Дидактический материал к уроку на тему Формирование экологических понятий и особенности природоохранной деятельности на предприятиях промышленности


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССТИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАРКСОВСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Методическая разработка урока на тему:
«Формирование экологических понятий и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях промышленности».

Выполнила:
преподаватель
Санталова Л.В.
2015 – 2016
Отчет о работе по самообразованию преподавателя спецдисциплин Санталовой Л.В. за первое полугодие 2015 – 2016 учебного года.
Тема самообразования: «Применение здоровьесберегающей технологии для актуализации знаний и повышения уровня усвоения нового материала» на уроке на тему: «Формирование экологических понятий и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях промышленности» дисциплины « Охрана окружающей среды». Тема: «Применение здоровьесберегающей технологии для актуализации знаний и повышения уровня усвоения нового материала» на уроке на тему: «Формирование экологических понятий и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях промышленности» дисциплины « Охрана окружающей среды» выбрана мною, т.к. она актуальна в современном мире. Цель: 1. Сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма; 2. Полноценное физическое и психологическое развитие обучающихся в соответствии с возрастом; 3. Обучение основам здорового образа жизни; 4. Формирование здоровьесберегающей среды.
В связи с тем, что процесс обучения очень интенсивен и сопряжен с концентрацией внимания, активной мозговой деятельностью, повышенной нагрузкой на организм обучающихся, вследствие длительной неподвижности мышц, утомляемости зрения и как следствие-снижение уровня усвоения знаний, преподавателю необходимо помнить и заботиться о здоровье обучающихся во время урока. Для этого можно и нужно воспользоваться психолого-педагогической технологией здоровьесбережения, целью которой являются: сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма, полноценное физическое и психологическое развитие обучающихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения происходит: с учетом периодов работоспособности обучающихся на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления); с учетом возрастных и физиологических особенностей на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность); с наличием эмоциональных разрядок на уроках; с использованием физкультурных пауз на уроках.
При использовании здоровьесберегающей педагогической технологии достигается: снятие эмоционального напряжения, через использование игровых технологий, и через использование физминуток происходит создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья, охрана окружающей среды и пропаганда здорового образа жизни. Используемая литература.
1.Н.Н. Марфенин Экокультура Учебное пособие, 2011 г., МНЭПУ .2.В.И. Савич Агроэкология - краткое изложение лекций по курсу "Агроэкология" МНЭПУ, 2014г
3.Н.Н. Моисеев Тирания истины Журнал "Экология и жизнь",2014г.
4. А.А. Мухутдинов, Н.И. Борознов. «Основы и менеджмент промышленной Экологии» Магариф, Казань,2012г. 5.Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. С.-Пб. 2012 г.
Содержание.
1.Введение.
2.Формирование экологических понятий и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях промышленности
а) связь экологии с другими науками;
б) экология, как наука – определение экологии;
в) компоненты экологического образования;
г) способы формирования экологических знаний;
д) законы экологии;
е) экосистема и ее особенности;
ж) типы экосистем.
3. Заключение.
а) взаимосвязь природы и общества.
4.Литература.

Методическая разработка урока на тему: «Формирование экологических понятий и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях промышленности».
Цель методического доклада: Формирование правильного экологического сознания у учащихся.
Образовательные.
1.Знать историю возникновения экологии.
2. Формирование экологических понятий.
3. Выявление условий, способствующих формированию экологических понятий и экологического образования.
Развивающая.
1.Развитие у учащихся тревоги по поводу глобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране.
Воспитательная.
Воспитание в формировании у подрастающего поколения высокой культуры отношения к природе, строящейся на экологических и этических знаниях, соответствующей ценностной ориентации отношения к ней, воспитании нравственно-этических чувств и соответствующих мотивов поведения, формирования умений и навыков.
Задачи методического доклада: 1. Формирование у обучающихся экологических понятий и особенностей. 2.Раскрытие индивидуальных способностей подростков в природоохранной деятельности. 3.Формирование личности, нравственно - этически и социально компетентной. 4.Формирование активной позиции за состояние окружающей среды. 5.Определение личных ценностей в природоохранной деятельности 6.Обучение навыкам охраны окружающей среды.
Эпиграф:
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
Введение.
Материал на тему «Формирование экологических понятий и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях промышленности» может быть использован в качестве доклада, как
дополнительный при изучении способов охраны окружающей среды.
Экология имеет точную формальную дату своего рождения, и известна фамилия его юридического отца. Им был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». Это наиболее общее определение справедливо и по сей день. Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом – окружающий нас мир, знание устройства дома – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом – «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает немедленного формирования соответствующей научной дисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования, а также собственный концептуальный аппарат. Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент. Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология – это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства.
Экологическое обучение формирует у обучающихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания способствуют экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение подростков к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы каждый понял, что природа – это первооснова красоты и величия, надо внушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, что формирование понятий и особенностей экологических знаний – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений обучающихся к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, прогностичность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии. Ядро содержания экологического образования согласно исследователям последних лет включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической; нормативный – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами и способами общественно – полевой практической деятельности школьников, направленной на формирование учений экологического характера.
Экологические понятия и особенности природоохранной деятельности на предприятиях промышленности
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым существам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь животному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.
Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе, являются примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа – вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у обучающихся интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он писал: «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение человека к природе зависит от формирования у обучающихся природоохранных умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитании правильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, в экологическом воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особое внимание. В качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям в наглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного стремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших школьников внутренней потребности поступать согласно образцам нравственного поведения, как отмечает Ш.А. Амонашвили, необходимо не только дать им пример соответствующего поведения, но и сформировать сознание того, какое поведение является в обществе нравственным, какое безнравственным, то есть сформировать морально-правовое оценочное отношение к действительности. Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина высказывают мнение, что бережное ответственное отношение человека к природе состоит из ряда компонентов: экологические убеждения, мировоззрения, идеалы, интересы. А американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии.
Законы экологии:
Все связано со всем.
Все должно куда-то деваться.
Природа знает лучшее.
Ничего не дается даром.
Важность исследования проблемы нравственно-экологического воспитания отмечают Р.И. Александрова, А.В. Смольянов: «То, чем станет природа для человека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей нравственной позиции личности. Поэтому нравственно-экологическое воспитание предполагает формирование активного морального самосознания, активной жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе».
Но все педагоги сходятся в одном, что экологическое воспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в различных учебных предметах. А также для эффективного осуществления экологического воспитания, прежде всего, необходимо достижение единства и согласованности в деятельности педагогических коллективов, всего социального окружения по месту жительства, экологическое просвещение семьи и общественности, вовлечение их в экологическое воспитание, так как природа в равной мере нужна всем нам, и ключ к успеху в деле ее охраны – в единстве действий, в единстве мировоззрения.
Экология должна стать важнейшим элементом системы образования, причем обязательным. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого, понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы. Поэтому перед педагогами должна стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культуру обучающегося. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание, следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя, в том числе и нестандартные уроки, и игровые приемы обучения. Например: Отгадайте загадку.
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравейник).
- Кто видел муравьев?
- Почему нельзя разорять муравейники?
- Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными?
Интегрированные уроки – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека.
«Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи»
вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый человек.
Основным понятием в экологии является «экосистема». Этот термин введен в употребление А.Тенсли в 1935 г
Под экосистемой понимают любую систему, состоящую из живых существ и среды их обитания, которые объединены в единое функциональное целое.
Основными свойствами экосистем являются: способность осуществлять круговорот веществ, противостояние внешним воздействиям, производство биологической продукции.
Обычно выделяют: микроэкосистемы (например, небольшой водоем), которые существуют, пока в них присутствуют живые организмы, способные осуществлять круговорот веществ; мезоэкосистемы (например, река); макроэкосистемы (например, океан) а также глобальную экосистему – биосферу.
Более крупные экосистемы при этом включают в себя экосистемы меньшего ранга.Экосистемы (биогеоценозы) обычно состоят из двух блоков. Первый блок, «биоценоз», включает в себя взаимосвязанные организмы разных видов, второй блок, «биотоп», или «экотон», - среду обитания.Каждый биоценоз включает в себя множество видов, но представленных не отдельными особями, а популяциями, иногда их частями.
Популяция - это обособленная часть вида, занимающая какое-то определенное пространство и способная к саморегулированию, поддерживанию оптимальной численности особей вида. В экологии достаточно часто используют также термин «сообщество». Содержание его неоднозначно Под ним понимают совокупность взаимосвязанных организмов различных видов, а также аналогичную совокупность лишь растительных (растительное сообщество, фитоценоз), животных (зооценоз) организмов или микробов (микробоценоз).
Системность экологии состоит в том, что эта наука изучает системы, их звенья и члены, находящиеся в тесной взаимозависимости и взаимосвязи. Поэтому необходимо учитывать множество факторов при рассмотрении различных экологических явлений и при планировании каких-либо вмешательств в экосистемы.
Различают три типа систем:
1. Изолированные, не обменивающиеся с соседними веществом и энергией.
2. Закрытые, которые обмениваются с соседними энергией, но не веществом.
3. Открытые, обменивающиеся с соседними веществом и энергией. Большинство природных (экологических) систем относится к открытым.
Функционирование систем невозможно без связей. Их делят на прямые и обратные. Прямая - связь, при которой один элемент действует на другой без ответной реакции (действие древесного яруса леса на выросшее под его кроной травянистое растение). Обратная - связь, где один элемент отвечает на действие другого.
Заключение.
Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу мы не можем считать только как условие существования человечества. Природу следует рассматривать как систему, включающую общество в качестве своего элемента. При этом условии взаимосвязь природы и общества является закономерной.
Влияние деятельности на природу в целом и отдельные ее компоненты. Как показывает школьная практика, учащимся в процессе обучения даются в основном то есть знания, которые характеризуют положительное влияние человека на природу, а отрицательное влияние зачастую умалчивается. При таком одностороннем подходе, у детей формируется представление о том, что деятельность людей приносит только положительные результаты, что не соответствует действительности. В результате чего, учащиеся становятся психологически неподготовленными к критическому осмыслению своих поступков по отношению к окружающей природе. Ученикам следует давать материал, отражающий двойственный характер воздействия человека на природную среду. Что поможет им осознать имеющуюся противоречивость последствий.
Оптимизация взаимодействия общества и природы. Для решения данной проблемы учащимся следует показать специфику экологических знаний, которая проявляется в следующем: знания не только отражают сущее, но и показывают должное, то есть устремлены в будущее, давая опережающую ориентацию действиям людей, использующим природные ресурсы, необходимые обществу и для его развития. Природа как источник духовных сил человека. В природных условиях легче создавать обучающие ситуации, в которых развивались бы не только навыки и умения, но и волевые качества ученика, способность принимать ответственное решение при выборе тех или иных действий по отношению к природе.
Вывод.
Итак, важность экологического воспитания в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от нас.
Используемая литература.
1.Н.Н. Марфенин Экокультура Учебное пособие, 2011 г., МНЭПУ.
2.В.И. Савич Агроэкология - краткое изложение лекций по курсу "Агроэкология" МНЭПУ, 2014г.
3.Н.Н. Моисеев Тирания истины Журнал "Экология и жизнь", 2014г.
4. А.А. Мухутдинов, Н.И. Борознов. «Основы и менеджмент промышленной Экологии» Магариф, Казань, 2012г. 5.Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. С.-Пб. 2012 г. 6.В.И. Савич Агроэкология - краткое изложение лекций по курсу «Агроэкология» МНЭПУ, 2014г.
7. Ю.Одум. « Основы экологии». М., 2010г. 8.Н.Ф.Реймес. Надежды на выживание человечества. М., 2007г. 9.Э.Шредингер. Что такое жизнь? М., 2007г.