Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
с.Спасское
(Новосельский филиал)



«Утверждаю»
Директор школы

__________________
Ж.Б. Клименкова
Приказ № _____
от «___»____________ 201__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО___ обществознанию__(включая экономику и право)_________

(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)



________________7_________________

(классы)



_____________ 2014 – 2015 учебный год____________________________

(сроки реализации)



Согласовано на методическом объединении.
Протокол № ______
от «___» _________ 201___г.














Рабочую программу разработал (-а):
Голубенко Н.П.


Ф.И.О.

должность:
учитель истории




Подпись разработчика:
_________________________





___________2014 ____________

(год разработки)







Содержание:

1. Пояснительная записка с. 3 - 4
2. Содержание рабочей программы с. 5 - 6
3. Требования к уровню подготовки обучающихся с. 6 - 7
4. Литература и средства обучения с. 8
5. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе) с. 9 - 17






























Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право).
Учебник:
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2009. – 256 с.
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).

Распределение учебного материала курса


Разделы, темы
Кол-во часов


1
Введение
1

2
Человек среди людей
5

3
Человек и закон
12

4
Человек и экономика
11

5
Человек и природа
4

6
Итоговое повторение
1


Всего:
34


Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 7 классе - это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два новых направления: человек и закон, человек и экономика.
Цели и задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций

Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах российского законодательства;
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса. Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.








Содержание рабочей программы
Тема 1. Человек среди людей ( 5 часов)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон (11 часов)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (10 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (4 часа)
Человек часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
*осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями, социальным положением.







Литература и средства обучения

Основная учебная литература:

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.:
Просвещение, 2009. – 256 с.

Дополнительная учебная литература:
1. Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. – М.:
Вита – Пресс, 2001. – 64 с.
Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544 с.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 – 8 кл. ОУ. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010. – 224 с.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей ОУ. – М: Просвещение, 2010. – 157 с. – (Текущий контроль). (Электронный учебник).
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя. – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. – 160 с.
Трудовой кодекс РФ – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. – 256 с.
Уголовный кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
ФЗ «Об образовании в РФ». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
ФЗ «О гражданстве РФ». – Москва: Проспект, 2010. – 24 с.
Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
Человек и общество. Современный мир. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.


Перечень рекомендуемых средств обучения:
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Человек. Право. Экономика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для уч-ся ОУ. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с.
Дидактические материалы:
1. Индивидуальные карточки разного уровня сложности.
2.Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.

Учебные и справочные пособия:
Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.

Средства обучения:
Проектор
Нетбук
Презентации по темам
Варианты тестовых заданий по каждой теме









Календарно – тематический план (приложение к рабочей программе «Обществознание (включая экономику и право). 7 класс»)


Тема урока, элементы содержания
Оборудование
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы
контроля
Задание на дом
Понятия
Дата

1.
Введение
(Знакомство с курсом «Обществознание» 7 класса. Цели, задачи из учения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника)
Учебник.
Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета

Анализ структуры учебника
Стр. 3-6



Раздел 1. Человек среди людей (5 часов)

2
Отношения между людьми
(Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия)
Учебник.

Знать основные положения
урока.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-давать определения понятий;
-приводить примеры межличностных отношений.
Работа с текстом учебника

§1;
Работа с текстом учебника с18№3

Межличностные отношения
Симпатия антипатия стереотип
Официальные отношения



3
Ты и твои товарищи
(Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может стать лидером. Что можно, чего нельзя и что за что бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.)
Учебник.
Карточки с заданиями
Знать основные положения
урока.
Уметь:
-анализировать, делать выводы -объяснять свою точку зрения. давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их
Индивид. тест
Работа в тетради
§2; «В классе и дома», №9, -письменно -
с. 31

Групповые нормы


4
Зачем люди общаются
(Необходимость общения для человека. Каковы цели общения. Содержание, форма и культура общения
Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово - серебро, молчание - золото»)
Карточки с заданиями
Знать основные положения
урока.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-давать определения понятий;
Работа в группах по заданиям
Работа в тетради
§3;вопросы с. 41-42; с 43 №3,
Общение
Потребности



5
Почему нужно быть терпимым?
(Как возникают конфликтные ситуации. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Пути решения.)
Учебник.

Знать основные положения
урока.
Уметь:
-анализировать, делать выводы - объяснять свою точку зрения.

Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их Работа в группах по заданиям.
Работа в тетради
§4; Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их « В классе и дома» №4, №5 – с. 55 (по группам).

Конфликт
Инцидент
Сотрудничество
Компромисс



6

Повторительно – обобщающий урок. Человек среди людей.
Тестовые задания
Знать:
-основные положения раздела «Человек среди людей»;
Уметь высказывать свое мнение, работать с тестовыми заданиями, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
Понятийный диктант
Тест
С. 56;
Повторить понятия





Раздел 2. Человек и закон (12 часов)

7-8
Что значит жить по правилам
(Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры)
Учебник.
Рабочая тетрадь
Карточки с заданиями
Уметь высказывать своё мнение. Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятиям, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.
Лабораторная работа в группах по заданиям; работа с документами. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях
Работа в тетради

§5; вопросы с. 66 – 67; Подготовить пословицы и поговорки по теме
Р.т.

Социальные нормы
Правила
Ожидания
Привычка Обычаи
Церемонии
Обряды
Ритуал Традиции
Этикет
Манеры
Сетикет


9-10
Права и обязанности граждан
Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита
Учебник.
Памятки.
Таблица
Правовые документы.
СМИ.
Знать:
-основные положения урока;
-термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-находить в СМИ информацию по заданной теме;
-приводить примеры правовых отношений
Составить таблицу «Гражданские и политические
права». Работа с документами. Составить словарик темы
Перечислить свои права
§6; «В классе и дома»,с. 76 №1, 3, 4;
Р.т
Гражданин
Права:
Гражданские
Политические
Экономические
Культурные
Декларация
Пакт




11-12
Почему важно соблюдать законы
(Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина)


Учебник.
Правовые документы.
СМИ.
Кодексы Р.Ф.







Знать:
-основные положения раздела;
-термины: свобода, закон, справедливость.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов.
Индивид. тест
Работа в тетради
§7; вопросы
с. 85

Конституция РФ
Права
Обязанности
Закон
Преступление
Правонарушение




13
Защита Отечества
(Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество)
Учебник. Правовые документы.
СМИ.
Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Знать:
- основные положения урока;
- термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения;
- понимать важность выполнения священного долга – службу в армии;
-давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
- осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ
Составить словарик темы. Работа в группах по заданиям (анализ материалов СМИ)
Нарисовать картинки по данной тематике урока.
Работа со схемами
Работа в тетради
§8, вопросы
Р.т.
Военная присяга
Повестка
Военнообязанные граждане


14
Что такое дисциплина
(Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение)

Учебник. Памятки.
Знать:
-основные положения урока;
-термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;
-приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;
-выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения
Составить словарик темы. Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их
Привести примеры из литературных произведений
Работа в тетради
§9, вопросы
Р.т.
Дисциплина
самодисциплина


15
Виновен – отвечай
(Виды нормативно - правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Презумпция невиновности)
Нормативно – правовые акты. Учебник. Правовые документы.
СМИ.
Кодексы РФ
Конституция РФ
Знать:
-основные положения раздела;
-термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-соотносить конкретный казус с видом правонарушений;
-работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения
Лабораторная работа с нормативно- правовыми документами, составить словарик темы, схему «Виды право- нарушений», таблицу «Признаки преступления »
§10, вопросы
Р.т.
Табу
Противозаконное поведение
Кодекс
УК РФ
Проступок
Преступление
Подстрекатели
Соучастники




16 - 17
Кто стоит на страже закона
(Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан)
Нормативно – правовые акты. Учебник. Правовые документы.
СМИ.
Кодексы Р.Ф.
Конституция Р.Ф.
Знать:
-основные положения урока;
-термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-понимать содержание и значение правовых норм.
Составить схему «Структура правоохранительных органов Р.Ф.
§ 11.
Составить словарик темы
Подготовиться к тесту и понятийному диктанту.
§11,вопросы
Р.т.
ФСБ
Таможня
Прокуратура
Адвокат
Нотариус
Нотариат
Суд
ОВД
Презумпция невиновности
Милиция


18



Повторительно – обобщающий урок по разделу «Человек и закон»
Тестовые задания
Знать:
-основные положения раздела;
Уметь высказывать свое мнение, работать с тестовыми заданиями, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
Понятийный диктант
Тест




Раздел 3. Человек и экономика (11 часов)

19-20
Экономика и её основные участники
(Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен)
Учебник. СМИ.
Памятки.
Знать:
-основные положения урока;
-термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель;
-сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-решать познавательные и практические задачи в рамках материала
Составить схему «Сферы экономики»
Групповая работа, работа со схемами и таблицами.
Работа в тетради
§12, вопросы; Написать мини-сочинение «Все работы хороши- выбирай на
вкус!»
Р.т.
Экономика
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Натуральное хозяйство
Производительность труда
Производитель
Потребитель
Ресурсы



21
Золотые руки работника
(Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда)
СМИ.
Учебник.
Трудовой кодекс РФ
Знать:
-основные положения урока;
-термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда»
Работа в тетради
§13, вопросы; Подобрать пословицы и поговорки о труде. Подготовить сообщения по газетным статьям о людях труда
Р.т.
Труд
Заработная плата
Квалифицированный труд


22
Производство: затраты, выручка, прибыль
(Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль).
СМИ.
Учебник.
Трудовой кодекс РФ
Знать: - основные положения темы -основные понятия Уметь: -решать простейшие задачи
Групповая работа с документами, решение задач Работа в тетради
§14, вопросы;
Р.т.
Производство
Затраты
Выручка
Прибыль
Налоги
Капитал


23-24
Виды и формы бизнеса
(Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства)
СМИ.
Учебник.
Трудовой кодекс РФ
Знать:
-основные положения урока;
-термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты;
-приводить примеры из жизни по теме
Проект «Мой бизнес»,
Групповая работа с дополнительным материалом, кроссворд
Работа в тетради
§15, вопросы
Р.т.
Бизнес
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
Собственность
Акционерное общество акции



25
Обмен, торговля, реклама
(Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама)
СМИ.
Учебник.
Трудовой кодекс РФ
Знать:
-основные положения курса;
-определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-применять знания на практике;
-самостоятельно моделировать заданную ситуацию
Работа с дополнительным материалом, инд. задания
Работа в тетради
§16, вопросы;
Нарисовать рекламу своего товара
Р.т.
Обмен
Товар
Рынок
Стоимость
Цена товара
Торговля



26
Деньги и их функции
(Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют)
СМИ.
Учебник.
Трудовой кодекс РФ
Знать:
-основные положения урока;
-определения понятий: деньги, бартер.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-ориентироваться в типичной для подростка ситуации;
-осуществлять поиск необходимой информации
Работа со схемами и доп. материалом
Индивид. Задания
Работа в тетради
§17,
вопросы
Р.т.
Деньги
Монета
Банкнота
Кредитная карта
Банк
Ассигнация
Номинал





27- 28
Экономика семьи
(Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве)
СМИ.
Учебник.
Трудовой кодекс РФ Семейный кодекс РФ
Знать:
-основные положения урока;
-термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;
-решать практические задачи в рамках темы
Работа с дополнительным материалом,
кроссворд
§18, вопросы; Написать мини – сочинение «Наш семейный бюджет» Подготовиться к повторительно – обобщающему уроку
Ресурсы:
Материальные
Трудовые
Энергетические
Финансовые
Личное и подсобное хозяйство
Семейный бюджет


29



Повторительно – обобщающий урок по разделу «Человек и экономика»
Тестовые задания
Знать:
-основные понятия раздела;
Уметь высказывать свое мнение, работать с тестовыми заданиями, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.
Работа в тетради
Тест
Понятийный диктант




Раздел 4. Человек и природа (4 часа)

30
Воздействие человека на природу
(Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации)
СМИ.
Учебник.

Знать основные положения урока. Показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы. Приводить данные об угрозе экологического кризиса. Характеризовать глобальные проблемы человечества.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с дополнительным материалом, групповые задания
Работа в тетради
Индивид. задания

§19,
вопросы

Атмосфера
Биосфера



31
Охранять природу – значит охранять жизнь.
СМИ.
Учебник.

Знать основные положения темы.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Групповая работа с документами
Индивид. задания
Работа в тетради
§20, вопросы
Браконьер
Заповедник




32
Закон на страже природы.

(Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения)
Нормативно – правовые акты. Учебник. Правовые документы.
СМИ.
Кодексы РФ
Конституция РФ
Объяснять правила граждан в сфере экологической безопасности и обязанности граждан в области охраны природы. Характеризовать основные конституционные права и обязанности, определять деятельность общественных организаций по защите природы. Определять пути выхода из экологического кризиса. Связь экологии и экономики. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека?
Групповая работа с документами
Работа в тетради
Индивид. задания
§21, вопросы; готовиться к повторительно – обобщающему уроку

Экология
Экологическая катастрофа



33
Повторительно – обобщающий урок по разделу «Человек и природа».
Тестовые задания
Знать основные понятия раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Понятийный диктант
Тест
Готовиться к итоговому повторению



34
Итоговое повторение


Устный блиц - опрос













13PAGE 15


13PAGE 14315





15