Эффективные приемы развития монологической речи учащихся 6 класса на уроках русского языка.


Соломатова З.Б.,
учитель русского языка
и литературы
МАОУ «СОШ № 24»
Эффективные приемы развития монологической речи учащихся
6 класса на уроках русского языка.
Как показывает практика, ученики среднего звена недостаточно владеют монологической речью: их речь бедна, невыразительна. Потому в общей системе упражнений по развитию связной речи должна быть предусмотрена система работы по воспитанию навыков монологической речи.
Анализ моей работы показал, что учащиеся нашей школы 6-9 класс испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникации. Они получают задание, но не могут понять, в чём суть. При выполнении коллективного задания не могут согласовать свою позицию и действия с действиями других, затрудняются высказывать свою точку зрения, потому что не знают, как построить предложение, не могут отстаивать точку зрения, строить хороший монолог. Детям трудно свободно говорить (перед классом), делать сообщения. Диагностика устной речи учащихся 6 класса показала, что есть затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, беднота выразительных средств, нехватка словарного запаса, односложность при ответе и т.д.
Выявилось противоречие между желаемым качеством и реальным результатом развития монологической речи учащихся.
Я считаю, что одной из основных проблем в этом противоречии является недостаточность эффективных методических приёмов и отсутствие системы в их использовании педагогом.
Передо мной встала задача : как правильно и грамотно научить говорить ребенка, формулировать свои мысли, выражать их  как в устной, так и в письменной форме.
Поэтому работу над формированием монологической речи я провожу поэтапно.
Первым этапом работы в 6 классе стало:
работа над умением строить монолог, умением строить ответ на вопрос, давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы, и т. д.
Для изучения личностных особенностей темперамента детей, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовалось психолого-педагогическое сопровождение. Также была создана психологическая карта класса.
На начальном этапе была проведена работа по диагностированию умений слушания и говорения шестиклассников.
Для эффективного развития монологической речи учащихся мной были использованы следующие приёмы:
Анализ текста.
Составление плана.
Составление композиционной схемы высказывания.
Слуховой диктант.
Творческий диктант.
Анализ заранее подготовленных высказываний.
Ролевая игра: «Я – экскурсовод», «Картина заговорила», «Художник пишет картину».
Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.
Интервью у посетителя выставки.
Интервью у директора музея.
Интервью у экскурсовода.
Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя ИЗО и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?
Безусловно, при такой работе обращается внимание не только на жанр, но и на стиль речи.
Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по картине готовит учащихся к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства.
Очень нравятся детям творческие задания:
«Сказка о прилагательном»
«Слова-родственники»
«Как живут и работают суффиксы»
Дети с удовольствием работают над сочинением-описанием предмета, животного, действий. На такие уроки они приносят какие-либо игрушки, предметы быта, которые вначале мы рассматриваем, а затем пишем сочинение.
Готовясь к сочинению-описанию действий, ребята берут интервью у родных; людей, хорошо выполняющих свою работу, пишут репортажи.
Устное словесное рисование.
Рассказ о герое художественного произведения.
Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Традиции моей семьи», «Памятный день в моей жизни» и т.п.
Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов. Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка.
Языковые игры.
Использование различных игр позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.
Игра «Следствие ведут знатоки».
(Провожу при изучении темы «Профессионализмы» в 6 классе). Учащимся необходимо угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.
Игра «Перевертыш»
Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.
Например: грусть, тоска (радость); жара, зной (холод).
Предлагаю такие задания не только после работы над сочинениями и изложениями, но и на обычных уроках.
«Корректор»
Найти ошибку в выборе слова, типа:
Солдаты (принимали) давали присягу.
(Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте.
Пересказ художественного текста с различными заданиями: от имени героя, участника какого-либо события и т.п.
Упражнения и на развитие воображения, например:
Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?
Эти упражнения готовят уч-ся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.
Таким образом, работа над развитием речи на уроках русского языка - это процесс двусторонний, он затрагивает деятельность учителя, который развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается. Поэтому вся работа, проводимая учителем специально для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения- это «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное».(С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)