Программа по профилактике вредных привычек


.     
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ « СОШ №76»
Приказ № _______ от ______________

ПРОГРАММА
по профилактике алкоголизма, наркомании, курения и ВИЧ-СПИДа
«ХОЗЯИН СВОЕЙ СУДЬБЫ»муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ №___»
Рассмотрено
На заседании педагогического совета
____________201_ (Протокол № )Содержание
Паспорт Программы по профилактике алкоголизма, наркомании, курения и ВИЧ-СПИДа «ХОЗЯИН СВОЕЙ СУДЬБЫ»
Информационная справка
Пояснительная записка
Принципы реализации программы
Основные направления работы
Методы и формы реализации программы
Содержание программы
Этапы реализации
Основные составляющие системы профилактики ПАВ в образовательном учреждении и их взаимосвязь
Значение системы работы по профилактике ПАВ
Ожидаемые результаты
Механизм реализации программы
Тематика мероприятий
Нормативно – правовое обеспечение программы
Литература ( интернет ресурс)
        1.     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Программа по профилактике алкоголизма, наркомании курения и ВИЧ- СПИДа
«Хозяин судьбы»
Дата принятия решения о разработке Программы Решение педагогического совета Протокол  № __ от __ августа 2012 г.
Решение методического совета МОУ «СОШ № 76».
Протокол № ____ от ____ ________
Основание для разработки Программы Приказы  по МОУ «СОШ  № 76» № _____ от 31.08.2012
Основные разработчики Программы Творческая группа в составе:
Исполнители Программы Классные руководители 5-11классов, учителя предметники , психолог, социальный педагог, медико-психолого-педагогическая служба, библиотека и др.
 ______________________________
Цель Программы Создание комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления наркотиков, токсикоманических веществ, алкоголя, табака и другие психоактивных веществ (далее ПАВ); и других острых медико-социальных проблем, формирование культуры здорового образа жизни, повышение эффективности воспитательно-профилактической работы среди подрастающего поколения,
Задачи Программы Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
Содействовать выработке у обучающихся умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
Научить обучающихся умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, дать представление о возможных способах отказа от употребления ПАВ;
Увеличить объем мероприятий направленных на сохранение и укрепления здоровья, профилактику ПАВ;
Создать в образовательном учреждении благоприятные условия и оптимальный психологический микроклимат, способствующий воспитанию физически здоровой, духовно богатой высоконравственной, образованной личности обучающихся;
Ознакомить обучающихся с физиологическими, психологическими и социальными последствиями употребления психоактивных веществ на организм человека;
Ознакомить обучающихся с правовой ответственностью за употребление, хранение и реализацию ПАВ;
Научить разрешать конфликтные ситуации, способами поддержания общения, навыкам поведения. Преодоления повышенной социальной зависимости;
Выявлять обучающихся относящихся к группе «риска» и оказывать им необходимую социально- психологическую поддержку
10)Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и
диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Сроки реализации Численность учащихся ____ обучающихся
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Предположение, что выделенная система профилактики ПАВ будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
обучающимся и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
осознание сущности зависимости от употребления ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к употреблению ПАВ, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
4)в борьбе с ПАВ школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Организация контроля над выполнением Программы Администрация школы: директор
2.Информационная справка
Полное наименование - Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №____» _______________ района города _______________
Тип учреждения – общеобразовательное,
Вид учреждения- средняя общеобразовательная школа,
Статус учреждения – муниципальное.
Адрес школы:
Адрес сайта :
E-mail:
3.Пояснительная записка
Система образования оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания обучающихся происходит передача культурных нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, закладываются основы мировоззрения растущего поколения и его социализация в обществе.
Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии общества, понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства и именно подрастающее поколение находится в трудной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Школьники утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети, находящиеся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Как пример – наркотизация, подростков позволяющая спрятаться от действительности; различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем: повышение количества правонарушений. Среди школьников усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее отношение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Возрастают темпы роста правонарушений и преступлений среди детей.
Подростковый возраст, который характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивая себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости, стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к употреблению психоактивных веществ. Наркотические вещества могут использоваться ими как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях, и для снятия коммуникативных барьеров. Для подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников и ради того , чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение , рискуя своим здоровьем.
Особая опасность употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте заключается в том , что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее попадает в болезненную зависимость.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения должна проводиться работа по профилактике алкоголизма, наркомании, курения и ВИЧ- СПИДа, с целью уберечь обучающихся от вредных привычек.
Данная программа направлена ,прежде всего на профилактическое воздействии обучающихся. Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий сформировать у обучающихся навыков самостоятельного принятия решений, умению противостоять давлению, преодоление стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а так же проблем общения.
В рамках образовательного учреждения разработать комплекс профилактических мероприятий направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни. Которые включают в себя вовлечение детей и подростков в общественно- полезную, творческую , волонтерскую, и научно-исследовательскую деятельность, занятия спортом, искусством, организацию здорового досуга и др.
4.Принципы реализации программы
Аксиологичность- формирование у обучающихся представлений о здоровье как важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность- сочетание различных направлений профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Системность – проведение профилактической работы «образовательное учреждение МОУ « СОШ № 76»- обучающиеся- семья»
Позитивность развитие у обучающихся практических навыков, достоверная подача информации.
Компетентность- проведение профилактической работы с учетом возрастных особенностей обучающихся различными специалистами.
Последовательность – построение профилактической работы в соответствии с планом и программой мероприятий.
Легитимность- создание нормативно правовой базы профилактического направления, ведение деятельности в соответствии с ней.
Дифференцированность – определение целей и задач, средств и предполагаемых результатов; осуществление профилактической деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, степенью их социальной зрелости.
5.Основные направления работы по профилактики ПАВ
1) Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
работа с детьми «группы риска»;
работа с детьми, употребляющими ПАВ включая курение;
2) Работа с педагогическим составом:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
организационно-методическая работа в соответствии с программой.
3) Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей по проблеме данной проблеме;
работа с конфликтными семьями (Семьями обучающихся состоящих на учете ПДН. ВШУ, с семьями находящимися в социально – опасном положении);4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики ПАВ

6.Методы и формы реализации программы
Методы социальной работы Психологические методы Педагогические методы

- Методы социальной диагностики
- Методы социальной профилактики
- Методы социального контроля
- Методы социальной реабилитации
социально –экономические
методы -психодиагностические методы
-психокоррекционные методы
-методы психического консультирования
-метод поведенческих навыков -организационные методы (поручение, требование, состязание, создание ситуации успеха);
-методы воспитания (внушение, призыв)
-методы организации социально- педагогического взаимодействия

7.Содержание программы
Построение работы по профилактике употребления ПАВ, формирование, здорового образа жизни строится в рамках следующих направлений: диагностическое, профилактическое, коррекционное, просветительское, методическое.
1)Диагностическое направление дает возможность иметь представление о предпочтениях обучающихся их интересах , склонностях. Диагностическое направление необходимо для построения работы по профилактике ПАВ в образовательном учреждении в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, социально - психологическом климатом в ученическом коллективе, социальным статусом обучающихся.В рамках данного направления провести:
Обследование обучающихся с применением стандартизированных психологических методик
Выявление обучающихся группы «риска»
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся группы «риска» , трудных подростков и их семей, отслеживание у данных обучающихся социальной зрелости и выявление уровня социальной защищенности
Выявление статуса и социальной роли в классном коллективе обучающихся данной категории
Обеспечение социально – психологического сопровождения
2)Профилактическое направление, – которое включает в себя организацию целенаправленной систематической работы по предупреждению возможных социально – психологических проблем у обучающихся, по созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в образовательном учреждении.
Данное направление ориентировано на развитие стремления обучающихся к здоровому образу жизни, получение обучающимися адекватных знаний по вопросам употребления ПАВ и проявление других аддикций (зависимость) , создание благоприятного эмоционально- психологического климата в образовательном учреждении
Профилактическое направление программы включает в себя:
- разработку осуществление различных мероприятий, направленных на предупреждение возможных девиаций поведения обучающихся (выявление и учет обучающихся ,склонных к совершению правонарушений, употребляющих ПАВ, в том числе замеченных в курении, допускающих нарушения дисциплины, и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, задержанных органами полиции за нарушение общественного порядка, проведение с ними профилактической работы).Организация и проведение различных мероприятий по профилактике ПАВ, согласно плану мероприятий
- оказание социально – психологической и педагогической помощи, профилактики суицидальных проявлений
- учет и контроль за обучающимися состоящими на учете ПДН, ВШУ, проживающими в семьях находящихся в социально – опасном положении
В рамках данного направления проводить:
Предупреждение возможных девиаций среди обучающихся
Оказание социально – психологической помощи обучающимся и их родителям
Изучение межличностных отношений в классах ( по запросу классных руководителей)
Организация мероприятий согласно плану мероприятий программы по профилактике ПАВ
3)Коррекционное направление
Работа школьного Совета по Профилактике правонарушений, цель которого – формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся.
Совет по Профилактике правонарушений выполняет ряд функций
- воспитательную
- стимулирующую(активизация положительной социально –полезной деятельности)
В рамках данного направления проводить:
Проведение консультаций обучающимся и их законным представителям
Осуществление коррекции девиантного поведения
Работа СП
4) Просветительское направление – одно из основных направлений программы
так как информирование обучающихся и их законных представителей о действии ПАВ на сознание, организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым приводят вредные привычки, снижает риск употребления ПАВ.
Основная задача данного направления – научить обучающихся понимать и осознавать , что происходит с человеком при употреблении ПАВ, ознакомить с физиологическими, психологическими и социальными последствиями употребления ПАВ. По мимо этого, необходимо сформировать у обучающихся точку зрения на употребление ПАВ как слабость воли, социально – психологическую зависимость.
В рамках данного направления проводится:
- просвещение обучающихся по вопросам профилактики ПАВ
- просвещение родителей в данном направлении (школьный сайт, родительские собрания, круглые столы и т.д)
5) Методическое направление является одним из важных аспектов профилактики употребления ПАВ.
Подготовка методических материалов для проведения социально – психологической диагностики в рамках программы.
Обработка результатов социально – психологической диагностики, их анализ и оформление банка данных (выводы и рекомендации)
Подготовка материалов для выступлений на педагогических советах, совещаниях, МО классных руководителей, родительских собраниях
Оформление социального паспорта образовательного учреждения, классов, социальных карт трудных детей и детей группы «риска»
Создание банка данных обучающихся совершивших правонарушения, прошедших КДН, обучающихся группы «риска»
8. Этапы реализации
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления ПАВ.
Задачи:
определить степень информированности детей и подростков по данной проблеме;
выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению ПАВ;
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов по данной проблеме
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
 подростки, имеющие опыт употребления ПАВ;
 подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению ПАВ;
 подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: октябрь – май.
Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ;
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) социологический опрос;
14) показ видеоматериалов с профилактическим содержанием ПАВ.
Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май (конец месяца).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы ПАВ;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению ПАВ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к употреблению ПАВ;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения профилактической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.
9.Основные составляющие системы
профилактики ПАВ в школе и их взаимосвязь

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование профилактических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба:
Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Школьный психолог обеспечивает:
организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
проводит анонимное консультирование «Телефон доверия».
Социальный педагог несет ответственность:
совместно с заместителем директора по ВР отвечает за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
совместно с заместителем директора по ВР обеспечивает организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
проводит систематическую работу с семьями школьников (особенно с семьями трудных детей, детей группы риска, с семьями находящимися в социально – опасном положении).
Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в профилактических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».
Общественные организации; развивают широкую профилактическую деятельность, выходят в школы, проводят массовые акции по профилактике ПАВ.
Районная и городская наркологическая служба организуют:
информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления ПАВ;
консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, о лечении наркомании и стратегии поведения родителей в период реабилитации.
Правоохранительные органы:
работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;
осуществляют юридическое консультирование по проблемам употребления и распространения ПАВ;
проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;
обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп подростков употребляющих ПАВ, которые могут вовлекать в употребление ПАВ все новых детей и подростков;
организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме ПАВ.
Семья.
Проблема употребления ПАВ сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только употребляющего ПАВ, но и всю его семью. Именно поэтому, одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:
проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитание и организация профилактической работы;
организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;
работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;
психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;
10.Значение системы работы школы по профилактике ПАВ:
1) воспитание подрастающего поколения в духе непринятия ПАВ;
2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.
11.Ожидаемые результаты программы
Предположение, что выделенная система профилактики ПАВ будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
обучающимся и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
осознание сущности зависимости от употребления ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к употреблению ПАВ, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
4)в борьбе с ПАВ школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
12.Механизм реализации программы
№ п/п Наименование мероприятий Дата проведения Ответственные
Выявление обучающихся группы «риска» Сентябрь, октябрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Составление социального паспорта классов и образовательного учреждения Сентябрь, октябрь Социальный педагог, классные руководители
Проведение родительских собраний По плану Администрация
Организация профилактических мероприятий в рамках Всемирного дня борьбы с курением:
- раздача информационного материала о вреде курения
- конкурс презентаций о вреде курения
Показ видеофильмов
- конкурс рисунков
И т.д Ноябрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Организация профилактических мероприятий в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом
Декабрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Организация профилактических мероприятий в рамках Международного дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом По плану воспитательной работы школы Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Организация мероприятий в рамках Всемирного дня здоровья По плану воспитательной работы школы Заместитель директора по ВР
Работа «Методического объединения классных руководителей» Ежемесячно Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Проведение воспитательно-профилактических, правовых бесед В течение всего периода реализации программы Заместитель директора по ВР,
инспектор ПДН, участковый инспектор полиции,
социальный педагог, классные руководители
Работа волонтерского отряда В течение всего периода реализации программы Заместитель директора по ВР, социальный педагог, волонтеры
Проведение диагностики По плану Психолог
Работа СП В течение всего периода реализации программы Заместитель директора по ВР
Формирование фонда специальной научно методической литературы, видеофильмов и т.дВ течение всего периода реализации программы Библиотекарь
Информирование родителей обучающихся о посещаемости, успеваемости, правонарушениях школьников В течение года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Проведение профилактических бесед с обучающимися состоящими на учете ПДН и ВШУ В течение года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Проведение классных часов ( «опасные удовольствия», «Давайте задумаемся», «Научись себя беречь» , «Влияние курения, наркомании, токсикомании на подрастающий организм», « Как справляться с трудностями», «Я выбираю ЗОЖ») и т.д. В течение всего периода реализации программы Классные руководители
Проведение фотоконкурса, посвященному здоровому образу жизни По плану воспитательной работы школы Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
Освещение вопросов касающихся профилактики социально – негативных явлений на школьном сайте В течение всего периода реализации программы Администратор школьного сайта, заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители
Проведение и участие в школьных и районных
конкурсов творческих работ на темы, направленных на самопознание учащихся, формирование духовных, нравственных и гражданско-патриотических ценностей и идеалов. В течение всего периода реализации программы Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители
Проведение систематической работы сучащимися и их родителями по разъяснению уголовной и Административной ответственности за преступления и правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств, распитием спиртных напитков. В течение всего периода реализации программы Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН, представители правоохранительных органов полиции
13.Тематика мероприятий:
1. Спортивное ток-шоу «Наркомания - эпидемия века».
2. Соревнования по массовым видам спорта:
 «Спорт против наркотиков»
 «Будущее за нами»
 «Я выбираю жизнь без наркотиков!»
3. Классные часы:
 «Школа без наркотиков»
 «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»
 «Умей сказать нет наркотикам»
 «Пивной алкоголизм»
 «Волшебная страна здоровья»
 «Мир без табачного дыма»
 «Мир без наркотиков»
 «Мир в наших руках»
4. Беседы со школьниками:
 «СПИД – чума ХХ века»
 «Курение и здоровье»
 «Алкоголь и здоровье»
 «В чем вред курения?»
 «Опасность «пассивного курения»
 «Эффективные методы отказа от курения»
 «Программа малых шагов»
 «Препараты, применяемые против курения»
 «Здоровый образ жизни – школа выживания»
 «Профилактика вредных привычек»
 «Войдем в мир здоровья»
 «Наркоманам скажем: «НЕТ!»
 «От чего мы зависим»
5. Общешкольные мероприятия:
 «День без вредных привычек»
 «Молодежь против наркотиков»
 «Благодеяние».
6. Научно-исследовательские работы:
 «Психология общения»,
 «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
 «Стресс и способы борьбы с ним»
7. Подготовка буклетов:
 «Исправь свое настроение сам»
 «Как стать сильным и привлекательным»
 «Как стать красивой и привлекательной»
 «На «игле».
8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».
14.Нормативно- правовое обеспечение программы
Конвенция о психотропных веществах (Вена,21.02.1071)
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена 20.12.1988)
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, Нью-Йорк, 30.09.1990)
Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, Рим, 04.11.1950)
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»(ред. от 05.04.2010 .)
Федеральный закон № 38-ФЗ от 30.03.1995 « О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» (ред. 27.07.2010)
Федеральный закон №3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. 18.07.2009)
Федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»(ред. 17.12.2009)
Федеральный закон №157-РФ от17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» (ред 24.07.2009)
Федеральный закон №120- ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
(ред. 13.10.2010 )Федеральный закон № 87-ФЗ от 10.07.2001 «Об ограничении курения табака»
Федеральный закон №11-ФЗ от 07.03.2005 «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе»
Федеральный закон «Об образовании»
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. От 27.12.2009)
Приказ Минобразования РФ № 619 от 28.02.2000 « О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»
Приказ Минздрава РФ №139 от 04.04.2003 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»
Рекомендации по организации и проведению Всероссийской акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом (01.12.2009) от 25.09.2009.Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Устав Муниципального Общеобразовательного Учреждения «СОШ №76»
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2128-р от 30.12.2009 « Об одобрении Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации №1563 от 23.09.2010 « об одобрении Концепции государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 гг»
Письмо Министерства образования РФ № МД- 1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»
Методическое письмо Министерства образования РФ « О социально – педагогической работе с детьми » (подготовлено во исполнении решения коллегии Министерства образования РФ « О практике социально – педагогической работы в России и перспективах ее развития» № 19/1 от27.10.1993 )Постановление Правительства Саратовской области от 18 октября 2010 г. n 480-по долгосрочной областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011 - 2013 годы
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы (с изменениями на 7 июня 2012 года)
30.Постановление правительства Саратовской области от 6 декабря 2006 г. n 386-п «о создании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений на территории Саратовской области»
31.Постановление губернатора Саратовской области от 14.09.1998 n 528 "о совершенствовании работы органов исполнительной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов" (вместе с "положением о работе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления саратовской области с социально неблагополучными семьями, имеющими в своем составе несовершеннолетних детей")Постановление правительства Саратовской области от 22 марта 2005 г. n 100-п "об утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Саратовской области и положения об общественной комиссии по делам несовершеннолетних документы, регламентирующие деятельность комиссии (с изменениями от 20 февраля, 4 апреля 2006 г., 3 апреля, 30 октября 2007 г.)постановлением правительства саратовской области от 20 февраля 2006 г. n 57-п в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Саратовской Области От 06.12.2006 N 386-П (Ред. От 04.06.2012) "О Создании Межведомственной Комиссии по Профилактике Правонарушений на территории Саратовской Области"
.
Постановление правительства Саратовской области от 21 октября 2010 года № 501-п о долгосрочной областной целевой программе «профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области» на 2011 — 2013 годы в редакциях от 14.07.2011 № 364-п, от 14.07.2011 № 364-п, от 30.12.2011 № 808-п, от 06.06.2012 № 280-п.
Правительство Саратовской области постановление от 14.07.2011 г. № 364-п о внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" на 2011 - 2013 годы
Закон саратовской области от 29.12.2004 №120-ЗСО о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области (принят Саратовской областной думой 29.12.2004)
Литература
1.(интернет ресурс)
2.Социально- психологическая работа с учащимися, издательство учитель