Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме Имя моё

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №173»







«Моё имя»
/конспект НОД в старшей группе/









Воспитатель:
Марчукова И.Ф.



Воронеж
2015г.
Цели: продолжить знакомство детей с понятием «имя»; подвести к пониманию истории возникновения имени и уникальности собственной личности.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Средства реализации: изображения Михаила Архангела, Михаила Кутузова, кукла в народном костюме – Бабушка-забавушка, ватман, ромашки (заранее сделанные детьми), клей, фломастеры (по количеству детей).

Ход деятельности
Мотивационно-побудительный этап.
В группу входит кукла в народном костюме.
К у к л а. Здравствуйте, ребята, вы ребята-тигрята? (Нет!)
Значит, вы ребята-утята? (Нет!) А, вы ребята-орлята? (Тоже нет!) А кто же вы? (Дети называют свои имена: «Я – Оля», «А я – Сережа» и т.д.)
К у к л а. Вот смотрю я на вас – имена у вас какие-то есть.
П е д а г о г. Да, вот меня зовут Инна Федоровна. А тебя как зовут?
К у к л а. Я не знаю, что такое имя. Но меня все называют Бабушкой-забавушкой.
П е д а г о г. Ребята, наша гостья не знает, что такое имя, откуда его берут и что оно означает, а вы это знаете? Я предлагаю сегодня поискать ответ на этот вопрос.
Организационно-поисковый этап.
К у к л а. Я очень хотела бы это узнать! Вы согласны мне помочь? (Да!) Отлично, а играть вы любите? Тогда сначала хочу с вами поиграть,весело вас забавлять!
Игра «Найди пару» (по Л.А. Баландиной).
Х о д и г р ы. Дети разбиваются на пары: мальчик и девочка – так, чтобы имена партнеров начинались на одну и ту же букву (если не получается, то объединить детей в пары по другому признаку). Дети становятся напротив друг друга, берутся за руки, проговаривают четко слова и согласовывают с ними движения.
У друга теплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по руке немножко.
(Дети гладят ладошки.)
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,
Без друга плохо жить, запомнить это надо!
(Берутся за руки.)

П е д а г о г. Молодцы, ребята и гостья! Все в нашем мире как-нибудь называется. У предметов есть имена – названия; одни называют конкретные предметы, другие обозначают сразу все предметы подобного рода одним словом. Я предлагаю поиграть вам в игру.
Игра «Назови одним словом».
Х о д и г р ы. Педагог начинает, а дети по очереди продолжают: кровать, шкаф (стол, диван, кресло и т.д.). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.)
- Что лежит и висит в шкафу? Платье, брюки (юбки и т.д.) Как называются эти вещи? (Одежда.)
- Семья села за стол. А на столе стоят тарелки (чашки и т.д.) Лежат на столе ложки, вилки. (Это посуда.)
П е д а г о г. А теперь представьте на минутку, что у предметов появились детки, как их будут называть?
Игра «Назову детенышей».
Х о д и г р ы. Педагог произносит слово-предмет, а ребята придумывают, как бы назвали его детеныша. (Например: у чайника – чайнята, у стула – стульчата, у карандаша – карандашата, у игрушек – игрушата и т.д.)
П е д а г о г. У животных есть свои имена – названия, а у домашних питомцев имена-клички. У кого есть дома животные? Как их зовут? (Дети рассказывают о своих питомцах.)
К у к л а. Поняла, поняла. Значит, словом девочки называют всех девочек, а мальчики – всех мальчиков. Но у каждого из вас есть и свое собственное имя.
П е д а г о г. Имя есть у любого человека. Так что же такое имя? (Ответы детей.) Правильно, имя – слово, которым называют человека. Значения имена имеют разные: например, Александр – «защитник людей», всегда защитит слабого; Татьяна – «распорядительница», у нее порядок и в душе, и в доме; Ирина – «мир, спокойствие, тишина», никогда не повышает голоса, не сердится.
К у к л а. Ой, как интересно! А вот почему у меня такое странное имя?
П е д а г о г. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языка. В древности имена давались человеку как характеристика, примета, например по внешности человека: Елена – краса, русая коса; если у человека волосы черного цвета – Черныш. А как называют человека, если у него белые волосы? (Бел, Беляночка.) Если человек умный? (Умник.) А если мудрая? (Елена Премудрая.) Что может означать имя Несмеяна? (Никогда не смеется.) Молодцы! После Крещения Руси называли детей Жданы и Храбры, Лебеди, Прекрасны и Несмеяны. Позже они стали Василиями, Аннами, Мариями.
- Ребята,что означает имя Бабушка-забавушка? (Бабушка-забавушка любит детей забавлятьи с ними играть, поэтому ее так называют.)
Динамическая минутка
Игра «Я знаю пять имен»
П е д а г о г. Имя человека – его слава и достоинство. Есть святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории: Михаил Архангел, которые победил зло, полководец Михаил Кутузов, который победил врага. Сам человек создает историю своего имени. На прошлом занятии мы с вами сделали ромашки, и сегодня они нам пригодились. Сейчас каждый из вас представит, как бы он хотел изобразить свое имя. А затем мы сделаем ромашковую полянку имен.
Педагог раздает детям заранее изготовленные ими ромашки, и в серединке каждого цветка ребенок изображает или пишет свое имя. А затем все ромашки размещают на общем ватмане.
Игра «Девочки и мальчики» (по Н.В. Новоторцевой).
Текст сопровождается соответствующими движениями.

Девочки и мальчики
Прыгаю как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают (присесть на корточки).

Рефлексивно-корригирующий этап.
П е д а г о г. Молодцы, ребята! Все справились с работой. У нас образовалась целая ромашковая полянка имен. Какие у нас красивые, интересные имена получились! А теперь давайте закроем глазки, поднимем руки вверх и представим себе, что мы выросли, стали взрослыми и прославили свои имена хорошими поступками и добрыми делами. Мы горды носить свои имена! Представили? Глубоко вздохните и на выдохе опустите руки вниз. Нам пора возвращаться в наше время и прощаться с нашей гостьей.
К у к л а. Мне очень понравилось быть у вас в гостях. Я думаю, что вы прославите свои имена и ими будут гордиться ваши родители, бабушки и дедушки. До новых встреч!


15