Рабочая программа по русскому языку по УМК «Начальная школа ХХI века», 3 класс

«Согласовано»
Руководитель ШМО
____________/Л.А.Митина
Протокол № ___________
От «____» _________ 20 ____г.

«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ с.Головинщено»
__________________/Л.А.Митина/
«_____» _____________20_____г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «ООШ с.Головинщено»
_________________/В.И.Дёмина/
Приказ № ______ от «_____»___________20____г.











Рабочая программа по русскому языку
класс
учителя второй квалификационной категории
Митиной Людмилы Анатольевны











Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____
от « ____» ______20__г.











2012 -2013 учебный год.

Пояснительная записка.

Цели обучения русскому языку:
Ознакомление учащихся с основными положениями языкознания;
Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма;
Обогащение устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач);
Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Ключевые компетенции: коммуникативная, рефлексивная, ценностно – ориентированная, компетенция личностного саморазвития.

Базовые компетенции: знания и умения, предусмотренные Стандартом начального общего образования по русскому языку и требованиям к уровню подготовки третьеклассников в результате изучения русского языка.

Количество часов в год -102 , в неделю – 3

Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой «Русский язык» и согласуется с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века» (науч.рук. чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова), утверждённой МО РФ .

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Основная задача организации учебной деятельности – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, морфема, слово, предложение). В рамках предлагаемой программы осуществлен переход от концентрического к линейному принципу изучения языка. Также для реализации целей следует учитывать следующее: грамотное, безошибочное письмо возможно только при осознанном подходе со стороны учащихся к правилам русской орфографии и пунктуации; навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений ( регулярном тренинге); разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должно опираться не только на контроль со стороны учителя, но и самоконтроль ученика.
Программой предусмотрена работа с учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
1. «Как устроен наш язык» ( основы лингвистических знаний);
2. «Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
3. «Развитие речи»
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются тематикой изучаемой языковой единицы.


Формы контроля:


диктантов – 11 тесты - 4
списывания – 5 развитие речи - 6
словарные диктанты – 9 самост. работ – 14




































Учебно – тематический план

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний – 62 часа)

Фонетика (3 ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
Состав слова (4 ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения разбора слова по составу.

Синтаксис (18 ч)
Предложение, главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Простое распространённое и нераспространённое предложения.
Однородные члены предложения.

Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род, число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно- падежной формы. Склонение имён существительных. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных: -ок-, - ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).

«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста ( повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи ( с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Повторение ( 5 ч)

Резервные уроки повторение (20 ч)





































Основные требования к уровню подготовки учащихся третьего класса.

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

различать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;

Выделять, находить:
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);

Решать практические задачи:
-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
-составлять план текста (при помощи учителя);

Применять правила правописания:
-падежных окончаний имен существительных;
-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;
-падежных окончаний имен существительных;
- словарных слов, определенных программой;
-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.





















Календарно-тематическое планирование


п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Основные понятия
Повторение
Самостоятельная практическая деятельность
учащихся











Повторяем фонетику
1.


Фонетика, графика, звуки речи
Звуковой анализ слова с использованием фишек
Работа со схемой


Вспоминаем правила написания большой буквы
1.


Правописание заглавной буквы
Гласные и согласные звуки
Орфографический тренинг на правило


Фонетический разбор слова
1.


Транскрипция
Обозначение мягкости и твердости согласных звуков
Запись с помощью транскрипции.


Вспоминаем правила переноса слов
1.


Деление слова для переноса
Деление слов на слоги.
Определение ударного слога в слове.


Повторяем признаки и типы текста
1.


Типы текста
Признаки текста
Составление плана текста


Фонетический анализ слова

1.


Фонетический разбор
Образование модели слова.
Фонетический разбор


Повторяем правила обозначения гласных после шипящих
1.


Сочетания жи-ши, ча-ща,
чу-щу
Сравнение пар слов по звонкости - глухости.
Самостоятельная работа по теме урока.


Повторяем правописание безударных гласных в корне слов
1.


Безударные гласные в корне
Состав слова
Словарный диктант


Разбор слова по составу и словообразование
1.


Словообразование
Деление слов на слоги.
Упражнения: способы определения ударений.


Повторяем правила правописания согласных в корне
1.


Согласные в корне слова
Способы определения ударения в словах
Определения ударения.


Повторяем словообразование
Входной контроль
1.


Словообразование
Деление слов на слоги.
Упражнения: перенос слов с й.


Повторяем правило написания непроизносимых согласных в корне слова

1.


Непроизносимые согласные в корне
Написание непроизносимых согласных в корне
Упражнения: правила переноса слов.


Контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу»
1.


Правописание изученных орфограмм
Фонетический анализ слова, разбор слова по составу
Выполнение контрольной рабюоты


Текст и его оглавление
1.


Текст, заголовок, план
Правила, которые встречаются в диктанте.
Выполнение работы над ошибками


Повторяем правописание суффиксов,приставок.
1.


Правописание суффиксов,приставок
Состав слова
Работа со схемами.


Предложение и его смысл. Слова в предложении
1.


Предложение
Предложения по цели высказывания.
Сравнение: звук – слово – предложение.


Диктант «Одинокий»
1.


Виды предложений по эмоциональной окраске
Повторение орфограмм корня
Написание диктанта


Виды предложения по цели высказывания и интонации
1.


Виды предложения
Предложения по цели высказывания.
Выполнение работы над ошибками


Последовательность предложений в тексте
Деление текста на абзацы
1.



Предложение
Текст, абзац
Работа с именами существительными.
Слова с нулевым окончанием.
Наблюдение: изменение формы слова.
Тренинг на изучаемое правило


Главные члены предложения
1.


Подлежащее, сказуемое
Написание сочетаний жи-ши, ча - ща, чу - щу.
Самостоятельная работа по теме урока


Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков
1.


Разделительный ъ и ь знаки
Заглавная буква в словах.
Заполнение пропусков в словах


Учимся писать приставки
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-
1.



Приставка
Приставки на з– и с -
.
Состав слова
Разбор слов по составу



Учимся писать письма
1.


Написание письма
Значение и состав родственных слов.
Письмо с пропусками букв.


Подлежащее и сказуемое
1.


Главные члены предложения
Главные члены предложения
Самостоятельная работа по теме урока


Второстепенные члены предло-
жения. Обстоятельство
1.


Определение, дополнение, обстоятельство
Сопоставление пар слов по звонкости и глухости.
Письмо с пропусками букв.


Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение»
1.


Правописание изученных орфограмм
Простое предложение
Выполнение контрольной работы


Учимся писать приставку с-
Обстоятельство
1.



Правописание изученных орфограмм
Второстепенные члены предложения
Словообразование
Главные члены предложения
Выполнение работы над ошибками
Орфографический тренинг


Учимся писать письма. Определение
1.


Адресат
Правила написания изученных сочетаний
Написать письмо на заданную тему


Итоговый диктант «Чижи»
1.


Правописание изученных орфограмм
Звуковой анализ слова.
Написание диктанта


Учимся писать слова с двумя корнями
1.


Сложные слова
Предложения по цели высказывания
Выполнение работы над ошибками


Запоминаем соединительные гласные о и е
1.


Соединительные гласные
Деление слов на слоги.
Самостоятельная работа по теме урока


Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
1.


Правописание изученных орфограмм
Транскрипция слов.
Упражнения: транскрипция


Дополнение
Учимся писать письма
1.



Парные согласные
Фразеологизмы
Главные члены предложения
Безударные гласные в корне слова
Упражнения: транскрипция
Написать письмо на заданную тему


Однородные члены предложения
1.


Перечисление, союз
Простое предложение
Орфографический тренинг


Текущая контрольная работа «Члены простого предложения»
1.


Члены простого предложения
Простое предложение
Выполнение контрольной работы


Учимся обозначать звук ы после звука ц
1.


Правописание изученных орфограмм
Безударные гласные в корне слова
Орфографический тренинг


Знаки препинания при однородных членах предложения
1.


Правописание изученных орфограмм
Сопоставление форм слова.
Упражнения: работа над правилом.


Диктант «Август»
1.


Правописание изученных орфограмм
Правила, которые встречаются в диктанте
Написание диктанта


Учимся писать письма
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения
1.



Словесное описание
Непроизносимые согласные
Слова противоположные по
значению.
Составление слов по заданной модели.
Написать письмо на заданную тему
Самостоятельная работа по теме урока


Однородные члены предложения
1.


Правописание изученных орфограмм
Родственные слова.
Проверочное списывание


Учимся писать письма
Повторяем фонетику и состав слова
1.



Адрес, адресат
Фонема
Главные члены предложения
Разбор слова по составу.
Написать письмо на заданную тему
Конструирование слов


Контрольное списывание «Соловьи»
1.


Правописание изученных орфограмм
Повторение изученных орфограмм
Контрольное списывание


Самостоятельные и служебные части речи.Части речи.
1.


Самостоятельные и служебные
Родственные слова.
Письмо под диктовку.


Повторение: работа с текстом
Имя существительное
Повторение всех изученных орфограмм
1.




Правописание изученных орфограмм
Имя существительное

Правила, которые встречаются в диктанте.
Правила, которые встречаются в диктанте.

Написание словарного диктанта
Самостоятельная работа по теме урока


Учимся писать изложение
1.


Правописание изученных орфограмм
Работа с текстом
Орфографический тренинг


Род имён существительных
Род неизменяемых имён существительных
1.



Мужской, женский, средний род
Неизменяемые им.существительные
Имя существительное
Род имён существительных
Самостоятельная работа по теме урока



Учимся писать изложение
1.


Виды изложений

Текст - описание
Написание изложения


Контрольный диктант за I полугодие «Кормушка»
1.


Правописание изученных орфограмм
Разбор слова по составу. Образование слов.
Контрольный диктант


Число имён существительных
1.


Единственное и множественное число
Имя существительное
Самостоятельная работа по теме урока


Правописание ь после шипящих у имён существительных
1.


Учимся применять правило
Лексическое значение слов
Орфографический тренинг


Изменение имён существительных по числам
1.


Единственное и множественное число
Число имён существительных
Конструирование слов


Учимся писать изложение

1.


Работа с текстом
План текста
Написание изложения


Изменение имен существительных по падежам
1.


Падеж
Имя существительное
Упражнения: применение правила.


Падеж имен существительных
1.


Падежи имён существительных
Состав слова
Конструирование слов



Учим слова с удвоенными согласными в корне
1.


Удвоенная согласная в корне
Алфавитный порядок слов
Самостоятельная работа по теме урока


Учимся писать письма
1.


Пересказ истории
Слова и их значение.
Написать письмо на заданную тему


Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
1.


Правописание суффиксов
Имя существительное
Написание словарного диктанта


Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк-
1.


Правописание суффиксов
Виды текстов
Самостоятельная работа по теме урока


Работа с текстом

1.



Сочетаемость слов Заголовок
Различение текста и не текста.
Наблюдение: смысловая цельность текста.


Склонение имён существительных.
1.


Склонение
Заголовок текста.
Рубрика «Путешествие в прошлое».


Учимся писать сочетания -инк- и -енк-
1.


Правописание суффиксов
Как сочетаются слова
Самостоятельная работа по теме урока


Проверочный диктант «Весенняя поездка»
1.


Правописание изученных орфограмм
Правила, которые встречаются в диктанте.
Самостоятельная работа по теме урока


Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения
1.


Безударные окончания
Имя существительное
Самостоятельная работа по теме урока


Работа с текстом
Тест по теме «Склонение имен существительных»
1.



Текст, виды текстов
Склонение
Учимся озаглавливать текст
Склонение имен существительных
Работа с толковым словариком учебника.
Тестовая работа


Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения
1.


Безударные окончания во 2 склонении
Имена существительные одушевленные и неодушевлённые
Анализ многозначных слов.


Учимся писать изложение
1.


Многозначные слова
Работа с текстом.
Написать изложение на заданную тему


Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
1.


Одушевлённые, неодушевлённые
Склонения имён существительных
Корректирование окончания текста.


Имена существительные собственные и нарицательные
1.


Собственные, нарицательные
Имя существительное
Наблюдение: сочетаемость слов


Правописание гласных в окончаниях имен сущ. после шипящих и ц
1.


Правописание изученных орфограмм
Правильное написание слов
Орфографический тренинг.


Учимся писать изложение
1.


Построение текста, начало текста
Работа с текстом.
Написание изложения


Способы образования имён существительных
1.


Способы словообразования
Правильное употребление слов
Самостоятельная работа по теме урока


Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения
1.


Безударные окончания в 3 склонении
Склонения имён существительных
Корректирование текста.


Контрольное изложение
1.


Правописание изученных орфограмм
Синонимы.
Поиск нарушения последовательности


Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных
1.


Правописание изученных орфограмм
Слова – антонимы
Сопоставление синонимов и антонимов.


Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных»
1.


Правописание изученных орфограмм
Применение изученных правил
Написание диктанта


Имя прилагательное
1.


Имя прилагательное
Повторяем фонетику и состав слова
Выполнение контрольной работы


Правописание окончаний имен существительных множественного числа
1.


Правописание изученных орфограмм
Склонение имен существительных
Выполнение работы над ошибками


Повторение: работа с текстом
Имя прилагательное
1.



Правильное употребление слов, заголовок, окончание
Прилагательное
Работа с текстом
Связь предложений в тексте
Анализ текста с нарушениями.
Наблюдение над омонимами.


Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных
1.


Правописание изученных орфограмм
Склонение имен существительных
Разбор слов по составу



Контрольный диктант «Кукушонок»
1.


Правописание изученных орфограмм
Правила, которые встречаются в диктанте.
Написание диктанта


Имя прилагательное
1.


Прилагательное
Слова отвечающие на вопрос какой? какая? какое? какие?
Деление текста на абзацы.


Правописание имен существительных на -ий, -ия,-ие
1.


Правописание изученных орфограмм
Правописание имён существительных
Деление текста на абзацы.


Качественные имена прилагательные
1.


Правописание изученных орфограмм
Правописание имён прилагательных
Орфографический тренинг


Обучающее изложение с элементами сочинения
1.


Изложение, сочинение
Абзацы, анализ текста.
Написание изложения


Степени сравнения качественных прилагательных
1.


Качественные имена прилагательные
Слова исконные и заимствованные
Самостоятельная работа по теме урока


Правописание окончаний имён прилагательных
1.


Окончания прилагательных
Устаревшие слова
Самостоятельная работа по теме урока


Учимся писать изложение (обучающее)
1.


Изложение
Значение слов.
Орфографический тренинг


Правописание имен прилагательных
Краткая форма качественных прилагательных
1.



Правописание изученных орфограмм
Краткая форма у прилагательных
Построение предложений.
Состав слова
Корректирование готового плана текста.
Разбор слов по составу


Контрольное списывание «Мышь – малютка»
Учимся писать сочинение
1.



Правописание изученных орфограмм
Сочинение
Применение изученных правил
План текста
Списывание текста
Составление плана к тексту


Относительные имена прилагательные
Правописание относительных имен прилагательных
1.



Относительные имена прилагательные

Имена прилагательные
Применение изученных правил
Выделяем фразеологизмы в тексте
Орфографический тренинг


Как образуются относительные имена прилагательные
Правописание относительных имен прилагательных
1.



Относительные имена прилагательные

Правописание имён прилагательных

Корректирование готового плана текста.
Составляем письмо другу


Сочинение на тему «Моя история»
1.


Сочинение
Особенности текста – описания
Написание сочинения\


Притяжательные имена прилагательные
Правописание притяжательных прилагательных
1.
.


Притяжательные им.прилагательные

Работа с текстом.
Составляем текст по плану
Самостоятельная работа по теме урока
Составление текста – описания


Контрольная работа по теме «Имя прил-ное и его грамм-кие признаки»
1.


Правописание изученных орфограмм
Правила, которые встречаются в контр.работе
Выполнение контрольной работы


Анализ контрольной работы и
работа над ошибками
Правописание сравнительной степени качественных прилагательных

1.


Правописание изученных
орфограмм
Сравнительная степень прилагательных
Правила, которые
встречаются в контр.работе
Составляем текст по плану
Выполнение работы над
ошибками
Составление текста - повествования


Правописание превосходной степени качественных прилагательных
Правописание краткой формы качественных прилагательных
1.


Превосходная степень прилагательных
Правописание изученных орфограмм
Правописание имён прилагательных
Применение изученных правил
Орфографический тренинг



Местоимение. Личные местоимения.
1.


Местоимения Личные местоимения
Особенности текста – повествования
Сочинение текста - повествования


Итоговая контрольная работа
1.


Правописание изученных орфограмм
Правила, которые встречаются в контрольной работе
Выполнение списывания


Правописание местоимений с предлогами
Как изменяются местоимения
1.



Местоимения с предлогом
Изменения местоимений
Виды текста
Повторение тем раздела
Комплексная работа с текстом.
Самостоятельная работа по теме урока


Итоговый контрольный диктант «Лето»
1.


Правописание изученных орфограмм
Правила, которые встречаются в диктанте.
Написание диктанта


Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова,
1.


Разбор слов по составу
фонетический разбор
Повторение тем раздела
Самостоятельная работа по теме урока


Повторение пройденного: правописание прилагательных, местоимений
1.


Имя прилагательное, местоимение
Повторение тем раздела
Самостоятельная работа по теме урока




































Для реализации программного содержания используется УМК:

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова «Русский язык:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч.» – М.: Вентана – Граф, 2009.

М.И.Кузнецова «Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений в 2 ч.» – М.: Вентана – Граф, 2010.

М.И.Кузнецова «Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений.» – М. :Вентана – Граф, 2010.

С.В.Иванов, М.И.Кузнецова «Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам» - М.: Вентана – Граф, 2009



































Список литературы


Дмитриева О.И. «Тематическое планирование по новому базисному учебному плану: 3 класс», М.:ВАКО, 2009. – 208 с.

«Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» . М.: Вентана – Граф, 2009. – 176с.

Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М., Изд. центр «»Венета – Граф», 1998г.

В.Ю.Романова, Л.В.Петленко «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения» под ред.С.В.Иванова - М.: Вентана – Граф, 2010

Максимук Н.Н. «Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы. – М.:ВАКО, 2010. – 176 с.

Максимук Н.Н. «Сборник текстов для изложений : 2-4 классы. – М.:ВАКО, 2019. – 192 с.

Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. «Самостоятельные работы по русскому языку. 3 класс – М.: «Экзамен», 2010. – 125 с.

Кувашова Н.Г. «Сочинения для учащихся 1-4 классов» - Волгоград: Учитель, 2009 – 60 с.

Максимова Т.Н. «Олимпиадные задания по русскому языку.3-4 классы». М.:ВАКО, 2009. – 144с.






























Диктант (текущий)
Тема: Повторение орфограмм корня.
(примерный срок проведения 21-25 сентября)


Одинокий.

Поздняя осень. За редкими берёзками видна полоска звёздного неба. В вышине плывёт журавлиная стая.
Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?
Журавль с опаской глядит на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик.


Орфографическое задание.

I вариант.

1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочное слово, поставь ударение, отметь корень в словах, подчеркни проверяемую гласную.
2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву т.
Счасливый, интересный, обласной, усный, небесный, ненасный, ужасный, месный, древесный, чесный.


II вариант

1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой согласной в корне слова. Рядом запиши проверочные слова.
2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву о.
Смтреть, повтрить, знты, стрна, слнёнок, влсинка, глзок, наслить, чсы, подрить, вылвить




















Списывание
Тема и срок проведения совпадает с темой и сроком проведения текущего диктанта

I вариант
Спиши текст. Во втором абзаце текста отметь корень в словах с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова»


Белки.

В еловой чаще с утра до позднего вечера хлопочут ловкие белки.
В развилине дерева повесили сушить маленькие грибки. В лесных кладовых спрятали вкусные орешки. Осенью переменят зверьки свои платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. Дно гнёздышка укрыто мягким мхом.
Проворна и весела умница белка.
(По И. Соколову-Микитову)




II вариант
Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки и спиши текст в исправленном виде.


Берёза.

На краю вырупки растёт старая берёза. Её ствол оброс лишайником. С сучьев до самой земли свисают длинные молодые ветви. Они делают берёзу очень чюткой. Кругом ни ветерка, а берёза качается и шумит.
И тонут в этом родном серцу шуме все обиды и горести.
Войди в этот шум – и ты станешь самым счастливым!
(По Т.Белозёрову)























Тест (вариант текущего диктанта)
Тема и срок проведения совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта.

I вариант

1. Отметь «х» все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса.
1. охот-ник
2. кра-йний
3. мел-ьник
4. ре-льс
5. вью-га
2. Отметь «х» все слова, которые нельзя переносить.
1. змейка
2. въезд
3. рост
4. рамка
5. яма
3. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква и .
1. ёжк
2. крса
3. шло
4. жрный
5. дмок
4. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква а .
1. клкса
2. щвель
3. мч
4. кричть
5. чша
5. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о.
1. брда
2. подрит
3. дждливый
4. чсовой
5. плевой
6. Отметь «х» все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
1. рисунок
2. травинка
3. ягода
4. садовник
5. ковёр
7. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову водица.
1. паводок
2. вода
3. водный
4. завод
5. водоросли

8. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову низкий.
1. низко
2. низенький
3. низок
4. внизу
5. низ
9. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква з.
1. сколький
2. полока
3. бликий
4. скака
5. крака
10. Отметь «х» слово, в котором допущена ошибка.
1. резкий
2. посадка
3. перевязка
4. замаска
5. тетрадка
11. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква т.
1. вкусный
2. счасливый
3. опасный
4. радосный
5. доблесный
12. Отметь «х» все слова, в которых на конце пишется буква д.
1. компо[т]
2. са[т]
3. пло[т]
4. кро[т]
5. огоро[т]
13. Отметь «х» слово с ошибкой.
1. ненастье
2. грустный
3. окрестный
4. наезник
5. звёздный
14. Отметь «х» все проверочные слова к слову местный.
1. мести
2. местность
3. место
4. месть
5. местечко






II вариант

1. Отметь «х» все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса.
1. за-йка
2. пти-ца
3. ва-льс
4. съём-ка
5. бол-ьно
2. Отметь «х» все слова, которые нельзя переносить.
1. соль
2. тройка
3. бьют
4. мост
5. улица
3. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква а .
1. чща
2. щвель
3. птый
4. чйник
5. мгкий
4. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква и .
1. мсль
2. жзнь
3. пшный
4. шло
5. жраф
5. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о.
1. клсок
2. навднение
3. трвинка
4. клечко
5. ктить
6. Отметь «х» все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
1. старушка
2. минута
3. дождливый
4. кормить
5. герой
7. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову морской.
1. моряк
2. приморье
3. морячок
4. море
5. морс



8. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову завязка.
1. вязка
2. связка
3. вязать
4. связывать
5. завязочки
9. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква д.
1. гряка
2. мекий
3. глакий
4. слакий
5. шакий
10. Отметь «х» слово, в котором допущена ошибка.
1. бумажка
2. гладкий
3. лёхкий
4. повязка
5. присказка
11. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква д.
1. наезник
2. словесный
3. позний
4. звёзный
5. грязный
12. Отметь «х» все слова, в которых на конце пишется буква к.
1. сапо[к]
2. ма[к]
3. песо[к]
4. дру[к]
5. подви[к]
13. Отметь «х» слово с ошибкой.
1. честный
2. ужасный
3. небесный
4. извесный
5. сердце
14. Отметь «х» все проверочные слова к слову устный.
1. устно
2. усталость
3. устать
4. устье
5. уста






Текущая контрольная работа
Тема: Фонетический анализ слова; разбор слова по составу
(примерный срок проведения 25-28 сентября)

I вариант

1. Раздели слова на слоги.
Теремок, ягода, мельник, читать, стриж

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся звонкий и глухой согласные звуки.
Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, детвора
______________________________________________________________________

3. Сделай фонетический анализ слова клоун.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпиши слова с одинаковыми приставками.
Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разбери по составу.
Пылинка

6. (дополнительно) Найди в тексте слово, в котором четыре слога, ударение падает на третий слог, все согласные звуки в слове – звонкие и твёрдые.

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шёл по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.










II вариант

1. Раздели слова на слоги.
Уважение, май, сосульки, змейка, лодочка

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два глухих согласных звука.
Место, плавучий, ускакать, союз, обжигать, дочка, болтун, детвора, сауна, сияет
______________________________________________________________________

3. Сделай фонетический анализ слова грязь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпиши однокоренные слова.
Боль, больница, больше, болеть, болт, больно, хворать
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разбери по составу.
Крикун

6. (дополнительно) Найди в тексте слово, в котором три слога, ударение падает на первый слог, в слове три звонких звука (два мягких и один твёрдый).

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шёл по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.








III вариант

1. Раздели слова на слоги.
Смейся, йод, сказка, семья, воробьи

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.
Место, плавучий, союз, обжигать, дочка, театр, лилия, детвора, сауна, океан
______________________________________________________________________

3. Сделай фонетический анализ слова ружьё.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпиши слова с одинаковыми по значению и звучанию суффиксами.
Лётчик, ключик, переводчик, колокольчик, разведчик, заказчик
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разбери по составу.
Безоблачный

6. (дополнительно) Найди в тексте слово, в котором два слога, ударение падает на второй слог, в слове четыре согласных звука (два звонких, два глухих).

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шёл по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.












Итоговая контрольная работа
Тема: Простое предложение (виды предложений по цели высказывания, нераспространённые и распространённые предложения, главные и второстепенные члены предложения.
(примерный срок проведения 21-25 октября)

I вариант

1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю.Фролову)
______________________________________________________________________

2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которое предложение иметь не может.
1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.
______________________________________________________________________

3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу.
Шёл я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.
______________________________________________________________________

4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Отметь приставки в словах (где это возможно):
Убежать, ужас, съесть, сорвать, история, истопить

6 (дополнительно) Из данных слов составь и запиши повествовательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
кусты, раздался, посвист, за, рябчик
____________________________________________________________________________________________________________________________________________


II вариант

1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю.Фролову)
______________________________________________________________________

2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которое предложение иметь не может.
1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.
______________________________________________________________________

3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечено подлежащее. Отметь в этом предложении грамматическую основу.
Среди ветвей мелькнули серые тени.
Слева послышался шорох листьев.
Я увидел летящего орла совсем близко.
______________________________________________________________________

4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Отметь корень в словах:
Перелётный, городской, пробег, поездка, бесшумный, погибают

6 (дополнительно) Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
друг, по, Кавказ, путешествовать, долго
____________________________________________________________________________________________________________________________________

III вариант

1. Найди в тексте и запиши повествовательное восклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю.Фролову)
______________________________________________________________________

2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которое предложение иметь не может.
1. Вопросительное, восклицательное.
2. Повествовательное, вопросительное.
3. Побудительное, восклицательное.
______________________________________________________________________

3. Выбери и запиши предложение, в котором сказуемое не выражено глаголом. Отметь в этом предложении грамматическую основу.
Сквозь деревья проглядывала полоска неба.
Орёл – гроза лесных птиц и зверьков.
Журавлиный крик я услышал ещё в лесу.
______________________________________________________________________

4. Охарактеризуй 3-й звук в слове боец, 4-й звук в слове просьба, 3-й звук в слове съел, 4-й звук в слове ночь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Отметь суффикс в словах :
Липучка, поросёнок, дворник, горошина, загадка, цветной

6 (дополнительно) Из данных слов составь и запиши побудительное, восклицательное, нераспространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
Коля, бежать, ко, быстро, я
____________________________________________________________________________________________________________________________________


Итоговый диктант
Тема: Орфограммы, изученные во 2-ом классе.
(примерный срок проведения 28-31 октября)

Чижи.

У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они любили летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнёздышки, охотничьи ружья.
Иногда чижи ссорились. Бывало взъерошат перья, раскроют клювы и шипят друг на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь.

Слова для справок: ссорились, ссоры, птицы.


Орфографическое задание

I вариант
Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной, в два столбика:
слова с гласной а в приставке;
слова с гласной о в приставке.
Отметь в словах приставки.
[ат]ъехать, [на]ступить,




15