Комплексное занятие по ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров на тему: «Распознавание ассортимента, определение пищевой ценности и потребительских свойств товаров, оценка качества товаров» специальность: 38.02.

Частное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский кооперативный техникум».







План проведения комплексного занятия
на тему: « Распознавание ассортимента, определение пищевой ценности и потребительских свойств товаров, оценка качества товаров».




Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям).


ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.

МДК.03.01 Теоретические основы товароведения
МДК.03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.




Преподаватель: Н.А. Николаева.
План комплексного занятия
ПМ.03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение
сохраняемости товаров
МДК.03.01. Теоретические основы товароведения
МДК.03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных
товаров
Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Тема занятия: «Распознавание ассортимента, определение пищевой
ценности и потребительских свойств товаров, оценка качества товаров»
Группа:4К
Курс:2
Вид занятия: контрольно-обобщающий урок
Место урока в системе занятий: данный урок является логическим завершением изучения МДК.03.01. и МДК.03.02: Теоретические основы товароведения и Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров. Обучающиеся подготовлены к тому, чтобы уметь распознавать ассортимент товара, определять пищевую ценность продовольственных товаров и потребительские свойства не- продовольственных товаров, проводить оценку качества товаров.
Метод проведения: урок-конкурс.
Цели занятия:
Обучающая:
- закрепление практических навыков в распознавании ассортимента товаров, определении пищевой ценности продовольственных товаров и потребительских свойств непродовольственных товаров, и в работе с нормативными документами по установлению качества товаров.
Развивающая:
- развитие мышления, памяти, групповой самоорганизации, способности чётко формулировать свои мысли;
- развитие интеллектуальных, познавательных способностей обучающихся;
- стимулирование познавательной деятельности.
Воспитательная:
- формирование профессиональной заинтересованности в освоении профессионального модуля ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров;
- воспитание наблюдательности, ответственности, аккуратности при выполнении работ.
Формируемые компетенции:
Продолжение формирования общих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
Продолжение формирования профессиональных компетенций
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.




Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста.
В результате освоения МДК.03.01. и МДК.03.02.
Должен уметь:
- идентифицировать товары;
- определять пищевую ценность и оценивать потребительские свойства товаров;
- оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
- рассчитывать товарные потери.
Должен знать:
- теоретические основы товароведения: основные понятия, методы;
- виды потерь, причины их возникновения;
- товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров;
- оценку качества товаров;
- маркировку товаров.

Обеспечение занятия:
Нормативные документы:
ГОСТы на отдельные группы продовольственных товаров;
ГОСТы на отдельные группы непродовольственных товаров.
3.Образцы продовольственных товаров.
4. Образцы непродовольственных товаров.
5. Оценочный лист (приложение №1).

Этапы подготовки и проведения занятия.
Подготовительный этап.
Создание рабочих групп.
Повторить учебный материал по МДК.03.01 и МДК.03.02.
Подготовить кроссворды:
- ассортимент продовольственных товаров;
- ассортимент непродовольственных товаров.
II. Проведение занятия (ход занятия).
2.1 Организационный момент: 10 минут
Приветствие обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Вступительное слово преподавателей и мотивация учебно-познавательной деятельности:
- сообщение темы;
- характеристика места занятия в системе занятий;
- постановка целей занятия;
- формирование профессиональной заинтересованности;
- сообщение структуры урока, порядка проведения и критериев оценки работы обучающихся.
2.2.Комплексный контроль знаний и умений – 105 мин.

2.2.1.Блиц-опрос.(приложение №2.)
2.2.2.Распознавание ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. (приложения №3,4).
2.2.3.Оценка качества продовольственных и непродовольственных товаров. (приложения №5,6).
2.2.4.Решение комплексных ситуаций. (приложение №7).

2.3.Подведение итогов урока-15 минут.

2.3.1.Заключительное слово преподавателей (обобщение, выводы);
2.3.2.Оценка и комментирование работы обучающихся на уроке.

2.4.Домашнее задание – 2 минуты.

Подготовка к экзамену.
Литература:
1. Голубенко, О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие/ О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 336с.
2. Дубцов, Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ Г.Г.Дубцов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 336с.
3. Конник, Н.В.Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие/ Н.В. Конник.- М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М,2013. – 416с.
4. Ходыкин, А.П.Товароведение непродовольственных товаров: Учебник/ А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И.Волошко. – М.: Дашков и К, 2013. – 544с.






п/п
Виды конкурсов
Время
Количество
баллов

1
Домашнее задание: кроссворды по теме.
-
10

2
Блиц-опрос
15 минут
6

3
Определение группы вида продовольственных товаров
15 минут
10

4
Составление товароведной характеристики предложенного образца.
15 минут
10

5
Оценка качества продовольственных товаров. (Решение ситуаций)
15 минут
10

6
Определение качества продовольственных товаров (по образцам)
15 минут
10

7
Решение ситуаций
30 минут
14


Итого:
105 минут
70



Приложение №1

Оценочный лист
«Распознавание ассортимента, определение пищевой ценности и потребительских свойств товаров, оценка качества товаров»

п/п
ФИО
Виды конкурсов



Блиц-
опрос
( 6б.)
Домашнее задание
(10б.)
Определение группы, вида продовольственных товаров
(10б.)
Составление товароведной характеристики непродовольственых товаров(ТН) (10б.)
Оценка качества непродовольственных товаров
(10б.)
Оценка качества
Продовольственных
Товаров
(10б.)
Решение
Ситуаций
(ТД)
(7б.)
Решение ситуаций
(ТН)
(7б.)
Итого
баллов
Оценка










































































































Критерии оценки:
«отлично» - 60-70 баллов
«хорошо» - 49-59 баллов
«удовлетворительно» - 31-48 баллов
«неудовлетворительно» - 30 и менее баллов


Приложение №2

Блиц-опрос.
Какие процессы при хранении вызывают снижение качества рыбных консервов?
Чем отличаются рыбные пресервы от консервов?
На какие категории и по каким признакам делят куриные яйца?
С какими дефектами яйца не допускаются к реализации?
Что понимают под термином «бомбаж» консервов?
Классификация мяса по термическому состоянию.
Дайте классификацию субпродуктов.
На какие подгруппы делятся пищевые жиры?
На какие группы делятся сыры?
Какие продукты относятся к группе вкусовых товаров?
На какие группы делятся кондитерские изделия?
По каким признакам классифицируется мед?
Какие напитки относятся к слабоалкогольным?
По каким признакам классифицируется чай?
Преимущества и недостатки органолептического метода оценки качества товаров?
Что такое товар?
Что понимают под фальсификацией?
Что такое ассортимент товара?
Что называют потребительскими свойствами?
Чем отличается промышленный ассортимент от торгового?
Что такое классификация товаров?
Какие существуют признаки классификации товаров?
Как подразделяются потребительские свойства?
Что понимают под:
- функциональными свойствами;
- эргономическими свойствами;
- надежностью;
- безопасностью?
25. Что такое товарный знак?
26. Что понимают под товарными потерями?
27. Что такое маркировка товара и какая она бывает?
28. Чем отличается гарантийный срок от срока службы?
29. Что понимают под упаковкой товара и какие функции она выполняет?
30. Что такое дефекты и как их подразделяют?



Приложение №3

Распознавание ассортимента непродовольственных товаров
Составьте товароведную характеристику предложенных образцов непродовольственных товаров и сделайте заключение об уровне потребительских свойств ( индивидуальное задание)


п/п
Наименование
товара
Сезонность
Материал
изготовления
Половозрастное
назначение
Фасон
Размер
Способы ухода
Заключение об уровне потребительских свойств

1
2
3
4
5
6
7
8
9









































Приложение 4


п/п
Наименование
товара
Товарная
группа
Товарная подгруппа
Вид
упаковки
Вес,
объем
Дефекты
Класс,
сорт
Дата
выработки,
срок
хранения,
срок
реализации
Изготовитель


































































Приложение №5
Оценка качества непродовольственных товаров (индивидуальное задание).

3.1.1. Определите качество стеклянных изделий, имеющихся в продаже: Кувшин из обыкновенного стекла, ёмкостью 2500 см.куб, выдувной имеет дефект:
- зазор между крышкой и корпусом.
Дайте заключение о качестве. Объясните причину образования дефектов в изделиях.

3.1.2. Проверьте сортность тарелок фарфоровых, в которых обнаружены следующие дефекты:
- мушка диаметром 1,5 мм на оборотной стороне изделия 3 штуки;
- щербины по краю изделия незаглазурованные. Решение документально подтвердите.
Укажите причины возникновения обнаруженных дефектов. Как Вы отличите фарфоровые изделия от фаянсовых?

3.1.3. Определите доброкачественность металлической посуды:
Кастрюля стальная эмалированная с дефектами поверхности изделия:
- мелкие волосные линии по декорированному рисунку, не портящие товарного вида;
- отклонение опорной поверхности крышки от плоскости верха кастрюли, 3 мм;
- откол эмалевого покрытия в 2-х местах внутри изделия.
Объясните причины образования обнаруженных дефектов.
3.1.4. В магазин поступила партия хрустальных выдувных стаканов, емкостью 250 см.куб, замаркированных 1-м сортом. При проверке качества обнаружено:
- на 2-х стаканах пузырь прозрачный, не продавливающийся диаметром 1,0 мм;
- на 5 стаканах обработанные, малозаметные щербины по краю;
- 4 стакана имеют косину края от 0,5 мм до 1 мм.
Сделайте заключение о качестве изделий.
Каковы причины образования обнаруженных дефектов?

Приложение №6
Оценка качества продовольственных товаров( индивидуальное задание)
Определите качество предложенного образца. Работу оформите в таблице:



п/п
Наименование
товара
Наименование
показателей
Показатели
Заключение




Фактически
По
ГОСТу


1
2
3
4
5
6



Приложение №7
Решение комплексных ситуаций (работа в малых группах)

Магазин ООО «Пятерочка» закупил у торгово-промышленной компании «Ставропольбизнес» 10 марта 2015 года следующие виды пищевых продуктов:
- сыры
- пшеничный хлеб
- гречневую группу
- молоко пастеризованное в пакетах

Как менеджер по продажам:

Распределение группы товаров по режиму хранения. Укажите гарантийные сроки хранения данных групп товаров.
Сгруппируйте и укажите отличительные признаки сыров по всем признакам классификации : «Московский», «Российский», «Голландский брусковый», «Сулугуни», «Рокфор», «Русский каламбер». Охарактеризуйте дефекты сыров, причины их возникновения, возможные способы предупреждения.
Определите калорийность 200 г пшеничного хлеба из муки 1 сорта, в состав которого входят: вода – 14%, углеводы – 73,35%,жиры – 1,3%, белки – 10,6%, зольность – 0,75%.
Сравните калорийность сыра «Сулугуни», в котором содержится углеводов – 1%, жиров – 45%, белков – 4%, влаги – 50%, с калорийностью сыра «Российского», в котором содержится: углеводов – 2%, жиров – 50%, белков – 5%, влаги – 43%. Сделайте вывод о пищевой ценности.
Определите товарный сорт гречневой крупы, если в навеске обнаружено содержание: нешелушеных зерен – 0,3%, минеральных примесей – 0,05%, дробленых зерен – 3%. Возможна ли реализация данной крупы, если в качественном удостоверении указан п/с?

Подберите групповой ассортимент продукции ОАО «Феникс» для реализации в магазине посудохозяйственных товаров:
- дайте товароведную характеристику отобранным товарам;
- подготовьте консультацию продавцам по правилам ухода за сувенирной керамикой;
- рассчитайте нормы боя, т.к. при поступлении сувенирной керамики из фарфора с Кисловодского завода, доставленного автомобильным транспортом изготовителя на сумму 154000 руб. был обнаружен бой. Изделия упакованы в коробках, проверьте маркировку и подлинность штрихового кода на поступившие товары.


15