Сообщение по самообразования: «Формирование экологических понятий и представлений у детей с проблемами в развитии»


Сообщение по теме самообразования: «Формирование экологических понятий и представлений у детей с проблемами в развитии»
Подготовила: Матыгулина Н.В.
Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная национальная школа – интернат
Формирование экологических понятий и представлений у детей с проблемами в развитии.
Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей все глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение. Глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы , природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения планеты- это проблемы, которые касаются всех нас. В совокупности, они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
Обретение экологической культуры, экологического сознания это единственный выход из сложившейся ситуации. Формирование экологической культуры следует начинать с детства. Это ответственный период в жизни человека, в этот период закладываются основы отношения к окружающей природной среде.
Актуальность темы самообразования предопределена тем, что к моменту обучения в школе детям, с проблемами в развитии не уделяется достаточного внимания экологическому воспитанию, что имеет отрицательные экологические следствия( жестокое отношение к животным и растениям).
Дети обучающиеся в нашей школе тесно связанны с окружающей природной средой, необходимо, чтобы они понимали проблемы экологии и умели находить пути их решения.
Возникает вопрос, какие приемы и методы можно использовать для формирования экологических понятий и представлений у детей, с проблемами в развитии.
Задачей педагога, специальной (коррекционной) школы, на начальном этапе воспитания экологической культуры является умение научить детей с проблемами в развитии проводить простейшие наблюдения. Процесс этот сложный, требует основательной подготовки и педагога ( выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), и воспитанников (осознание цели, психологическая готовность).
Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приемов логического мышления. Путь к умению наблюдать лежит через освоение этих приемов. Важнейшим из них для детей с проблемами в развитии – это прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки; прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета; прием подведения под понятие. В результате проведенного наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления и понятия об исследуемом предмете или явлении.
Учащиеся должны усвоить определенные знания о природе: знать времена года и их отличительные признаки, узнавать и называть наиболее распространенные в данной местности растения и животные, знать и выполнять правила поведения в природе, принимать посильное участие в охране растений и животных.
В процессе формирования экологической культуры решаются общеобразовательные и воспитательные задачи. Наряду с ними перед педагогом специальной школы стоят и коррекционный задачи. Воспитанники должны овладеть соответствующими умственными умениями и навыками: умение достаточно полно и разносторонне воспринимать предметы и явления, подмечать различие и сходства в объектах, видеть изменение окружающих предметов и развитие явлений, а также устанавливать причинные отношения и связи между наблюдаемыми объектами.
Усвоение экологического материала тесно связанно с развитием речи учащихся. Их словарь уточняется и обогащается на основе ознакомления с новыми объектами. Особое внимание уделяется связной речи. Дети учатся составлять рассказы о собственной практической деятельности, о проведенных наблюдениях, рассказы – описания отдельных реальных предметов, а также сюжетные рассказы соответствующего содержания.
Умение наблюдать первоначально вырабатывается у детей в процессе анализа и сравнения объектов во время экскурсий, развивающих прогулок, во время демонстрации предметов во время занятий.
Дети с проблемами в развитии должны четко понимать с какой целью они идут на экскурсии. Недостаточно сказать им, что на экскурсии они посмотрят например, как изменилась природа с наступлением весны. Надо поставить перед детьми конкретные задачи: что они будут наблюдать? Как будут вести наблюдения? Что при этом необходимо знать?
Во время экскурсии следует акцентировать внимание детей на новых словах, ставить вопросы так, чтобы, отвечая, они употребляли новые слова или знакомые слова в новом для них значении.
В процессе экскурсии важно так организовать рассматривание объектов или явлений, чтобы у каждого эта деятельность вызвала интерес и познавательную активность. Например, задание собрать листья дети обычно выполняют бездумно, и без интереса. В тоже время задание найти разные по цвету, величине, листья одного дерева и сложить в определенном порядке, например, чередуя красный, желтый, оранжевый или большой, маленький, дети выполняют заинтересованно.
Особое значение приобретает самостоятельная практическая деятельность ребенка при ознакомлении с новыми, ранее не известными предметами. При ознакомлении с новыми предметами нужно предусмотреть следующую последовательность: узнавание предмета при сличении его с образцом, представленным в виде натурального объекта, или в виде картинки, узнавание по словесному описанию, и наконец, составление рассказа – описания изучаемого предмета.
Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением практических работ вызывает у учащихся познавательный интерес, что становится основой развития и любознательности. Знания приобретенные по средством наблюдений и практических работ во время экскурсий и целенаправленных прогулок, в дальнейшем углубляются и обобщаются на занятиях.
На занятиях по экологическому воспитанию воспитанники с проблемами в развитии получают систему знаний о живой и неживой природе, приобретают ряд практических умений, необходимых в жизни и быту.
Словесные методы обучения, используются педагогами на различных этапах занятий и играют важную роль в формировании понятий и представлений.
Как известно, одним из более распространенных, является беседа. Это вопросно – ответная форма общения, требующая от педагога точности формулировок и соблюдения необходимой последовательности в постановке вопросов. Последние по характеру предполагаемого ответа подразделяются на информационные и проблемные.
Информационные требуют от учащихся по возможности четкого и конкретного воспроизведения информации: определения понятия, описание их строения.
Проблемные вопросы направлены на то, чтобы заставить учащихся думать, отбирать и комбинировать информацию для составления ответа. Такие вопросы требуют анализа материала, сопоставления фактов и явлений, поиска необходимых для ответа сведений, например «Можно ли утолить жажду морской водой?», «Правильно ли говорят, что свежий воздух – хороший доктор?»
Педагогу следует помнить что вопросы должны быть посильные для детей, слишком сложные вопросы, превышающие возможности ребенка не вызывают у них интереса, выключают из работы.
Рассказ педагога на занятиях по экологии должен быть обязательно иллюстрированным. Для этого используются таблицы, схемы, натуральные объекты. Усвоение излагаемого материала будет полным, если дети подготовлены к его восприятию.
Под этим понимается создание такой ситуации во время занятий, когда дети уде введены в новую тему: педагог выявил их уровень знаний, определил реальный лексически запас, создал мотивационный настрой. Эффективным приемом здесь может служить вводная беседа заканчивающаяся проблемным вопросом, ответ на который воспитанники могут получить, прослушав рассказ педагога.
Рассказ должен быть четко регламентированным по времени: 7-10 минут, при таких условиях он продуктивно усваивается детьми с проблемами в развитии. Более длительное по времени изложение материала утомляет их, они перестают его воспринимать.
Выполняя на занятиях по экологии различного рода практические задания (делая наблюдения, распознавая объекты, ставя опыты, заполняя различные схемы), дети с проблемами в развитии приобретают более четкие представления, более глубокие и прочные знания, которые становятся основой для развития естествоведческих понятий.
В процессе выполнения заданий практического характера у воспитанников развиваются и коррегируются внимание и наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность.
Все задания дети с проблемами в развитии должны выполнять под руководством педагога. Задания могут быть одинаковыми для всех детей, либо отличаться степенью сложности в зависимости от способностей ребенка.