Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме «Осень» (3 класс)


Урок А – П
Тема: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме «Осень».
Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, учить дополнять предложения, составлять предложения по картинкам, отвечать на вопросы полным предложением, способствовать обогащению и активизации словарного запаса учеников, развивать связную речь, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: дидактический материал, сюжетные картинки на тему: «Осень», презентация.
Ход урока
I Организационный момент
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
И отлично отвечать.
II Работа по теме урока.О каком времени года идет речь?
Ветки голые стучат, галки черные кричат, в тучах редко просинь –
( ----------, ----------, ----------- )
Льдинка хрустнет звонко, крикнет птица тонко, будто есть попросит –
( ----------, ----------, ----------- )
Гнезда черные пусты, меньше сделались кусты, ветер, листья носит!
( ----------, ----------, ----------- )
В осени различают 3 поры. Назовите их.
Мы с вами знаем много об этом времени года. И говоря об осени мы не можем не вспомнить очаровательные стихи русских поэтов.
(чтение стихотворений: К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Блок «Маленькому зайчику…», А.Пушкин «Унылая пора…», «Уж небо осенью дышало…».
Осень долгое время, Осень начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сырость. Осень не только краски, но и особенные звуки и запахи. Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что- то свое. А что заметили вы?
Работа в группах. Составление и запись предложений – ответов на вопросы:
Как светит солнце?
Какие дуют ветры?
Какой стала почва?
Что случилось с насекомыми?
А сейчас мы отправимся в удивительное путешествие. Удивительное, потому что не выходя из класса побываем в осеннем лесу. Но прежде, вспомним правила поведения в лесу (повторение правил поведения в лесу).
И вот мы в осеннем лесу.
Солнышко заходит…(3 раза) (дети закрывают глаза, кладут головы на парты)
Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами разноцветный ковер. Глядите : красный фонарик, поднимаете – этот листок уронила осинка, дальше – желтая звездочка – подарил ее клен, а у пруда милая ивушка рассыпала золотистые рыбки – узкие, длинные, тонкие.
Солнышко всходит…(3 раза) (дети поднимают головы, открывают глаза)
Вдруг подул сильный ветер, деревья закачались (размахивают руками из стороны в сторону), ударил гром (хлопок в ладоши). Пошел дождь (cтучат пальцами по столу). Дождь кончился, и в нашем классе стало свежо, как в осеннем лесу после осеннего грибного дождика. На разноцветных листьях блестят дождинки, переливаясь всеми цветами радуги.
2. Растения осенью.
Мы с вами в лесу. Кругом так много растений, особенно деревьев.
На какие группы делятся деревья?
Чем они отличаются друг от друга?
Какого цвета бывают листья на деревьях осенью?
Но ведь все листья были зелеными, что же произошло? Знаете?
У нас в гостях старичок - лесовичок. Послушайте его рассказ.
«Изменение окраски листьев связано с глубокими изменениями в жизнедеятельности листьев. В клетках здорового листа содержится зеленый и желтый пигменты, т.е. вещества. Зеленого вещества больше, поэтому лист зеленый. Но с наступлением холодов, зеленое вещество разрушается и на первый план выступает желтое вещество, а также образуется новое вещество – красное. Сочетание этих оттенков и придает листьям такое разнообразие окраски.
Теперь понятно, почему осенью листья такие разноцветные?
Сегодня мы не только путешественники, но и мастера. Мы будем на уроке создавать картину из заготовок, которые приготовили на уроке трудового обучения. Основа картины у нас есть.
Грибы.
Продолжаем прогулку…- Ой!
Кто стоит на крепкой ножке?
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
Какие грибы вы знаете?
Назовите съедобные грибы.
Назовите ядовитые грибы.
(размещение грибов на картине)
Физкультминутка: Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(размещение листьев на картине)
3. Осенние изменения в жизни птиц. Работа в группе. Составление ответов на вопросы.

Назовите перелетных птиц.
Почему они улетают на юг?
Какие птицы остаются зимовать?
(размещение птиц на картине)
4. Изменения в жизни животных осенью.
Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы?
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Работа в группе. Составление предложений.
Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
Итог урока
Вот и закончилось наше путешествие. Посмотрите на картину, созданную нами, и коротко назовите признаки осени. Прочитайте рассказ, который мы составили
Рефлексия.
Кто считает, что работал на уроке хорошо – поднимите кленовый листочек.
Кто считает, что мог бы работать на уроке лучше – поднимите березовый листочек.
Выставление оценок.
Прощание с Осенью ( хором - до свидания, Осень!)