Воспитание у детей дошкольного возраста духовно – нравственных качеств


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
Воспитание у детей дошкольного возраста
духовно – нравственных качеств
Подготовил: старший воспитатель
Егорова Т.В.
Кашира – 2017г.
«Какое счастье получить доброе
истинно – христианское воспитание,
вступить с ним в лета юности, и потом,
в том же духе, вступить в лета мужества»
(Святитель Феофан Затворник)
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда. В 21 веке в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:
-в качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
-в перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного и речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
-художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
-физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»).
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить в их души основы нравственности. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. В нашем детском саду данной проблеме уделяется большое внимание.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости); 
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); 
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, государства.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
-приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;
-способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
-формировать моральное сознание и моральные оценки;
-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Эффективно решать поставленные задачи позволяют следующие педагогические средства:
-разнообразные виды детской деятельности (занятия, беседы, праздники и т.д.);
-специально организованная развивающая среда;
-разнообразные формы работы с коллегами и родителями воспитанников.

При планировании любой формы работы с детьми предусматриваются компоненты:
- содержательный компонент - овладение детьми объёмом представлений и понятий об окружающем мире (социальном устройстве общества, жизни   народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края), доступных возрасту;
-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремлении участвовать в общественно полезном труде;
-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Работа педагогов строится на принципах:
комплексного и личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
целенаправленности, систематичности, последовательности педагогического процесса;
природосообразности (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);
культуросообразности    (воспитание строится в соответствии с ценностями, традициями и нормами национальной культуры и особенностями региона);
выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
сотрудничества взрослого и ребенка, педагогов и родителей.
 Работа с педагогами  
Для того, чтобы добиться положительных результатов, весь годовой план акцентирован на интеграцию духовно – нравственного воспитания в реализуемые программы и технологии.  Вопросы по данному направлению решаются на педагогических советах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, беседах-диспутах, в т.ч. с приглашением представителей Каширского Благочиния, при подготовке и проведении занятий-утренников и т.д.

С целью повышения уровня знаний о православных духовных традициях, педагоги дошкольного учреждения ежегодно посещают научно-практические семинары по теме духовно-нравственного воспитания дошкольников, семинары и мероприятия в рамках Рождественских образовательных чтений.
Тематика духовно-нравственного воспитания дошкольников включена и в программы повышения квалификации педагогов.
Методический кабинет детского сада – центр всей методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи педагогам, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении мастерства и организации самообразования. В нём созданы и пользуются спросом педагогические копилки по темам:
- «Духовно – нравственное воспитание через художественное слово»;
- «Использование пословиц, поговорок, крылатых выражений в воспитательном процессе с детьми»;
- «Народные промыслы России»;
- «Декоративно – прикладное искусство России».
- Собран архив материалов из опыта работы педагогов детского сада.

Работа с детьми
Педагоги используют разные формы работы с детьми: праздники, досуги, развлечения, кружковые занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки, просмотр фильмов и мультфильмов данной направленности, проведение различных акций, игры.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре у ребенка формируются такие качества, как трудолюбие, коллективизм, умение подчиняться общим правилам, развивается воля, выдержка, умение уступать и многое другое.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Необходимо отметить значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом («Укрась одежду национальным узором»).
Дидактические игры, связанные с историей родного города, помогают формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций («Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города» и другие).
Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств («Поделись улыбкой», «Похвали соседа»).

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.
Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности («Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие). Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания.
Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык легли в основу сказок, созданных классиками русской литературы – А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским.
Истории, которые происходят с героями произведений В.Осеевой, Н. Носова, В. Драгунского, просты и понятны детям и заставляют сопереживать героям.
Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок, театрализованное исполнение сказок. Тематика и содержание спектаклей, имеет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
В нравственном воспитании дошкольников актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.
Мы считаем, что позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.
Проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей: дежурства, совместный труд, коллективные работы, создание проблемных ситуаций, требующих решения.
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т.е. экологическое воспитание.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
При этом очень важно, что бы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит не редко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношений детей к животным и растениям. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.
Педагоги нашего ДОУ стараются подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранить и приумножить её красоту.

Развитие в ребёнке духовных, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родному городу, уважительного отношения к государству, усвоения элементарных знаний по истории своего родного края.
Для этого имеется материал, знакомящий детей со славой и достижениями края, подобран материал о родном городе. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Для формирования представлений о защитниках Отечества имеются наглядно – дидактические пособия  и художественная литература по темам «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Герои – защитники спасают землю от врагов», «ВОВ», «Российская армия», «Памятники воинской славы» и другие.
Дополняем иллюстрациями, тематическими папками, рассказывающими о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
Знакомим с предметами старины, русскими игрушками (различные куклы – закрутки из соломы, ткани, из ниток, и т. д.)
Дети узнают о народных промыслах России: дымковской, городецкой, хохломской, жостовской и гжельской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.

Воспитание души ребёнка средствами музыки – неотъемлемая составляющая системы духовно – нравственного воспитания.
Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа.
Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. 
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально – духовного к конкретно - физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. 
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарки», «Осенины», «Покров», «День матери»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «День защитника Отечества», «Масленица»; весной - «8 марта», «День Земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети с большим интересом принимают участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки, знакомятся с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений.

Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание развивающей предметно - пространственной среды в группах и ДОУ.
Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой живёт, детскому саду.
Для формирования представлений о семье, семейных и родственных отношениях, профессиях, культурных и национальных традициях семьи подобраны дидактические игры, иллюстрации, оформлены тематические папки, семейные фотоальбомы.
Также собран материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: русские игрушки, предметы народно – прикладного искусства, куклы в национальном костюме, материал по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.
Взаимодействие с семьёй
Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание сотрудничеству с родителями, используя следующие формы работы:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы (и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни как детского сада, так и семьи);
-открытые показы воспитательно-образовательной деятельности;
-анкетирование и тестирование родителей;
-индивидуальные беседы и консультации;
-экскурсии;
-совместные с родителями праздники, спектакли.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, стенгазеты и т.д.
Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Лучшая новогодняя игрушка», «Символ года», конкурс рисунков и работ прикладного творчества «Моя мама – самая красивая», «Осень – рыжая подружка», «Папа – мой герой», «Счастливое Рождество», «Светлое Пасхальное Воскресение», изготовление поделок-подарков для родных, в том числе к православным праздникам; а так же фотовыставки: «Домашние любимцы», «Наши будни», «Мама и я – лучшие друзья» и многие другие.

Мы регулярно проводим совместные с родителями праздники, соревнования и развлечения.
Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В последнее время проектный метод стал широко использоваться педагогами в работе с семьёй. В детском саду совместно с родителями реализуются долгосрочные и краткосрочные проекты, такие как «Моя семья», «День матери», «Мой город», «Новый год», «Покормите птиц», «Русская матрёшка» и многие другие.

В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками актуально освоение новых вариантов работы - работы с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым приносит много пользы.
Взаимодействие нашего ДОУ с социальным окружением заключается в создании широкой информационной сети, рекламы, презентаций, организации встреч с интересными людьми, и осуществляется через сотрудничество с клубами; школами; ДЮЦ; музеем города; библиотекой; Каширским Благочинием; Детским экологическим центром; центр «Семья» и др.
 Социальное партнёрство мы рассматриваем как важный ресурс развития социальной активности воспитанников.

Главным показателем качества работы ДОУ является «модель выпускника»: милосердный, трудолюбивый, добрый, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает её значимости.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. О.М. Потаповская, с.н.с. ИСВ РАО potapovskaya@mail.ru . Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: базовые понятия и принципы реализации в современном образовательном пространстве»
4. http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6612-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.php5. Формирование опыта духовно – нравственного поведения детей 4 – 7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря/ авт.-сост. Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 93 с.
6. Духовно – нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности/ авт. - сост. С.М. Панина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 151 с.