статья Метод проектов в реализации деятельностного подхода в обучении истории.


Метод проектов в реализации деятельностного подхода в обучении истории.
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
Приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
Развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
На протяжении ряда последних лет российская школа ставит перед собой задачи развития творческого мышления учащихся, полагая, что только творчество может обеспечить включение человека в сферу общественного производства и удовлетворить его потребности в самореализации.
Творчество – это продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Результатом творчества являются научные открытия, изобретения, новые музыкальные и художественные произведения, решение новых задач в труде людей совершенно разных специальностей.
Для повышения интереса учащихся к предмету я использую проектную деятельность и последующую презентацию своей работы перед учащимися других классов, что позволяет учащимся прочувствовать необходимость своих исследований и свою значимость в процессе обучения. Ученик чувствует цену своим знаниям, что стимулирует его к продолжению обучения.
Ребенок, по сути своей является творцом, он ежедневно исследует окружающий мир, делает открытия, изучает прошлое и настоящее. Только это может сформировать человека, как личность, обеспечить его самореализацию. Потребность познавать мир и его сущность заложена в нас природой, необходимо лишь способствовать этому желанию. Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Немаловажными являются усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, наблюдательность, внимательность, терпение, настойчивость, целеустремленность и это лишь малая часть тех качеств, без которых трудно добиться успеха в учении. Как привить детям эти качества? Ведь громадность учебного материала, который нужно усвоить и запомнить, монотонность и однообразие знаний лишь отталкивает детей от желания учиться. Но в детях все же есть потребность к познанию, необходимо лишь пробудить ее. Организовать учебную деятельность с опорой на желание, со связью с будущей профессией. Организовать исследовательскую деятельность, направленную на возможность самореализации учащихся. Проектная деятельность воспитывает значимые общечеловеческие ценности, такие как партнерство, толерантность, диалог, чувство ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно. В образовательный потенциал проектной деятельности входит создание у учащихся образа цельного знания, повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации, умение обосновать результат). Развивающий потенциал проектной деятельности заключает в себе исследовательские и творческие способности личности, способность к самоопределению и целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и время, навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. Проектная деятельность так же способствует формированию такой компетенции, как культура выбора (при выборе темы исследовательской деятельности). Результатом такой работы для ребенка служит приобретение новых знаний в процессе исследования, одобрение товарищей, самоутверждение – для изменения статуса личности при публикации своей работы, осознание нужности в детском коллективе.
В результате успешной реализации исследовательской работы учащиеся будут способны осуществлять самостоятельную учебную деятельность, адаптироваться в социуме, осваивать образовательные программы с учетом склонностей, интересов и индивидуальных особенностей.
Метод проектов на уроках истории направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что не мало важно в изучении истории своей страны. При использовании метода проектов по истории необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии, креативность учащихся.
Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Предмет предполагает и узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы связанные с историей города, семьи, развитие и реклама декоративного искусства Малой Родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Исторические проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. Итогом которых могут стать выпуск книги «История моей Родины», постановка сценок из жизни людей данной местности, обрядовые праздники, фотоальбомы «Мои достижения и вклад в историю города» и т.д.
Работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащихся, предполагает творческий поиск, а моя роль - советы по организации работы, консультации при отборе материала, своевременная корректировка деятельности учеников, качественная и количественная оценка деятельности учащихся.
Проектная деятельность способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей внутренней фантазии, приближает результат процесса профессионального самоопределения, то есть готовность к выбору будущей профессии.Разработка проекта – это коллективная работа учащихся и учителя, одна из форм сотрудничества. На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником, исчезает барьер страха перед необходимостью отвечать или спрашивать о непонятом. Ребята чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.
Проектная деятельность позволяет изучать не только программный материал, но материал, выходящий за пределы учебной программы, используя информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их реорганизация.
Литература:
1. Битянова М. Развитие проектного мышления
2.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г.
3.Столбова Н.А. Проектная деятельность в краеведении. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Издательство «Просвещение
4. Пахомова М.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты