Урок по истории в 9 классе Восстановление экономики

Урок истории в 9 классе
Тема «Восстановление экономики»
Цель: создать условия для получения знаний учащимися о путях, методах восстановления экономики в послевоенный период.
Задачи:
Способствовать изучению возможных альтернатив послевоенного восстановления, путей восстановления промышленности, сельского хозяйства, роли денежной реформы 1947 года;
Способствовать развитию у учащихся навыков работы с материалом учебника, историческими источниками (документами, иллюстрациями, таблицами и т.д.);
Способствовать развитию умения анализировать, систематизировать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
Продолжать развивать навыки работы в группе.
Способствовать формированию у учащихся значимости труда в жизни человека, чувства гордости за жителей своей страны, чувства патриотизма.
Учебные материалы: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России. XX – начало XXI века, раздаточный материал для групп, экран, проектор, компьютер.


План работы

Состояние экономики СССР после войны
Экономические дискуссии в 1945-1946 гг
Развитие промышленности
Сельское хозяйство в послевоенный период
Денежная реформа 1947 года
Курс на «закручивание гаек»

Ход урока



Актуализация знаний (Мотивационный период)
Изучение нового материала
Закрепление
Домашнее задание
Оценивание деятельности и рефлексия





Ход урока.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Мотивационный

Предлагает посмотреть видеосюжет «Положение страны после войны» (слайд 1) ответить на вопросы:
Какие чувства, мысли, эмоции вызывает у вас данный сюжет?
Читают итоги войны (слайд 2)
Предлагает сформулировать тему урока.
Как вы считаете, какая основная задача стояла перед советским народом, исходя из такого состояния?
Какую из изученных сфер жизни необходимо было восстанавливать? (экономику).

Предлагает выполнить задание

Что вы знаете о том как происходило восстановление экономики
Что бы вы хотели узнать.





Предлагает в конце урока ответить на проблемный вопрос? (Приложение1)
Просматривают сюжет, отвечают на вопросы, формулируют тему урока «Восстановление экономики», записывают в тетрадь.
Формулируют цели урока

























2. Получение новых знаний.

2. Экономические дискуссии 1945-1946 гг










3.Развитие промышленности
4.Сельское хозяйство в послевоенный период
5.Денежная реформа 1947 года











6.Курс на «закручивание гаек»
Организовывает работу по группам
Предлагает выполнить первое задание:
изучить пункт «Экономические дискуссии»
И ответить на вопросы.
Предлагает ответить на вопрос: Чья же точка зрения победила?







Предлагает выполнить следующее задание (Приложение2)











Организует первичную проверку усвоенных знаний.

2 варианта изучения Если времени достаточно изучают на уроке, если нет, предлагает изучить дома самостоятельно и ответить на вопросы к документу»
1 группа -1 вопрос
2 группа- 2 вопрос
3 группа -3 вопрос

Предлагает ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос:
Оцените политику нашего руководства в данный период?
Учащиеся изучают пункт
«Экономические дискуссии» и отвечают на вопросы
1 группа: Какие альтернативы (точки зрения) по вопросу дальнейшего развития экономики существовали в 1945 году.
2 группа: Выясните основные методы восстановления, предложенные председателем Госплана Н.А. Вознесенским?
3 группа: В чем заключалась точка зрения И.В. Сталина

1группа: Изучает пункт «Развитие промышленности» и отвечает на предложенные их группе вопросы и задания
2 группа изучает пункт «Сельское хозяйство» и работает над предложенными вопросами и заданиями
3 группа изучает дополнительный материал по теме «Денежная реформа 1947 года» и работает над предложенными вопросами и заданиями
Учащиеся представляют свои итоги (мини-проекты работы) у доски.

Изучают документ и отвечают на вопросы






Высказывают мнение по проблеме.
Предлагают свою оценку

Закрепление
Предлагает выполнить тест (Приложение3)
Выполняют тест, сравнивают с правильными ответами, выставляют оценку.

Домашнее задание
Всем
Параграф 35, понятия, вопросы 1-5.
Индивидуально
Задание 1,2 на с. 254 после вопросов.
Составьте по 2 вопроса к параграфу, используя методику «Ромашка Блума» (Приложение 4)


Оценивание работы и рефлексия
Предлагает оценить работу группы по предложенным критериям. (Приложение 5)
Предлагает закончить фразу «Сегодня на уроке я.
Выполняют оценивание и самооценивание







Приложение 1.
После Великой Отечественной войны состояние нашей экономики были таким плачевным, что западные специалисты считали: восстановление разрушенной экономической базы займет не менее 25 лет, а в некоторых отраслях экономики и все 50 лет. Однако восстановительный период в промышленности занял всего 5 лет – одну пятилетку с 1946 по 1950 гг.
ПЗ: Что способствовало достижению полученных результатов в столь короткие сроки?
Приложение 2
Задания для 1 группы:
1. Прочитайте пункт параграфа 35 «Развитие промышленности»
2. Ответьте на вопросы:
- выясните условия, в которых проходило возрождение экономики?
- Назовите пути (способы) решения экономических проблем в промышленности?
- Выделите положительные и отрицательные стороны развития промышленности в период четвертой пятилетки (1946-1950 гг)?
- Установите источники промышленного возрождения?
(С помощью чего, кого?)
3. Подготовьте презентацию своего ответа в виде плаката

Задания для 2 группы

·1. Прочитайте пункт параграфа 35 «Сельское хозяйство»
2. Ответьте на вопросы:
- Выясните состояние сельского хозяйства после войны?
- Выделите отрицательные и положительные стороны развития сельского хозяйства в период четвертой пятилетки (1946-1950 гг)
- Какие пути (способы) реформирования колхозов
- Назовите источники выведения сельского хозяйства на довоенный уровень (С помощью чего, кого?).
3. Подготовьте презентацию своего ответа в виде плаката

Задания для 3 группы:
1. Изучите предложенную вам дополнительную литературу по теме «Денежная реформа 1947 года».
2. Ответьте на вопросы
- назовите дату и причины проведения денежной реформы
- В чем заключалась суть денежной реформы
- Выявите отношение людей к денежной реформе
- Выделите отрицательные и положительные стороны денежной реформы?
3. Подготовьте презентацию своего ответа в виде плаката


Приложение 3
Тест «Восстановление экономики»
1. Соотнесите путь восстановления хозяйства с фамилией государственного деятеля:
1. Допустить элементы смешанной экономики (государственные предприятия, частные мелкие хозяйства, кустари). Возможность роспуска колхозов. Разрешение частной предпринимательской деятельности

А) И.В. Сталин

2. Сохранение и укрепление командной экономики. Довоенная модель сверхцентрализации в планировании. Продолжение взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма

Б) Н.А. Возненсенский


2. Темпы быстрого восстановления промышленности объяснялись ( выбери несколько ответов):
А) использованием иностранных кредитов
Б) использованием труда заключенных и военнопленных
В) сокращением военно-промышленного комплекса
Г) перекачкой средств из сельского хозяйства в промышленность
Д) возникновением движения скоростников

3. Выберите основные методы выведения сельского хозяйства из кризиса (выбери несколько вариантов ответов)
А) Увеличение налогов с крестьян
Б) Высокие государственные дотации сельско-хозяйственным регионам
В) Практически даровые работы колхозников
Г) Перекачка средств из промышленности в сельское хозяйство
Д) Внеэкономическое принуждение крестьян

4. Найдите итоги денежной реформы 1947 года (выбери несколько правильных вариантов ответов)
А) Отмена карточной системы
Б) Повышение цен на товары
В) Потеря банком и государством больших денежных средств
Г) Потеря населением денежных накоплений
Д) Изъятие фальшивых купюр


Вставьте пропущенные слова:
А)________________________________________________________ - возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов, перемещенных лиц.

Б) ___________________________________________________________ - Выплаты побежденным государством ущерба государству-победителю

Ответы: 1. 1Б, 2А 2. АГД 3. АВД 4. АГД 5.А) репатриация, Б) Репарации
Приложение 4
Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Практические вопросы. Нацелен на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?

Приложение 5
Оценка работы группы

Фамилия, имя
учащегося
оценка
Итоговая
оценка























































Все остальные материалы по ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15