Тест .М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». 9 кл


М.Ю.Лермонтов.  Роман «Герой нашего времени».      9 кл.
1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
        1. романтизм                          2. критический реализм
        3. сентиментализм                 4. просветительский реализм      5. классицизм
 2. Тема художественного произведения – это:
     1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
     2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
     3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.
 
3. Определите идею романа «герой нашего времени»:
    1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
    2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.
 
4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».
    1. Печорин       2. Онегин    3. Доктор Вернер       4. Грушницкий
 
5. В чём трагедия Печорина?
    1. В конфликте его с окружающими.
    2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).
    3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
    4. В эгоистичности.
6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:
    1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.    2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.   3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
   4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая натура.
    5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
1. Грушницкий      2. Княжна Мери      3. Максим Максимыч    4. Доктор Вернер  5. Бэла
 
7. О ком из героев романа идёт рассказ:
    «Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый  день  на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»
 1. Грушницкий       2. Печор       3. Максим Максимыч          4. Доктор Вернер
 
8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».
  1. «Бэла»          2. «Максим Максимыч»      3. предисловие к журналу Печорина
  4. «Тамань»     5. окончание журнала Печорина     6. «Княжна Мери»      7. «Фаталист»
 
9. Определите принадлежность портрета героя:
    «…Был человек  замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».
1 Грушницкий       2. Печорин     3. Вернер     4. Максим Максимыч 
 
10.  Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
        «…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. дуэль Печорина и Грушницкого           2.  похищение Карагёза  
3.гибель Бэлы                                              4. выстрел Вулича 
11. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»:
     1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии. 
     2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
     3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира человека.
 
12. Печорина звали:
    1. Максим Максимыч                              2. Григорий Александрович
    3. Сергей Александрович                        4. Александр Григорьевич
 
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».              Ключ.
 
2
3
1
1
2
1 – Максим Маскимыч, 2 – Грушницкий, 3 – Вернер, 4 – Бэла, 5 – княжна Мери.
2
4 – «Тамань», 6 - «Княжна Мери», 7 - «Фаталист», 1 - «Бэла», 2 - «Максим Максимыч», 3, 5 - журнал Печорина.
3
1
3
2