Из опыта работы О применении мобильного компьютерного комплекса (МКК) на уроках английского языка

Новосёлова В. Э.
МОУ «Гимназия №7» г. Пермь

О применении мобильного компьютерного комплекса (МКК)

Последние годы компьютерное обеспечение средних учебных заведений резко выросло – это несомненный плюс. Качество оборудования возросло – это тоже вызывает оптимизм. Расширились возможности использования компьютеров – это вселяет надежду на радикальные изменения в образовании в целом и, в частности, гуманитарном. В декабре 2007 года российская производственная компания «Аквариус» поздравила нашу гимназию с покупкой своего оборудования, другими словами, школа получила мобильный компьютерный комплекс (МКК). В данном комплексе используются технологии и конструкции, защищенные патентами и правами на интеллектуальную собственность. Всё оборудование имеет сертификаты соответствия. В нашем учебном заведении МКК был установлен для апробации в кабинете английского языка в январе 2008 года.

Для начала внятно определим роль и место МКК в процессе обучения, так как это объясняется в руководстве по его эксплуатации. Данный комплекс может использоваться для изучения нового материала, работы с мультимедийной информацией, проведения самостоятельных занятий, организации коллективной работы учащихся в проектах, тестировании, работе в сети Интернет и др.

Действительно, насыщение учебного процесса компьютерами и радикальное увеличение информационных ресурсов нельзя воспринимать как внешние факторы учебного процесса. Это не помощь гуманитарному образованию техническими средствами обучения, то есть, это нельзя воспринимать как ТСО. Принципиально новый тип знания осваивается в новой информационной среде, в которой

стираются различия между исследовательскими, учебными, фундаментальными, прикладными знаниями и происходит синтез гуманитарных и естественно - научных знаний;
появляется возможность уйти от массовости, усреднённости, обезличивания знаний,
происходит погружение в систему единого знания, его личностное переживание, его усвоение как индивидуального опыта.

МКК, с одной стороны, облегчает проведение учебного процесса и позволяет получить удовольствие от работы; с другой стороны, требует тщательной, огромной подготовки учителя.

В России всегда были замечательные пользователи, талантливые программисты и всегда было принято ругать компьютеры, особенно бюджетные варианты, предназначенные для использования в учебных заведениях, отличающиеся невысоким качеством. Кратко опишу положительные стороны работы с МКК и недостатки поставленного оборудования и программного обеспечения, которое предлагалось производителем. Заводскую настройку необходимо было просто восстановить, программное обеспечение было настроено производителем.

Мобильный компьютерный комплекс состоит из портативных персональных компьютеров и оборудования для организации беспроводной сети, которые хранятся в мобильной тележке-сейфе. Мобильный компьютерный комплекс может также быть укомплектован многофункциональным устройством (МФУ) и проектором.

Организация учебного процесса
Тележка-сейф легко трансформируется в удобное рабочее место учителя с мобильным компьютером. Мобильные компьютеры учеников размещаются на партах и объединяются в беспроводную сеть с возможностью выхода в Интернет. «Для полного развертывания мобильного класса нужно всего несколько минут» - указано в руководстве по эксплуатации. Это действительно так, если не нужно перемещать МКК в другой кабинет. Стол – тележка сделана из металла, используется как зарядная станция для ноутбуков, поэтому она очень тяжёлая. Транспортировка загруженной ноутбуками стола-тележки из одного класса в другой требует времени.

В руководстве: «Мобильный компьютерный комплекс позволяет использовать компьютерные технологии в любом предметном кабинете при гарантированной защищенности оборудования. Работу мобильного компьютерного класса поддерживает специальное программное обеспечение, которое позволяет учителю руководить действиями учеников со своего мобильного компьютера». К сожалению, пакет программного обеспечения производителя не позволял нам работать с мультимедийными приложениями и графикой, которые требовали системных библиотек. Наши программы не запускались, завершаясь системной ошибкой. Системные администраторы гимназии переустановили программы, которые предлагались в изначальной комплектации, установили другую, стандартную для школы операционную систему.

Поставщики утверждают: «Работу мобильного компьютерного класса поддерживает специальное программное обеспечение, которое позволяет учителю руководить действиями учеников со своего мобильного компьютера. Количество ноутбуков учащихся в составе МКК может варьироваться от одного до пятнадцати». Другими словами, программа «Radmin Viewer» имеет неограниченное число подключений к серверу. В действительности максимальное количество компьютеров учеников, которые могут подключиться к компьютеру учителя, ограничено лицензией и составляет не более пяти. Но и при этом числе подключений компьютер учителя начинает притормаживать. Далее: «Точка беспроводного доступа предназначена для организации беспроводной связи ноутбука преподавателя и ноутбуков учащихся между собой». Беспроводные сети появились давно, но массово внедряются только сейчас. Мы, как пользователи, столкнулись с рядом проблем: иногда компьютер ученика отключался от сети (если было много подключений); скорость доступа беспроводной сети делится на все компьютеры, а она меньше обычных проводных сетей, в то время как программа «Radmin Viewer» требует канала большей ёмкости.

Возможность пользования ресурсами сети Интернет в нашем кабинете отсутствует. Следовательно, у нас ограничен доступ к информационным ресурсам. Это отдельная проблема, которая не относится к содержанию данной статьи.

Функции МКК
Функция «Наблюдение»
Позволяет с рабочего места учителя наблюдать за экраном каждого из учеников или за экранами всех учеников.
Функция «Дистанционное управление»
Позволяет с компьютера учителя руководить компьютером каждого ученика для того, чтобы помочь ему в решении задачи и/или продемонстрировать ее решение.



Функция «Виртуальный учитель»
Дает возможность временно превратить компьютер кого-либо из учеников в компьютер учителя, чтобы продемонстрировать всему классу изображение на экране ученического компьютера.

Функция «Передача изображения монитора»
Дает возможность передавать изображение экрана учителя на экран компьютера ученика, группы учеников или всего класса.

Существует также дополнительная функция дистанционного администрирования всех мобильных компьютеров.

На компьютере учителя находится также сетевой диск, с которого учащиеся могут копировать к себе на компьютер необходимые файлы. По завершению занятия компьютеры возвращаются в тележку-сейф и надёжно (но с большими усилиями) закрываются. В тележке предусмотрено централизованное подключение к электросети и внутренняя разводка для подзарядки аккумуляторов мобильных компьютеров во время хранения. Для обеспечения электрической безопасности тележка-сейф оборудована аварийным выключателем.

Работа с МКК с каждым днём совершенствуется не только в творческом, но и в технологическом плане. Использование МКК на уроках не является самоцелью. Применение МКК в образовательном процессе способствует повышению качества обучения за счёт увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, повышается степень усвоения учебного материала, развивается компетенция самообразования и саморазвития.





15