским, О.Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Истинное отношение к Сталину она выразила в стихотворении:
Я приснюсь тебе черной овцою,
На нетвердых, сухих ногах,
Подойду и заблею, завою:
«Сладко ль ужинал, падишах?
Ты вселенную держишь, как бусы,
Светлой волей Аллаха храним
И пришелся ль сынок мой по вкусу
И тебе и деткам твоим?».
Но жертва не была принята: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.
В 1965 году Анна Андреевна была в Англии, где получила почетное звание доктора Оксфордского университета. В этом же году вышел сборник стихов «Бег времени» - как итог её поэзии, её судьбы.

Анна Ахматова исполнила свое назначение на этой Земле. А если что-то не придумалось, не написалось, то «божественно спокойна и легка / Допишет Музы смуглая рука», Ахматова всегда ощущала присутствие музы за своим плечом, слышала шорох её крыльев, видела блеск её белой тени.

Я завет Твой, Господи, исполнила
И на зов твой радостно ответила,
На Твоей земле я всё запомнила

14 слайд.

Она скончалась 5 марта 1966 года. Кончина Ахматовой в Москве, отпевание ее в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, – откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве, – с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой». Круглый год на её могиле живые цветы. Для многих её творчество стало необходимым.

15 слайд.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Поэты не рождаются случайно
И в песнях и в стихах своих живут.
(Игорь Тальков)








13PAGE 15


13PAGE 141415