Урок развития речи 9 класс с презентацией: «Написание сочинения на лингвистическую тему»


«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» Открытый урок по теме: 1.В воскресенье отец разбудил меня, когда было еще совсем темно.-2Вставай-ка живо!3Всю красоту проспишь,соня.4На тетеревиный ток опоздаем!5Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока ,и ,когда я был готов, мы двинулись в путь.6.По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.7.Прямого пути не было ,пришлось сделать крюк -обойти низину. И тут я вспомнил ,что ружьё-то мы забыли…-9Не беда,- успокоил меня отец.10-Не за тем идём…11.Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?!12.Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему лесу.13.Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёю.14.У дороги застыли вербы в серебряном пуху.15.Внезапно отец остановился, затаил дыхание…16Вдали,в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.-17.Кто-то проснулся?- спросил я.18.Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших черных птиц.19.Мы спустились в овраг и подошли ближе.20.Тетерева не спеша поклевывали на березах почки, важно прохаживались по веткам.21.А одна птица сидела на вершине берёзы, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и очень сильно что-то бормотала.-22Знаешь,- сказал отец,- это лучшая песня.23.Послушаешь ее, и весь месяц на душе праздник!-23.Какой?-спросил я.-24.Весенний….25.Конец зимнему царству.26.С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, серебряный березняк и, тёмные силуэты птиц и песню… Напишите сочинение-рассуждение «Правила синтаксиса определяют логическое отношение между словами,а состав лексикона соответствует знаниям народа,свидетельствует о его образе жизни» Н.Г.Чернышевский 1. Тезис.2. 1 доказательство.3. 2 доказательство.4. Вывод. План сочинения-рассуждения. План написания Наличие обоснованного ответа на поставленный вопросНаличие примеров-аргументовСмысловая цельность,речевая связность и последовательность сочиненияКомпозиционная стройность работы Схема сочинения1.Небольшое вступление о роли лексики и синтаксиса в прояснении смысла сказанного.2.Пример лексического явления в тексте,его роль.3.Пример синтаксического явления в тексте и его роль.4.Вывод (слова Н.Г.Чернышевского) ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. Риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.  Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.Ломоносов)Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков) Риторическое восклицание приём передачи кульминации чувств. передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. Какое лето, что за лето!Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)О времена, о нравы! (латинское изречение) Сложные предложения Подчинительные отношения(образ действия,признак,цель,причина,следствие)Сочинительные отношения(последовательность,противопоставления событий) Примеры вступления Лексика может многое сказать о мышлении каждого из нас,о том,что хотели бы мы выразить в сврей речи.Но отношение человека к тому,что он говорит,помогают понять грамматические законы построения предложений.Слова Чернышевского о языке показывают,как взаимодействуют лексика,называющая предметы,события и явления в мире,и грамматика,отражающая их взаимосвязь в человеческой речи. Примеры-аргументы 1.Синонимы (пр.2 «живо»)для повышения образности и художественной выразительности речи;2.Многозначное слово (пр.11 «полотно»)делают речь образной,помогают увидеть оттенки смысла. Примеры-аргументы Однородные члены (пр.19) «пригляделся» и «заметил»(помогают передат последовательность действий героя)Риторическое восклицание (пр.2,11) передают чувства отца,который хотел,чтобы сын услышал прекрасную весеннюю песню птиц. Заключение-вывод Таким образом,синтаксис и лексические законы очень часто оказываются слиты воедино и помогают лучше понять авторский замысел.Все перечисленное позволяет доказать справедливость высказывания известного писателя Н.Г.Чернышевского о том,что»правила синтаксиса определяют логическое отношения между словами,а состав лексикона соответствует знаниям народа.свидетельствуют о его образе жизни»