Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»


Из опыта работы учителя начальных классов Конаревой С.В. «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» 30.01.2017 год
Слайд 1-2 Своё выступление я начну словами Л.Н.Толстого. Он писал: «Из всех, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Это он писал о духовно-нравственном воспитании.
В настоящее время вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Утрачено чувство благодарения, человек хочет показать превосходство к окружающему миру людей и природе в соответствии с нормами человеческой морали. Я считаю, что в учебно-воспитательном процессе мы должны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее. С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет говорить совесть, она как строгий и неподкупный судья оценивает все поступки и переживания даже маленького ребёнка, если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот – после совершения нехорошего поступка чувствует угрызение совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.
Слайд 3 Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника
Слайд 4 Актуальность проблемы очевидна, т.к во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже опробовано, испытано».
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в моём классе является кружок «Роднички», так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям:
Слайд 5 –краеведческое-спортивно-оздоровительное
-экологическое
-художественно-эстетическое
-семейные ценности
-трудовое воспитание
Мой опыт как классного руководителя показал, что по каждому направлению есть формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
Слайд 6 Воспитание духовности и нравственности нужно начинать с любви к родному краю, к родному селу. Это направление я назвала « Люби и знай свой край». Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Каждый ребёнок мог стать активным участником. Дети пробовали себя в разных ролях и видах деятельности: могли петь, танцевать. Мастерить поделки, участвовать в различных праздниках, экскурсии по селу, проводим конкурс рисунков, создание проекта «Моё родное Ставрополье».
Слайд 7 Следующее направление - здоровьесберегающее. Работая в этом направлении, формирую знания о здоровом образе жизни, прививаю желание укреплять своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены. Проводим беседы, физминутки, «Весёлые старты», путешествие по городу «Здоровейск»,работали над проектом «Правильное питание».Дети с огромным удовольствием принимают участие во всех спортивных мероприятиях.
Слайд-8 Важным аспектом нравственного развития является воспитание экологической культуры. Это направление я назвала « Живая планета». Дети познают истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. Обогащаем опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваем умения и навыки ухода за животными и растениями, оказание им необходимой помощи. С этой целью провожу экскурсии в природу, экологически-развлекательное мероприятия «Праздник осени», КВН « В согласии с природой», акцию «Помоги птицам».Работали над социальным проектом «Помоги птицам - сделай кормушку!»
Слайд-9 Следующее направление эстетическое - «Красота спасёт мир».Это наши праздники, поздравления, дискуссии, на занятиях дети рисуют, делают поделки, танцуют, поют. На сегодняшний день в школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Дети с удовольствием посещают кружки.
Слайд 10 И, конечно, во всех делах помогают родители. Семейные ценности мы изучаем на реальных историях и семейных традициях, перечитываем притчи, читаем полезные книжки-малышки «Зёрнышки добра».
Считаю, что обозначенные направления деятельности по духовно- нравственному воспитанию позволяют мне, как классному руководителю создать определённую воспитательную систему работы в классе и позволяет мне из года в год совершенствовать новые творческие дела, задумки, проекты, развивать духовно-нравственные задатки личности ученика, определять их жизненные позиции в окружающем мире.
Думаю, что на будущее, в данную воспитательную систему смогут войти такие содержательные аспекты в деятельности детей, как:
- Залог успеха- традиции класса и школы
- Дружный класс- это классно!
- Доброта- категория бесценная!
Педагогическое наблюдение показывает, что у моих ребят складываются товарищеские отношения, они реже ссорятся. Поручения выполняют дружно, помогают друг другу.
Слайд 11
Я уверена, что со своими ребятами нахожусь на правильном пути. Хотя путь этот нелёгкий. Я не знаю, кем они станут в будущем, но уверена, если научатся делать добро, то вырастут неравнодушными детьми.