«Организация работы над текстом на уроках литературного чтения в 4 классе»


«Организация работы над текстом на уроках литературного чтения в 4 классе»
Выполнил: учитель начальных классов МОУ СОШ х. Клетский,
Манаева Людмила Ивановна
І. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
3. Текст для проверки   навыка «чтения про себя». 
Во время чтения выбери из скобок подходящее по смыслу слово и подчеркни его.
Заяц-обманщик
Наступил как-то Медведь Зайцу на лапу.– Ой, ой! – завопил Заяц. – Спасите! Умираю!Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца.– Извини, пожалуйста! Я ведь не нарочно! Я нечаянно тебе на ногу наступил.– Что мне от твоих извинений! – застонал Заяц. – Остался я теперь без (руки, головы, ноги)! Как я теперь прыгать буду!Взял Медведь Зайца и отнёс к себе в берлогу. Положил на свою койку. Стал Зайцу лапку перевязывать.– Ой, ой! – громче прежнего завопил (Заяц, Кролик, Петух), хотя ему на самом деле было совсем не так больно. – Ой, ой! Я сейчас умру!Стал Медведь Зайца лечить, поить и кормить. Утром проснётся, первым делом спрашивает:– Ну, как лапка, Косой? Заживает?– Ещё как болит! – отвечал Заяц. – Вчера вроде лучше стало, а сегодня так ломит, что и вовсе встать не могу.А когда Медведь, уходил в лес, Заяц срывал повязку с ноги, скакал (по берлоге, по конуре, по хатке) и распевал во всё горло:
Мишка кормит, Мишка поит,Ловко я провёл его!А меня не беспокоитРовным счётом ничего!
Обленился Заяц, ничего не делая. Стал капризничать, на Медведя ворчать:– Почему ты меня одной морковкой кормишь? Вчера – морковка, сегодня опять морковка! Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких груш с мёдом!Пошёл Медведь мёд и груши искать. По дороге встретил Лису.– Куда ты, Миша, такой озабоченный?– Мёд и (яблоки, сливы, груши) искать! – ответил Медведь и рассказал всё Лисе.– Не за тем идёшь! – сказала Лиса. – Тебе за врачом идти надо!– А где его найдёшь? – спросил Медведь.– А зачем искать? – ответила лиса – Разве ты не знаешь, что я второй месяц при больнице работаю? Проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю.Привёл Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц (Козу, Лису Ворону ). Задрожал. А Лиса посмотрела на Зайца и говорит:– Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб?! Заберу-ка я его к себе в больницу. У меня Волк хорошо лечит.Только и видели Зайца в берлоге.– Вот он и здоров! – сказала Лиса. – А раньше бы ты его съел!– Век живи – век учись! А зайцев я не ем! – ответил добряк (Волк, Медведь, Баран) и завалился на свою койку, чтобы как следует отоспаться, потому что всё время, пока у него жил Заяц, он сам спал на полу.
(345 слов) (С. Михалков)
ІІ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.Для формирования осознанного чтения полезно использовать на уроке работу с деформированными текстами и различные игры и задания со словами.
1. Игры со словами
1) Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея рама;
Пуговица молоток лава;
Укор бузина тина;
Поворот пороша канава.
2)Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель ружьё;
Солома пора мель;
Лиса бельмо полёт;
Смола слеза берет.
3)Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.
Песня – композитор; самолёт - ?Школа – обучение; больница - ?Нож – сталь; стул - ? Лес – деревья; библиотека - ?Утро – ночь; зима - ?2. Работа с деформированными текстами
1)Составь текст (перестановка предложений)
Переполох в игрушечном городе.
— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?
— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! — сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. — Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
— Рразве мне жалко ? — сказал Тигр. — Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!
Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.
По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На защита.
Вот и ноябрь.
По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса. Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.
Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».
Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.
Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику.
Ветер.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер.
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случай на охоте.
Глядит он на меня, не шевелится. Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.
Страшный мостик.
Бежала через лесную дорожку речка. Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:
— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке. Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...
«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.
Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
— Вот противный мостик, — рассердились мальчики. — Придется теперь речку вброд переходить.
Во какие!
Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдем. Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!
Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Жутко были прожорливые.
Лисья школа.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.
Жалейкин.
— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.
Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.
А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!
Крапивное счастье.
Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит — сорвёт... — Это белые ромашки прошептали.
— Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! — прошелестел Шиповник.
— Хуже всего быть вкусной! — покачала головкой Земляника. — Всяк съесть норовит.
— Вот так-так! — удивилась Крапива. — Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные.  Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
И вдруг слышит Крапива:
— Мы завидуем твоей спокойной жизни! — хором пропели цветы и ягоды.
— Как я рада, как я счастлива! — крикнула обрадованная Крапива. — Как мне хорошо, — добавила она задумчиво. — Расту — не обращают внимания, цвету — не нюхают, засохну — и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
— Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
2) Прочитай текст по методике С.В. Нагаева
цыЗай.
аяЗц чьюон дихот оп лямоп, оп селам зеб растха. И оге дысле мыпряе. ромУт но то трасха чинаетна татьпу ледыс. тниОхоки миса таютпуся оп войнымд дамсле и дивутсяю росхитти цайза. А аяцз и ен малуд тритьхи, но амс севго сябоит.
мойЗи в елсу.
чиланКось сеонь. ыВпал шипустый негс. Он кпорыл рчёюну мзелю лымбе тымпушис вкором. акК сикравы вьяреде и тыску в номснеж боуре! В улес итсот нашити. ругВд трезалаща твека. отЭ бепрожал цаяз и крысляс аз ныснемж грусомоб.
тахОо.
иТох имйзо в улес. оН отв йла басоки рунашил нушити. деУлави касоба кулбе и мкорог лаязала. А лебка дисит ан кнеёл и рыгзёт киореш. абкаоС ёсв етла. уТт и тоньикхо каполсяза. стВрелы. тыйуПшис рёквез дапета ан люмзе.
нееВесен туро.
лыБо плоте, досучное оутр. луД вейсжи роктеве. рчаЖул оп мнякам зрапрочный чейру. В нитестых сткуах илеп цыпит. лоМодые охводы бохвдэ учть дыхаколись.
ІІІ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Упражнения на выделение пауз.
В чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга!
Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс | принесли журнал.
У нас | с братом беда.
У нас с братом | беда.
Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? - Что болит?
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили?
Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
Я не видел брата товарища и его сестру.
Кто быстрее?
Определите варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орел садится.
Рассеянный наборщик
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера, который набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Как исправить стихотворение в соответствии с законами логики и здравого смысла? Правильно расставьте паузы и запятые.
Где поставить запятую
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопалМышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит запятая!
Б.ЗаходерУстраните путаницу
Надо устранить смысловую нелепость, правильно расставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы вертикальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Г.ГраникЧто написал почтальон Печкин?
Вот такое письмо прислал родителям дяди Федора почтальон Печкин из книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы, обозначив их вертикальной чертой.

Здравствуйте мама и папа!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора - вы про него еще заметку в газету писали. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему, а его корова меня на дерево загнала.
Упражнения в постановке логического ударения
1)Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание, потому что постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
2)О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
3)В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении – и на первое, и на второе, и на третье, и т.д. Все зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в смысловом отношении. Поупражняемся произносить предложение, выделяя голосом сначала первое слово, затем второе, затем третье и т.д. Изменится ли смысл высказывания от перестановки логического ударения?
1 2 3 4
Брат переехал на новую квартиру.
1 2 3 4
Вера набрала много ягод.
4)Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении и проследите, как изменится ответ.
Образец выполнения:
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
5)Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
6) Прочитайте пословицы, выделяя голосом (логическим ударением) подчеркнутые слова
Тот герой, кто за Родину горой.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
7)Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.
Образец выполнения: Только тренеру он был обязан своими успехами.
Лишь в восемь часов работа была закончена.
Только отец сохранял спокойствие.
Как раз здесь начинается минное поле.
Именно в кратере нашли этот минерал.
ІV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Проказы старухи-зимы.
Сжить света со дыхание всякое задумала, зима-старуха разозлилась. Писком и криком своим они ей надоели: добираться птиц до стала она всего прежде. Дорогам по их разметала и дубрав и лесов с листья посорвала, холодом зима подула. Думать думушку, собираться стайками они стали; деваться птицам некуда. Страны теплые в, моря синие за, горы высокие за полетели и покричали, собрались. (К. Д. Ушинский)
Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
алиЖ акчовед янеЖ. ыджандО алалсоп ёе амам в низагам аз имакнараб. алипуК янеЖ ьмес конараб: евд икнараб с морахас ялд ябес и ундо юукьнелам юувозор укнараб -ядл акитарб акилваП. (В.Катаев «Цветик-семицветик)
3) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность персептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Баран, заяц и ёж.
Я учох рассказать о том, как у янем в деревне, в мёом деревянном емод, у большого асел, в глуши, илиж со мной йиншамод баран, цяаз и ёж. И так скоро ко мне илкывирп, что не илидохто от меня. Как-то, ядис вечером у леса, я ледиву, как по травке лёш ко мне небольшой зверёк – жё. (К.А.Коровин)
4) Читай внимательно.
Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила. Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.
5) Читайте текст как можно быстрее.
Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками. (М.Пришвин. «Осеннее утро»)6) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста. Задание: Найди отрывки из разных текстов: К. Ушинский «Плутишка кот» и русская народная сказка «Зимовье зверей». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот старик и говорит старухе: -А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику .Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.. Услыхал это петух и ночью в лес убежал. Вот идет раз кот-мурлышка, серый лобишко; идет да так жалобно плачет.. Вечером опять говорит старик старухе: -Не нашёл я петуха, придется нам свинью заколоть! Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал-искал свинью- не нашёл. –Придется барана зарезать! Спрашивает кота козёл да баран:-Котик-коток, серенький лобок! О чём плачешь, на трёх ногах скачешь? Баран услышал это и говорит гусю:-Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!
V. СПОСОБ ЧТЕНИЯ
1. Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На иных берёз.., обращен… к солнц…, появились серёжк… золот…, чудесн…, нерукотворн… . На других только наклюнулись почк…, на треть… раскрылись и усел…, как удивлен… всему на свете, маленьк… зелён… птичк… . ( М.Пришвин «Лесная капель»)
Чтение текста с неполными словами.
ЁЖИК
Пошёл тём… ночью серый ёжик по ле… гу… . Уви… красную клюквин… и наколол на серую иголоч… . Уви… жёлтые лис… и тоже нако….
Заметил, наконец, в голубой лу… голубую звёздоч… . Тоже хотел нако…; да ниче… не выш… . Подумал ёжик, поду… и накрыл её лопуш… - пусть до утра поле… .
А ут… под лопухом вмес… голубой звёзд… нашёл большое краси… солныш… . Вот ёж смеял… . Очень.
Читаем сверху вниз и снизу вверх
а)
д ш в л в с т я а к к а
о н о и е н е с р о о н
ж у д с р е л н и ш л т
д р о т ё г е ы ф е о е
ь о п о в о в й м л с н
к а к о п и е ё н
д ч а з т к а
к д о и
а р к
Читай слова слева направо и справа налево.
б) в)
Алла Я не стар, брат, Сеня!
Анна Я собака боса.
довод Лапоть топал.
доход Я ем змея.
комок казак
топот летел
шалаш боб
г)
кинечу гурд хутепагинк кору акшугялатобар генс куапалокш амиз кловатрап амам кужакчур яалтевс абыричу яансарк кобиргикур яагурд будМетодика «Объем внимания» (по Шульте)
Данная методика позволяет определить объем динамического внимания как у школьников, так и у взрослых людей любого возраста.Необходимое оборудованиеСекундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. Каждая ячейка должна быть квадратной, цифры - одинаковой величины. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см.
   22      25     7      21      11   
   6     2    10   3   23
   17   12    16   5   18
   1   15    20   9   24
   19   13   4   14    8
таблица 1 таблица 2
    14      18    7        24     21 
   22    1   10    9     6
   16    5   8    20     11
   23    2   25    3     15
   19    13   17    12     4