Урок-презентация по творчеству Булата Окуджавы


Урок внеклассного чтения по творчеству Булата Окуджавы.
И сама по себе не играет гитара ,А дана человеку как голос души.
Ю. Визбор
Песенная поэзия Б. Окуджавы –
упрямое объяснение в любви
к жизни, людям , добру…
С . Рассадин
Оборудование: выставка книг , портрет , рисунки , грамзаписи.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
По сложившейся в школе традиции первый урок в новом учебном году проводится как урок красоты. На нем идет разговор о нашей Родине , о ее прошлом и настоящем , о художниках и их картинах , о театре , кино. «Прекрасное есть сама жизнь» , - утверждал великий русский писатель Н.Г. Чернышевский. Но что может быть прекраснее хорошей песни , исполненной под гитару.
(Звучит песня в исполнении Б. Окуджавы «Отпустите , пожалуйста , синие шторы» )
Поэт Ю. Визбор писал : « И сама по себе не играет гитара…» Сейчас вы слышали живой голос замечательного русского поэта и прозаика , одного из создателей жанра современной авторской песни Булата Окуджавы. Ему и его стихам и песням мы посвящаем наш урок.
Ученик знакомит с биографией Б. Окуджавы.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве , где прошли детские и отроческие годы писателя. Его родители – партийные работники – были репрессированы , отец расстрелян в 1937 году.
Отец Б. Окуджавы был очень сердечный ,благородный человек. По – грузински любвеобильный к многочисленной родне , к друзьям дома. Насмешливый. У него был хороший голос ,он любил и умел петь, предпочитал классику или просто насвистывал какой – то старый мотивчик… В доме царил культ книги. Сын прачки , отец был начисто лишен «пролетарского» снобизма , напротив , очень тянулся к интеллигенции , к культуре и сына приручил. Каждую неделю водил в книжный магазин , причем обставлял это с такой торжественностью и столь серьезно предлагал ему самому выбрать книгу ,что Б. Окуджава помнит эти походы и благодарен ему. Когда отца , первого секретаря Нижнетагильского горкома , арестовали в 1937году и семье пришлось оставить казенную квартиру , они взяли с собой чемодан одежды и несколько картонных ящиков с книгами. Больше ничего не было.
Отец Б. Окуджавы был фанатиком и аскетом. Так жил и так заставлял жить всю семью. «Однажды под Новый год , - вспоминает Булат Шалвович , - пришел человек из горкома , принес ящик с мандаринами , грецкими орехами ,шоколадом. Мальчик ничего подобного не видел , был счастлив. Бабушка сказала : » До папы не трогать! « Вечером вернулся отец , пришел в жуткую ярость , позвонил в горком ,устроил скандал , велел забрать немедленно!»
Отец и мать работали целыми сутками. Маму Окуджава увидел после возвращения из лагеря со страшной душевной травмой, помнила отца , они любили друг друга. В их отношениях был элемент такого азиатского пристрастия , верности. Не только гибель мужа , но и крушение идеалов юности стало для нее трагедией. Она увидела , что то , что она делала фанатично и преданно , оказалось ложным и преступным, постоянно твердила : «Что мы натворили!»
Прямо со школьной скамьи Булат Окуджава добровольцем отправился на фронт. Был минометчиком ,радистом тяжелой артиллерии ,ранен. Затем – филологический факультет Тбилисского государственного университета , работа учителем русского языка и литературы в школах Калужской области. В 1955 году Булат Окуджава становится сотрудником областной газеты. Позднее работал редактором в издательстве « Молодая гвардия» , в «Литературной газете».
Первый поэтический сборник «Лирика» вышел у него еще в Калуге в 1956 году. В последующие годы широкое признание завоевывают « песни под гитару» Булата Окуджавы , которые он сам исполняет ,положив начало столь популярному ныне жанру авторской песни. Им выпущены книги стихов « Острова» , « Веселый барабанщик» , « Март великодушный» , « Арбат мой , Арбат « и другие , а также исторические повести и романы: «Бедный Абросимов» , « Похождения Шилова» , « Путешествие дилетантов» , «Свидание с Бонапартом» ,переведенные на многие языки.
Дворянин арбатского двора , с которым вся страна мечтала взяться за руки ,чтоб не пропасть поодиночке ,в свои последние дни не смог найти ни одного дружеского рукопожатия. 12 июня 1997 года около 22 часов по московскому времени Булат Шалвович Окуджава умер в чужом для него городе – в военном госпитале тихого парижского предместья Кламар. Он приехал во Францию с женой Ольгой на пару недель по частному приглашению и собирался дать концерт в узком кругу. Ему нездоровилось . Не так давно в США ему сделали операцию на сердце.
Отпевали Булата Окуджаву в русской церкви Александра Невского в Париже. Через несколько дней его привезли в Москву , ГДЕ В ТЕАТРЕ Вахтангова состоялось прощание с поэтом. Похоронен поэт на Ваганьковском кладбище.
Учитель.
Булат Окуджава стоит в одном ряду с такими поэтами_ песенниками, как Владимир Высоцкий и Александр Галич , Новелла Матвеева и Юлий Ким , Юрий Визбор и Евгений Клячкин , Александр Городницкий. Его признавали первым бардом , мастером , считали старейшиной песенного племени. Всех их роднило одно и то же время – время памятных событий , связанных с разоблачением культа личности , большими надеждами на обновление общества , на перестройку.
Расцвет творчества Булата Окуджавы пришелся на застойные времена ,когда люди боялись говорить правду , выдавали желаемое за действительное , когда по телевизору рапортовали только о наших достижениях : выполнили и перевыполнили планы , приняли обязательства , обогнали по всем показателям другие странны , одним словом, шагали впереди планеты всей. А на самом деле все было не так. И об этом смело писал поэт:
Ученик.
Земля изрыта вкривь вкось ,Ее сквозь выстрелы и пенье
Я спрашиваю: «Как терпенье?
Хватает ? Не оборвалось?
Выслушиваешь все наши бредни:
Кто самый первый , кто последний?..»
Она мне шепчет горячо:
«Я вас жалею , дурачье!
Пока вы топчетесь в крови ,Пока друг другу глотки рвете ,Я вся – в тревоге и заботе…
Изнемогаю от любви!
Зерно спалите – морем трав
Взойду над мором и разрухой ,Чтоб было чем наполнить брюхо ,
Покуда спорите , кто прав.»
Мы все трибуны , смельчаки ,
Все для свершений народились ,А для нее – озорники ,Что попросту от рук отбились.
Мы для нее , как детвора ,
Что средь двора друг дружку валит
И всяк свои игрушки хвалит…
Какая долгая игра!
Учитель. Или другое стихотворение «Антон Павлыч Чехов «
Ученик читает.
Антон Павлыч Чехов однажды заметил ,Что умный любит учиться , а дурак – учить.
Сколько дураков в своей жизни я встретил –
Мне давно пора уже орден получить
Дураки обожают собираться в стаю ,Впереди главный – во всей красе
В детстве я верил , что однажды встану ,
А дураков нету – улетели все!
Ах , детские сны мои , какая ошибка ,
В каких облаках я по глупости витал!
У природы на устах коварная улыбка-
Видимо , что-то я не рассчитал.
А умный в одиночестве гуляет кругами ,Он ценит одиночество превыше всего ,И его так просто взять голыми руками –
Скоро их повыловят всех до одного.
Когда ж их всех повыловят , наступит эпоха ,
Которую не выдумать и не описать.
С умным – хлопотно , с дураком – плохо ,
Нужно что- то среднее ,да где ж его взять?
Дураком быть выгодно , да очень не хочется ,
Умным – очень хочется , да кончится битьем…
У природы на устах – коварные пророчества…
Но может быть , когда – нибудь к среднему придем.
Учитель.
Его стихи можно сравнить с камнем , брошенным в пруд. Или лучше с кругами по воде от брошенного камня , они расходились , разбегались , разносились , переписываемые с пленки на пленку. Негромкий голос , незатейливая мелодия несли в себе то .чего не хватало в то время – искренность.
Звучит песня» Я пишу исторический роман»
« Каждый пишет , как он слышит ,не стараясь угодить…» И Окуджава писал так , как подсказывало ему сердце. Его стихи , проза , он сам – были для многих глотком свободы. Прожить 73 года и все эти годы отстаивать, и сохранять свою творческую и человеческую независимость в ХХ веке было невероятно трудно. Окуджава – один из очень немногих писателей , кого мы можем поставить в короткий список людей , определявших совесть русской интеллигенции в бессовестные времена России.
Он не любил президиумы ,награды , не выходил на публичные арены. Да его и не очень «жаловали власти ,пресса. Опальным , как скажем И.Бродского , Булата Окуджаву назвать нельзя. К нему применялась несколько другая тактика. Его или публично поносили , страстно доказывая , что он вообще не существует , то печатали , то не печатали , то выпускали за границу , то не выпускали. Придирчиво , с красным карандашом в руках , читали его статьи и интервью. Когда однажды он сказал , что в Х!Х веке хотел бы быть богатым помещиком , ему запретили зарубежные поездки. Одно время его объявили пацифистом и антипатриотом , а придворный писатель Л.Соболев говорил ,что Окуджава опаснее других именно потому ,что талантливее.( Кстати , был абсолютно прав.)
Песни его долгое время считались блатными , написанными для примитивной , низкосортной публики. Многие произведения не публиковались и увидели свет совсем недавно.
Но время расставило все точки .Булата Окуджаву знают , поют не только в нашей стране , но и за рубежом.
Показывается книга стихотворений и песен Булата Окуджавы на немецком языке.
Драматург Александр Володин дал такое определение песням Окуджавы : «Он положил начало созданию фольклора городской интеллигенции.» И еще добавил : «Народ , очевидно , становится все интеллигентнее , поэтому Окуджаву поют все.»
Звучит песня « Дежурный по апрелю»
Булат Окуджава написал много песен к кинофильмам. Они так вписываются в ту или иную картину , что становится не только ее музыкальным , но и смысловым ключом. Таковы его песни к кинофильмам: «Звезда пленительного счастья» , «Соломенная шляпка» , «Белорусский вокзал».
Звучит песня «Мы за ценой не постоим»
А всем знакомый фильм «Белое солнце пустыни»! И песня , которую поет герой фильма – таможенник Верещагин. Он ведь там не просто поет песню , он рассказывает о себе , раскрывает в ней свою сущность.
Песня «Госпожа – удача»
Нелегкая эпоха , нелегкая судьба вошли в песни Булата Окуджавы. В 1942 году добровольцем ушел на фронт ,попал в самое пекло ,был ранен. Как многие тогда , всласть хлебнул военного лиха. И , как у других писателей – фронтовиков , это обстоятельство самым решающим образом сказалось на его творчестве. Он написал немало стихов и песен о войне.
Ученица читает «До свидания , мальчики».
Ах, война , что ж ты сделала подлая :
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания , мальчики! Мальчики ,Постарайтесь вернуться назад.
Нет , не прячьтесь вы , будьте высокими ,
Не жалейте ни пуль . ни гранат ,
И себя не щадите…Но все – таки
Постарайтесь , вернуться назад.
Ах , война , что ж ты подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги…Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников , девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают , что верить вам не во что ,
Что идете войной наугад…
До свидания , девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Учитель.
Окуджава поет о тех , кто не вернулся с войны , он оплакивает их , он не скрывает , что война – великая бойня . и в то же время раскрывает войну как великое испытание для человека.
Стихи Окуджавы о павших – не реквием , а духовное торжество тех , кто честно исполнил свой долг. Так . о погибшем Леньке Королеве он скажет : «Все мне чудится , что за ближайшим поворотом Короля повстречаю опять».
Ученик читает стихотворение «Король»
А в другом своем стихотворении он обращается к фронтовому товарищу после того , как с войной покончили мы счеты : «Вставай , вставай , однополчанин , бери шинель- пошли домой».
Песня «Бери шинель»
Когда потом Окуджава вскользь бросил : »Гордых гимнов ,видит бог , я не пел окопной каше» , - он говорил правду. Ни воспоминаний о сражениях ,ни описания атак . Видимо , внешнего пафоса в его произведениях не было.
Кроме военной темы , в песенном творчестве Булата Окуджавы можно выделить тему любви и дружбы , природы , нравственности и ,конечно , тему Москвы и Арбата , где прошли детство и юность поэта. «Ах , Арбат , мой Арбат , ты - мое Отечество , ты и радость моя ,и моя беда « ,-пел поэт. А о любимом городе Москве всегда говорил : »То грустен он , то весел он , но он всегда высок «.
Окуджава был всегда убежден , что человека формирует не экстремальная ситуация ,а ранний опыт – этические нормы своего двора , как первого сообщества , микромира , отражающего законы большого мира.
Ученик читает стихотворение «Тот самый двор»
Тот самый двор , где я сажал березы ,
Был создан по законам вечной прозы
И образцом дворов арбатских слыл;
Там, правда , не выращивались розы ,
Да и Гомер туда не заходил…
Зато поэт Глазков напротив жил.
Друг друга мы не знали совершенно ,
Но , познавая белый свет блаженно ,
Попеременно - снег , дожди и сушь ,
Разгулы будней и подъездов глушь ,
И мостовых дыханье , неизменно
Мы ощущали близость наших душ.
Учитель
Именно арбатский двор научил его верности и братству , доброте , внимательности к женщине , любви.
Булат Окуджава верил в добро , в его абсолютную и непобедимую силу. Верил , как ребенок, поэтому в его творчестве много забавных , сказочных песен о королях , о бумажном солдате ,о муравье ,о голубом шарике. Однако, Окуджава не уводил от жизни , а возвращал нас к ее смыслу и сути , к сути ее главных истин и понятий. Таких , как дом и Родина, ДОЛГ И ПРАВДА , ВЕРА , надежда , любовь.
Песня «Живописцы , окуните ваши кисти»
Не стало Булата Окуджавы. С ним ушла легенда , погасла звезда , что горела на протяжении четырех десятилетий. Ушла целая эпоха, но песенная поэзия его жива ,потому что в ней упрямое объяснение в любви к жизни, людям, добру. Объяснение , которое никогда не прискучит , потому что оно всегда недостаточно.
Все поют песню «Давайте восклицать»