Технологическая карта урока музыки «Фрески Софии Киевской», 6 класс по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской


Технологическая карта урока «Фрески Софии Киевской»
УМК – « Музыка» 6 класс М., Просвещение, 2013 г,Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Учебный предмет Музыка
Класс 6
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель:
Задачи урока: Формирование у учащихся умений анализа музыкального произведения во взаимосвязи через имеющиеся у учащихся знания.
познавательная: Научить распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека. Учить размышлять над содержанием музыкального и художественного произведения, определять средства музыкальной выразительности в живописи и музыке, высказывать суждения о музыке.
развивающая: Развивать исполнительские и театральные навыки, развивать осознанное восприятие музыки и памятников архитектуры, воображение.
воспитательная: приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.
Технологии и методы:

информационная (защита презентаций); деятельностная («создание образа под музыку»); здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения, подвижный способ обучения); внутрипредметная и межпредметная интеграция.
Метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.
Основные понятия, термины Симфония, фреска, музыкальный орнамент, колорит, форма рондо.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Индивидуальная, групповая Учебник «Музыка» 6 класс, М., Просвещение 2013 г., презентация «Фрески Софии Киевской», фонохрестоматия, компьютер с мультимедийной установкой, тестовые справочные материалы.
Технология обучения
Этапы
урока Задачи этапа Оформление доски,
наглядность Деятельность учителя Деятельность
учащихся
1.Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)
____________
3.Организационно-деятельностный.
а) Актуализация опорных знаний;

____________
б) Изучение нового материала.
в) Закрепление новых знаний.

г)
Вокально-
хоровая
работа.
4.Рефлексия.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Эмоционально настроить на урок.
______________
Научить учащихся размышлять, отвечать на заданные вопросы.
Уметь высказывать своё отношение к музыке и живописи.
Научить работать с информационными источниками, извлекать нужную информацию.
Научить: определять средства музыкальной и художественной выразительности произведений с одним названием, а также высказывать суждения о музыке и фреске.
Формировать умение выражать свои мысли.
Развивать у учащихся умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Формировать способность к логическому анализу.
Выяснить степень
закрепления нового материала.
Развивать эмоциональный
отклик на музыку.
Работать над вокально-хоровыми навыками, для их дальнейшего развития.
Научиться правильно интонировать мелодию.
Выяснить степень изученного материала.
Научить детей давать оценку собственной деятельности.
Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.
_______________________
На экране:
Презентация с фотографиями орнаментов, фресок.
На экране:
Фото города Киева,
Украина, Собор Софии Киевской.
На экране слайд с портретом
композитора В.Г. КиктыСлайд с нотной записью фрагмента концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».
На экране фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».
Тестовые справочные материалы.
Учебник «Музыка» 6 класс, 61 страница.
Слайд с текстом песни «Сто святых церквей».
. Организует учеников к началу урока.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Звучит Токката ре минор И.С.Баха.
Эмоционально настраивает на урок.
__________________________________
Интересуется впечатлениями от увиденного. Задаёт вопросы о соборе.
Предлагает услышать отрывок из симфонии «Фрески Софии Киевской» и соотнести его с изображением из представленных слайдов презентации. Задает вопросы: «Почему выбрали именно этот рисунок?» и т.п..
Задает вопросы, подводящие к теме урока, его целям и задачам. Формулирует с учащимися тему, цели и задачи урока.

Рассказывает о соборе и о его красоте.
Предлагает выступить с сообщением учащегося.
Задает вопросы, подводящие к выбору средств реализации поставленных задач.
Сообщает о концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».
( Заслушиваем краткую биографию композитора В. Г. Кикты)
Предлагает провести маленькое исследование: найти повторы в рисунке и нотах, слушаем фрагмент. Предлагает дать ему название, интересуюсь впечатлениями от прослушанного отрывка.
Пластически интонируем данный фрагмент.
Выясняет каков жанр музыкального произведения, почему композитор в качестве солирующего инструмента взял арфу?
Называет название всех фресок, входящих в данную симфонию.
Предлагает рассмотреть и послушать фреску «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».
Во время прослушивания фрагмента предлагает определить общие черты музыки и ИЗО руководствуясь справочным материалом.
Знакомит с понятием «Музыкальный орнамент».

Вспоминаем понятия: колорита, формы рондо. Задаю вопросы.
Контролирует самостоятельную работу учащихся.
Задает вопросы по анализу музыки.
Предлагает прослушать другую фреску и дать ей название.
фреска «Скоморохи»
Вопросы по характеру музыки.
Предлагает выполнить свой собственный мини-проект: прослушать следующую фреску («Музыкант») и изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания.
Предлагает сравнить свою фреску со словесным ее описанием в учебнике на стр.61. У кого много совпадений? (рассматривают лучшие работы)
Просит оценить свои эскизы.
Интонирование песни «Сто святых церквей».

Вопросы на закрепление изученного материала, выявление границ применимости новых знаний.
Предлагаю дать самооценку своей работе каждому ученику, продолжая фразы:
Сегодня я узнал…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
Я с удовольствием…
Мне понравилось…
Сегодня на уроке мне захотелось…
Выясняю, кто бы поставил себе оценку «5», «4», почему?
(Выставление оценок за работу на уроке по эталону)
Домашнее задание: Заполнение таблицы «Узнал, знаю»
Музыкальное приветствие.
Подготовка учащихся к уроку.
Дети слушают и эмоционально откликаются на музыку.
___________________________________
Смотрят презентацию. Слушают отрывок из симфонии. Отвечают на вопросы учителя по актуализации пробного учебного действия.
Ответы учащихся по выявлению причин затруднения (не проводили исследование живописных фресок и музыки, не знают некоторых терминов, фактов из истории музыкального произведения и т.п.).Формулировка целей и задач совместно с учителем.
Сообщение учащегося, заранее подготовленное: Фре́ска
Ответы учащихся на вопросы учителя.
Слушают информацию о симфонии.
Сообщение учащегося о композиторе.
Сопоставляют рисунки с нотами и орнаментом, находят общее.
Дают название прослушанному отрывку. Рассказывают о своих впечатлениях от услышанного.
С помощью рук показывают движение музыки, передают свое восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела.
Ассоциируют звучание арфы со звучанием славянских гуслей.
Отвечают на вопросы.
Слушают и записывают название фресок.
Слушают и смотрят на фреску «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».
Определяют общие черты музыки и ИЗО, руководствуясь справочным материалом.
Знакомятся с понятием «Музыкальный орнамент»
Отвечают на поставленные вопросы.
Самостоятельная работа учащихся в парах (2 мин).
(один из учащихся – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяет его.)
Взаимопроверка
Сравнение с правильным вариантом ответов.
Отвечают на вопросы по анализу музыки.
Учащиеся слушают, по музыке дают название фреске.
Отвечают на вопросы о характере музыки.
По прослушиваемой учащимися музыкальной фреске рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески.
Сравнивают свою фреску с фреской, которую увидел композитор в соборе Софии Киевской и ее словесным описанием.
Оценивают свой эскиз.
Коллективно-исполнительская деятельность песни «Сто святых церквей» театра песни «Талисман»
Ответы детей.
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы.

Выполнение домашнего задания.
Приложение:
 ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
Элементы художественной выразительности:
 
                  МУЗЫКА                  ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов –
ударные: ксилофон, барабан;
струнные: арфа, скрипка-тремоло;
деревянные духовые: дудки, гудки.
  Колорит – ясный,
                  мерцающий,
                  яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба
 
 
 
Контрольно- измерительный материал
к уроку музыки в 6 классе по разделу:
"Мир образов вокальной и инструментальной музыки"
(Итоговый)
Цель: Проверить уровень знаний учащихся по данному разделу.
Форма: Кроссворд.
По горизонтали:
1.Многочастное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
2. Песня, под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной.
3. Склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных голосов.
4.Великий немецкий композитор (1685- 1750). «Не Ручей, а Море ему имя!» - так говорил о нем Людвиг ван Бетховен.
По вертикали:
5. Одноголосное хоровое песнопение, часть богослужения в церкви Западной Европы.
6. Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т.п.)
7. Отечественный композитор, автор необычной симфонии-былины для солирующей арфы и оркестра «Фрески Софии Киевской»
8. Знак, специальная нотация для записи древней церковной музыки на Руси. Позднее такая нотация получила название крюковой, по названию одного из главного знака – крюка.
9. Виртуозная пьеса для лютни, клавира, органа.
10. Многоголосное полифоническое произведение, которое строится на проведении одной или нескольких музыкальных тем во всех голосах (в переводе с итал. - бег)
11.Русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен. Исполнял романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Рубинштейна.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - 91-100%.
Оценка «4» - 71- 90%
Оценка «3» - 50 - 70%
Оценка «2» - менее 49 %.
11.
ш а л я 7. К 9.т п 5.х 6.р и 3. п о л и 10.ф о н и я о о к к у н р м т к г 1. к а н т а т а 8. з а 4.Б а х л н н т 2.с е р е н а д а м я