План-конспект по литературному чтению 3 класс на тему: Саша Черный Что ты тискаешь утенка?.. Воробей. Слон.


План-конспект по литературному чтению.
Тема: САША ЧЕРНЫЙ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?», «ВОРОБЕЙ», «СЛОН»
Подготовила: Абильтарова Р. А., учитель начальных классов. Цели: начать знакомить учащихся с поэзией Саши Черного; учить детей бережному отношению к природе, пониманию природы; работать над развитием мышления, красивой выразительной речи.
УУД;
Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи; планирование
Личностные: действия смыслообразованияКоммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли
Познавательные: умение структурировать знания
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
логические: построение логической цепи рассуждений
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
-учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. 2 часть, 3 класс
-сборники со стихами Саши Черного
-презентация
-аудиозаписи
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Ваши мышцы все проснулись? Да.
-Ваши губы улыбнулись? Да.
-Приступаем к работе.
II. Актуализация знаний: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднений
Гимнастика.
- Представьте, что на ваши ладошки села божья коровка. Вы полюбовались её красотой и решили отпустить на волю к деткам. Наберите воздух. Сдуньте насекомое нежно с руки. Повторяем три раза.
Речевая разминка Слайд 2
ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ
В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.
Прочитайте строки про себя, затем:
-вслух медленно
-с интонацией – вопросительной
-с интонацией – восклицательной
-сердито
-весело
-быстро и весело
О чем говорится в этом предложении?
Почему перепел прятал их от ребят? Какая опасность может угрожать птицам?
(Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).
К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? (Это скороговорка).
Как вы думаете, для чего нужны скороговорки? Какие еще литературные жанры вы знаете?
(Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)
Слайд 3
ЖАНРЫ - СКОРОГОВОРКА ЗАГАДКА БАСНЯ СКАЗКА ПЕСНЯ НЕБЫЛИЦЫ
Кто создает жанры? (Народ, писатели, поэты.)
– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? Слайд 4
Чуковский К.И. Маяковский В.В. Есенин С.А. Саша Черный
Россия Россия Россия Россия1882 г. – 1969 г. 1893 г. – 1930 г. 1895 г. – 1925 г. 1880 г. – 1932 г.
Что создают поэты?
III. Изучение нового материала.
– Мы открываем первую страничку «Поэтической тетради 1».
И начинают стихи Саши Черного. Слайд 5.
-Какие цели поставим на данном уроке? (Узнать об интересном человеке Какие стихи он писал).
– Знакома  ли  вам  эта  фамилия?  Знаете  ли  вы  произведения  этого писателя?
– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.
– Вспомните, что такое псевдоним?
– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта. Слайд 6.
- Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.
Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.
Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. В 25 лет начал печататься в сатирических журналах. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.
Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.
Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках. Слайд 7 Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками. Слайд 8
У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ... Слайд 9
Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.
IV. Знакомство с произведениями
Учитель выразительно читает стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..» Слайд 10
Аудиозапись: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»
– Чему учит поэт в стихотворении? (Не мучить животных, птиц, относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе.)
– К кому обращено стихотворение Саши Черного? (К детям.)
– Почему вы так решили?
– Какой совет дает поэт? (Отнести утенка к утке в пруд.)
– Прочитайте стихотворение друг другу.
Работа в парах.
V. Физкультминутка
Представьте себя, что вы на время стали маленьким и беззащитным утенком, который радуется жизни и всему прекрасному, что его окружает. (Музыкальная физминутка проводится под музыку «Танец маленьких утят»)
VI. Продолжение темы урока
– Послушайте еще одно стихотворение Саши Черного – «Воробей».
Учитель выразительно читает стихотворение.
Аудиозапись: Саша Черный « Воробей». Слайд 11
– С каким чувством поэт говорит о воробье? (Сначала с любовью, нежностью, а в конце стихотворения с некоторой обидой, досадой на то, что воробей улетел «и спасибо не сказал».)
– В каких словах слышится доброе, чуткое отношение к воробью? (Воробьишка; пичужка; прыгай, прыгай, я не трону; видишь, хлебца накрошил; прыгни ближе, ну-ка, ну-ка.)
– Как бы вы прочитали стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
Аудиозапись: Саша Черный « Слон». Слайд 12
– Еще одно стихотворение Саши Черного – «Слон». Прочитайте это стихотворение. 
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.
– Каким  настроением  проникнуто  стихотворение?  (Грустным,  печальным.)
– Какое чувство вы испытываете к слону? (Жалость.)
– Почему жалко слона? (Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю.)
– Что можно сказать о мальчике, который принес слону игрушечного слоненка? (Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый.)
– Прочитайте стихотворение так, как вы его чувствуете.
Несколько учеников читают стихотворение.
VII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что вас особенно тронуло, взволновало в нем?
VIII.Домашнеезадание:  подготовить  выразительное  чтение  стихотворений  Саши  Черного  «Что  ты  тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон» (с. 46–49, часть 2-я), по желанию выучить одно из стихотворений наизусть. Слайд 13
 IX. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 14
- На партах у вас лежат желтые листочки, я предлагаю вам их заполнить и тем самым показать, каким для вас был урок.
1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок для меня показался4. За урок я5. Мое настроение6. Материал урока мне был7. Домашнее задание мне кажется Активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
Оцените свою работу на уроке