Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
с.Спасское
(Новосельский филиал)



«Утверждаю»
Директор школы

__________________
Ж.Б. Клименкова
Приказ № _____
от «___»____________ 201__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО___ обществознанию___(включая экономику и право)_________

(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)



________________8_________________

(классы)



_____________ 2014 – 2015 учебный год____________________________

(сроки реализации)



Согласовано на методическом объединении.
Протокол № ______
от «___» _________ 201___г.














Рабочую программу разработал (-а):
Голубенко Н.П.


Ф.И.О.

должность:
учитель истории




Подпись разработчика:
_________________________





___________2014 ____________

(год разработки)








Содержание:

1. Пояснительная записка с. 3 - 4
2. Содержание программы учебного предмета с. 4 - 5
3. Требования к уровню подготовки обучающихся с. 5 - 6
4. Литература и средства обучения с. 6 - 7
5. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе) с. 8 - 9


































Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право).
Учебник:
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. - М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
Количество часов: всего - 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).

Распределение учебного материала курса


Разделы, темы
Кол-во часов


1
Введение
1

2
Личность и общество
4

3
Сфера духовной жизни
8

4
Экономика
15

5
Социальная сфера
5

6
Итоговое повторение
1


Всего:
34


Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об экономике, об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений, в сферах экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.

Формы и средства контроля
Формы контроля: тестирование, понятийные диктанты, контрольные и самостоятельные работы, рефераты, проекты, презентации.
Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дан четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Содержание программы учебного предмета
8 класс (34 ч)
Тема 1. Личность и общество (4 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение, неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь;
описывать основные социальные объекты (выделяя их существенные признаки), человека (как социально-деятельное существо), основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять
их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебного текста и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Литература и средства обучения

Основная учебная литература:

1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. - М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

Дополнительная учебная литература:
1. Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. – М.:Вита – Пресс, 2001. – 64 с.
2.Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544 с.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 – 8 кл. ОУ. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010. – 224 с.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей ОУ. – М: Просвещение, 2010. – 157 с. – (Текущий контроль). (Электронный учебник).
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя. – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. – 160 с.
Трудовой кодекс РФ – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. – 256 с.
Уголовный кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
ФЗ «Об образовании в РФ». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
ФЗ «О гражданстве РФ». – Москва: Проспект, 2010. – 24 с.
Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
Человек и общество. Современный мир. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.

Перечень рекомендуемых средств обучения:
Дидактические материалы:
1. Индивидуальные карточки разного уровня сложности.
2.Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.

Учебные и справочные пособия:
Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.

Средства обучения:
Проектор
Нетбук
Презентации по темам
Варианты тестовых заданий по каждой теме











































Календарно-тематический план
(приложение к рабочей программе «Обществознание (включая экономику и право». 8 класс»)


Уро ка
Раздел, глава,
тема урока

Ч


Д. З.

Новые понятия

Формы контроля


Дата



1


2
3

4
5





6

7
8
9


10
11
12


13





14

15-16
17
18

19

20-21


22
23
24
25


26

27

28




29

30

31

32
33


34
Введение
Раздел I. Личность и общество. Быть личностью Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества Повторительно – обобщающий урок. Личность и общество.
Раздел II. Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни
Мораль Долг и совесть Моральный выбор это ответственность Образование Наука в современном обществе Религия как одна из форм культуры Повторительно – обобщающий урок. Сфера духовной культуры
Раздел III. Экономика Экономика и ее роль в жизни общества Главные вопросы экономики Собственность Рыночная экономика Производство основа экономики Предпринимательская деятельность Роль государства в экономике Распределение доходов Потребление Инфляция и семейная экономика Безработица, ее причины и последствия Мировое хозяйство и международная торговля Повторительно – обобщающий урок. Экономика
Раздел IV. Социальная сфера
Социальная структура общества Социальные статусы и роли Нации и межнациональные отношения Отклоняющееся поведение Повторительно – обобщающий урок. Социальная сфера
Итоговое повторение

1

4
1
1

1

1

8


1

1
1
1


1
1
1


1




15
1

2
1
1

1

2


1
1
1
1


1

1

1


5

1

1

1

1
1


1


§1 §2

§ 3




§4
§5 §6 §7

§8 §9 §10






§11
§12 §13 §14
§15 §16
§17 §18 §19 §20

§21 §22






§23

§24

§25

§26



Индивид, личность, мировоззрение, общество, социальные нормы




Духовная сфера жизни общества, мораль, добро, долг, совесть, моральный выбор, свобода, религия, свобода совести















Потребности, ограниченность ресурсов, свободные блага, экономические блага, альтернативная стоимость, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, имущественные отношения, собственность, частная, общественная и коллективная собственность, конкуренция, спрос, предложение, рыночное равновесие, отрасль экономики, товар, услуги, факторы производства, производительность, разделение труда, экон. свобода, фирма, налог, гос. бюджет, прожиточный минимум, потребление, инфляция, сбережения, процент, банковский кредит, потребительский кредит, безработица, мировое хозяйство, внешняя торговля




Социальная структура общества, социальная мобильность, этническая группа, отклоняющееся поведение








К/р № 1

















К/р № 2

























К/р № 3











К/р № 4



Устный блиц - опрос



























13PAGE 15


13PAGE 14915




15