Формирование лингвострановедческой компетенции на основе французских песен


Формирование лингвострановедческой компетенции на основе французских песен
Песня - это верный помощник учителя французского языка. Песня - это мощное средство поддержания заинтересованности и мотивации к обучению и стимул к самостоятельной работе учащихся над языком.
Песня позволяет работать над произношением, обогащает словарный запас учащихся, она - прекрасный аутентичный материал для обучения аудированию, чтению, речи и письма.
Кроме того песня - источник страноведческих знаний.
Песня на начальном этапе: поем учимся.
Очень важно, чтобы знакомство с французским языком было успешным, на первом уроке стало доброй традицией петь. Например песенка про алфавит:
ABCDEFG                                      Les fillettes et les garçons
HIJKLMN                                chantent trè s bien
OPQRSTU cette petite chanson.
VWXYZ
Выбор песни имеет особое значение. Она должна быть простой по звукам и доступна для понимания. Например, A la que-leu-leu.
A la que-leu-leu,
A la queu e, à la queue
A la que-leu-leu,
A la queue oui, oui!
Как мы поем? Сначала слушаем песню в исполнении учителя, повторяем хором простые слова, дети встают друг за другом, «превращаясь» в утят, складывают руки за спиной и, имитируя утиные хода, ходят, распевая по классу. Мамой уткой, которая идет впереди, сначала бывает учитель, а затем по очереди сами дети.
Игровой момент доставляет им удовольствие и позволяет провести динамическую паузу. Петь в образе утят дети готовы столько раз, сколько нужно, чтобы каждый по очереди стал в голове колонны. С урока каждый ученик идет, выучив французский песенку, - свидетельство первого успешного контакта с языком.
Приступая к каждой новой песни, учитель обязательно рассказывает ее содержание. Чтобы дети лучше запомнили, выполнение всегда сопровождается жестами.
Как происходит «усвоения» песни? Сначала мы сокращаем песню, изучаем припев и 1-2 куплета. Если песня детям понравилась, добавляем по куплету. Когда песня усвоена, ее можно использовать для обогащения активного словаря учащихся, то есть выделять из текста отдельные существительные. Затем с этими словами можно проводить игры.
Приступая к прослушиванию каждой следующей песни, мы просим детей найти в ней знакомые слова, приучая школьников к внимательному прослушиванию.
Подбор песен
ABCD (Chanson d 'alphabet)
A la que-leu-leu
Frère Jacques
Par la fenêtre ouverte
A Paris sur un petit cheval gris
Champs - Elysèes (refrain)
Marionnettes
J'ai perdu le do de ma clarinette
Sur le port d 'Avignon
Qui a peur du méchant loup
J oyeux anniversaire
Bon anniversaire
Mademoiselle, voulez-vous?
Alouette
Dans une maison un grand cerf
Promenons - nous dans le bois
Si tu as de la joie au coeur
Dis - moi comment tu dis bonjour
La neige tombe
Papa Noël
Mon beau sapin
Les jolis nuages
Savez - vous planter les choux
Vive le vent
До тех пор, пока дети не научатся читать, все песни разучиваются на основе многократного повторения текста учителем. Позже алгоритм меняется:
1. Первое музыкальное «представление» песни;
2. Проверка понимания содержание в песне;
3. Повторное прослушивание песни: работу на этом этапе целесообразно проводить с опорой на текст;
4. Чтение текста песни с последующей отработкой звуков и интонации, эту работу также нужно проводить с опорой на текст песни;
5. Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы.
Песня и обучения аудированию.
Используя песню для обучения аудированию, я перед первым прослушиванием предлагаю ученикам задачи:
1. Voici une liste de mots, entourez ceux qui sont cité dans la chanson.
2. Écoutez la cha nson: combien de fois entend - on le mot «...»?
3. Notez les mots que vous comprenez.
Каждый ученик приводит после прослушивания записанные им слова. По коллективному списком слов группа пытается рассказать, о чем идет речь в песне.
Перед повторным прослушиванием:
Comblez les lacunes dans le texte de la chanson:
Bon anniversaire
Mes voeux les plus sincères
Que ces quelques fleurs
Vous apportent le bonheur
Que l'année entière
Vous soit douce et prospère
Et que l'an fini
Nous soyons tous réunis
 
Bon ...
Mes voeux les plus ...
Que ces quelques fleurs
Vous apportent le bonheur
Que l'année ...
Vous soit douce et ...
Et que l'an fini
Nous soyons tous réunis
Pour chanter en coeur
Bon ...
На среднем и старшем этапах обучения целесообразно предлагать мотивированным учащимся как индивидуальное домашнее задание записать текст песни, используя аудиозапись.
Песня как аутентичный страноведческой материал.
Существуют песни, которые составляют «золотой фонд» нации, ее богатство.
Работа с «особой» песней не может быть стандартной. Здесь мало просто понять текст и научиться его выполнять. Содержание песни нужно глубоко осмыслить. Можно сравнить украинскую, русскую и французскую песню на одну тему.
Rouget de LISLE
La Marseillaise
(l 'hymne national de la France)
 
Allon s, enfants de la p atrie,
Le jour de gloire est arrivé
Contre nous de la tyra nie
L'étendard sanglant est levé (bis)
Entendez-vous dans les campagnes
Mugir ces féroces soldats?
Il s viennent jusque dans vos bras
Égorger vos fils et vos compagnes.
 
 
DEVOIRS:
1. Quel est le genre de cette chanson?
2. A quoi voyons-nous que c 'etait une chanson militaire?
3. Quels mots soulignent le caractère guerrier de la chanson?
4. A qui s 'adressait l' auteur de la chanson au moment de sa création?
5. Quelles paroles montrent l 'a t tit ude de l' auteur envers l 'ennemi?
6. Quel était le message de la chanson?
7. Comment voit-on que le message de la chanson était d'inspirer les soldats?
8. Comment pouvez-vous expliquer ce que c 'est "l' hymne»?
9. La Marseillaise est devenue l'hymne de la France. Quel est son message actuel?
10. Y at-il dans le texte de la chanson des paroles qui restent et resteront toujours actuelles?
11. Rapppelez-vous le texte de l 'hymne de l' Uk raine. Quel est le message de l 'hymne Ukrainien?
12. Peut-on affirmer que le carac tère national se reflète dans l 'hymne du pays? Illustre z votre point de vue sur l' exemple de l 'hymne Ukrainien.
 
Les Feuilles mortes
Paroles: Jacques Prévert
Oh! Je voudrais tant que tu te souviennes  
Des jours heureux où nous étions amis  
En ce temps-là la vie était plus belle  
Et le soleil plus brûlant qu'aujourd'hui.
 
Les feuilles mortes se ramassent à la pelle  
Tu vois, je n'ai pas oublié  
Les feuilles mortes se ramassent à la pelle  
Les souvenirs et les regrets aussi.
 
DEVOIRS:
1. Quels sentiments naissent chez vous après l 'écoute de la chanson?
2. Quel est son thème principal?
3. Le héros lyrique, est-il un jeune homme ou un homme âgé? Motivez votre réponse.
4. Quels symboles a choisi s Jacques Prévert pour parler de la fin de l'amour?
5. Qu'est-ce qui a fait naître dans l'âme du héros des souvenirs amers et nostalgiques?
6. Donnez votre titre à cette chanson.
7. Si vous deviez tourner un clip, quelles images choisiriez-vous? Pourquoi?
8. Devoir à domicile (par écrit): Racontez l 'histoire d'amour des personnages de cette chanson.
L 'analyse d'une chanson
1. Quel est le sujet de la chanson?
2. Y at-il allusion à des références précises (lieux, êtres, événements, etc.)?
3. Quelle relation existe-t-il entre le titre et le contenu de la chanson?
4. Trouvez un autre titre à cette chanson. (Il serait intéressant aussi de demander aux élèves d'inventer un titre sans savoir encore celui qu'a effectivement choisi l'auteur).
5. Pouvez-vous identifier qui «dit» le message? Qui «fait» l'action?
Il est important de faire comprendre aux élèves que le «je» de la chanson n'est pas forcément identique à l'auteur: ce «je» est inventé comme le «je» d'un roman ou d'un poème.
6. A qui s'adresse-t-on dans la chanson?
7. Comment s'organise la chanson (son plan)? Est-elle découpée selon le type «refrain-couplets-refrain»?
8. Expliquer l'idée ou l'action principale de chaque couplet ou strophe?
9. Rélé vez le vocabulaire qui est relié au thème (sujet) de la chanson:
Noms Verbes Adjectifs Adverbes
10. Faites le tableau des verbes. Quels sont les temps et modes dominants? Quelle personne du verbe est employée principalement? Que pouvons-nous en conclure?
Ce tableau peut être révélateur du sens de la chanson.
11. Y at-il présence des caractéristiques de la langue parlée? Ont-elles une fonction spéciale?
12. Trouvez, chez un autre auteur une chanson qui traite du même sujet. En connaissez-vous dans votre langue maternelle? Comparez les différentes façons d'aborder le même sujet.
В старших классах при выборе песен я предлагаю ученикам подготовить презентации песенных произведений, которые им нравятся. Ученики подбирают произведения разных исполнителей, чтобы показать, как по-разному подходят авторы к разработке данной темы.
На нынешнем выпускном вечере мои ученики исполнили песню из репертуара Джо Дассена «L 'é t é indien».
Первый куплет исполняет выпускник, припев - выпускница, второй куплет - выпускница, припев - выпускник, последний припев девушка и юноша поют вместе, чем принесли большое удовольствие учителям, родителям, себе и одноклассникам.  
Литература
 
        Буренко В., Сафарян С. Методические рекомендации по развитию творческой личности ученика в процессе изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2013, №4.
        Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М .: 1989.
        Василюк Ф.Е. Психологи чески е переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.
        Калагаева Г.Г. Интенсификация обучения французскому языку при помощи учебных языковых игр // Иностранные языки в школе, 1995, №6.
        Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: 2004.
        Селевком Г.К. Современные образовательные технологии. - М .:   +2008.