Презентация по выступлению на методическом объединении логопедов


Особенности коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с умственной отсталостью Особенности лексики умственно отсталых детей Бедность словаряНеточность употребления словНесформированность структуры значения словаНарушение процесса организации семантических полейОтсутствие слов обобщающего характераОтсутствие редко употребляемых глаголовОтсутствие противопоставлений Нарушения грамматического строя речи умственно отсталых школьников Фрагментарность, структурная неоформленность предложенийИспользование простых форм предложенийСтрадает выражение качества и признаков ситуации Нарушение словоизменения и словообразования Нарушение построения предложно-падежных конструкцийЧрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщенияНедостаточность функции словообразования Нарушение связной речи Связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. У умственно отсталых школьников формируется замедленными темпами.У таких школьников нарушается как внутренний (смысловой) уровень, так и языковой уровень связной речи. Факторы, обусловливающие нарушения связной речи: Недостаточность анализа ситуацииТрудность выделения существенных и второстепенных компонентов ситуацииНарушение смыслового программирования содержания связной речиНедоразвитие способности удерживать программуНеумение развертывать смысловую программу в виде серий предложенийНедостаточность сформированности диалогической речи Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи Развитие лексики в двух направлениях: обогащение словаря и уточнение значения слова, расширение семантики слова.Развитие грамматики в трех направлениях: формирование глубинной и поверхностной структуры предложений, развитие навыков словообразования и словоизменения, развитие связной речи. Игры на развитие лексико-грамматический категорий речи «Один-одна-одно»Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их: «Это карандаш». Педагог спрашивает: «Сколько?» Ребёнок: «Один карандаш».3а правильный ответ ребёнок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого ребёнка и выявляется победитель. «Чьи детки?»Педагог раздаёт детям картинки с изображением животных. Картинки с изображением детёнышей, остаются у педагога. «Плачут котята, потеряли они свою маму. Кто у них мама?» -«Кошка» -отвечает ребёнок, у которого есть подходяшая картинка, и берёт себе картинку с изображением котят. «Кто придумает конец, тот и будет молодец!»Логопед говорит детям, что он будет читать стихотворение, в конце каждого четверостишия недостаёт слова. Это слово должны придумать сами дети. Назови первый звук в слове.Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик). Коррекция нарушений письма и чтения Дислексия- нарушение чтения.Фонематическая дислексияАграматическая дислексияСемантическая дислексияОптическая дислексияМнестическая дислексия Дисграфия – нарушения письма.Артикуляторно-акустическая дисграфияАкустическая дисграфияДисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтезаАграмматическая дисграфияОптическая дисграфия Основные принципы коррекционной работы Принцип комплексностиПатогенетический принципПринцип учета симптоматики и степени выраженности нарушенийПринцип опоры на сохранное звеноПринцип поэтапного формированияПринцип постепенного усложнения заданийПринцип системностиОнтогенетический принцип Спасибо за внимание!