Презентация по окружающему миру на тему В мире углеводов (5 класс)


Учитель химии и биологииМеньшаковаЕвгения Юрьевна“Белки, жиры и углеводы,Пройдут века, эпохи, годы, К вам мы прикованы на век, Без вас немыслим человек”.





Цели и задачи:Ознакомить учащихся с новым классом кислородсодержащих соединений – углеводами.Рассмотреть их состав и классификацию, представителей каждой группы.Сообщить ребятам о биологической роли углеводов и их значении в жизни человека.

Какие продукты содержат и богаты углеводами?
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation
Определение углеводов.Углеводы - вещества состава Сn(Н2О)m, имеющие первостепенное биохимическое значение, широко распространены в живой природе и играют большую роль в жизни человека.Название углеводы возникло на основании данных анализа первых известных представителей этой группы соединения. Вещества этой группы состоят из углерода, водорода и кислорода, причем соотношение чисел атомов водорода и кислорода в них такое же, как и в воде, т.е. на каждые 2 атома водорода приходится один атом кислорода. В прошлом столетии их рассматривали как гидраты углерода. Отсюда и возникло русское название углеводы, предложенное в 1844 г. К.Шмидтом. Общая формула углеводов, согласно сказанному, СnН2mОm. При вынесении «m» за скобки получается формула Сn(Н2О)m, которая очень наглядно отражает название «угле - воды».
ppt_wr Классификация углеводов.Моносахариды - углеводы, которые не разлагаются водой до более простых соединений. Для человека наиболее важны глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. Наиболее важны для человека сахароза, мальтоза и лактоза. Полисахариды - полимеры, образованные из большого числа моносахаридов. Они делятся на перевариваемые и неперевариваемые в желудочно-кишечном тракте. К перевариваемым относят крахмал и гликоген, из вторых для человека важны клетчатка.углеводы



Историческая справка.1.Самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был мёд. 2.Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра Македонского в 327 г. до н.э. 3.Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маргграфом. 4.Крахмал был известен ещё древним грекам.5.Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности. 6.Термин слова “сладкий” и окончание —оза- для сахаристых веществ было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838 г.7.В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала.8.Синтез углеводов из формальдегида в присутствии Са(ОН)2 был произведён А.М. Бутлеровым в 1861 г.
ppt_xxshearppt_x
Глюкоза.Глюкоза (виноградный сахар) находится в плодах, овощах, меде. В организме человека является обязательным компонентом крови. Входит в качестве основного звена в состав многих природных олиго- и полисахаридов.

style.rotation
style.rotation Определение глюкозы в виноградном соке.Многие фрукты и ягоды содержат глюкозу. Определить наличие глюкозы можно с помощью гидроксида меди (II). Из ягоды винограда выжмем сок. Прильем к соку несколько капель раствора сульфата меди (II) и раствор щелочи. Нагреем раствор. Цвет раствора начинает изменяться. При кипячении раствора образуется желтый осадок Cu2O, который постепенно превращается в красный осадок CuO. Это доказывает наличие глюкозы в виноградном соке.
Определение глюкозы в виноградном соке. Фруктоза.Фруктоза (плодовый сахар) содержится в семечковых плодах, меде,арбузах. Извлекая из цветов сладких плодов соки, пчелы приготавливают мед, который по химическому составу представляет собой в основном смесь глюкозы и фруктозы. Также фруктоза входит в состав сложных сахаров, например тростникового и свекловичного.

style.rotation Сахароза.Сахароза (свекловичный сахар) содержится в сахарной свекле, сахарном тростнике, плодах, овощах. Состоит из остатков глюкозы и фруктозы, является основным пищевым углеводом.
style.rotation
Лактоза.Лактоза (молочный сахар) содержится в молоке, состоит из остатков галактозы и глюкозы. Под действием ферментов молочно-кислых бактерий лактоза сбраживается с образованием молочной кислоты. На этом основано получение кисло-молочных продуктов. При гидролизе лактозы образуются глюкоза и галактоза.
Крахмал. Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения: муке, крупе, макаронных изделиях (70 —80%), картофеле (12—24%), хлебе, в бобовых. В холодной воде крахмал нерастворим.Характерной реакцией для определения крахмала в пищевых продуктах является действие йода, который окрашивает крахмал в синий цвет. (С6Н10О5)n
Гликоген.Гликоген (животный крахмал)- важный резервный полисахарид животных и человека, откладывается в печени (до 20 %) и мышцах (до 4 %). Растворим в воде, конечным продуктом гидролиза является глюкоза.
style.rotation Целлюлоза.Целлюлоза (клетчатка) — основное вещество растительных клеток. Древесина на 50% состоит из целлюлозы, а хлопок и лен — это практически чистая целлюлоза.Целлюлоза представляет собой твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде, но растворимое в аммиачном растворе гидроксида меди (II) (реактиве Швейцера).Целлюлоза — природный полимер. В отличие от крахмала, ее молекулы состоят только из линейных цепей.

Биологическое значение углеводов:Углеводы выполняют пластическую функцию, то есть участвуют в построении костей, клеток, ферментов. Они составляют 2-3 % от веса. Углеводы являются основным энергетическим материалом. При окислении 1 грамма углеводов выделяются 4,1 ккал энергии . В организме человека и животных глюкоза содержится в крови и в лимфатических жидкостях . От концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови. Пентоза (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ.


Биосинтез углеводов.Организмы животных не способны синтезировать углеводы из неорганических веществ. Они получают их от растений с пищей и используют в качестве главного источника энергии, получаемой в процессе окисления:Cx(H2O)y + xO2 → xCO2 + yH2O + энергия. В зеленых листьях растений углеводы образуются в процессе фотосинтеза — уникального биологического процесса превращения в сахара неорганических веществ — оксида углерода (IV) и воды, происходящего при участии хлорофилла за счёт солнечной энергии:xCO2 + yH2O → Cx(H2O)y + xO2
style.rotation
Задача.За световой день лист сахарной свеклы площадью 1 дм2 может поглотить 44,8 мл (н. у.) оксида углерода (IY). Рассчитайте массу глюкозы, которая образуется при этом в результате фотосинтеза.Решение:44,8 мл CO2 Х мг C6H12O6 134,4 мл CO2 180 мг C6H12O6 Х = 60 мг C6H12O6 Ответ: 60 мг C6H12O6 6СО2 + 6Н2О хлорофилл С6Н12О6 + 6О2 +Q



Выводы:Углеводы обеспечивают нас всем необходимым для жизни: пищей, одеждой, мебелью, кровом, книгами.Углеводы участвуют в построении сложных белков, ферментов, гормонов.Углеводами являются и такие жизненно необходимые вещества, как гепарин (он играет важнейшую роль – предотвращает свёртывание крови).Процесс фотосинтеза, протекающий в клетках живых растений, приводит к синтезу углеводов из воды и углекислого газа. При этом превращении образуется кислород, без которого жизнь на нашей планете была бы невозможна.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Список литературы:ru.wikipedia.org/wiki/Углевод  bse.sci-lib.com/article113468.html  www.chemport.ru/chemical_encyclopedia_article_3908.html  www.fitness-online.by/2006/03/11/carbohydrates.html  www.edimka.ru/text/sostav-produktov/uglevod  www.tiensmed.ru/articles/correctfeed7_1.html  www.bestreferat.ru/referat-61482.html