Методическая разработка аудиторной работы по практическому курсу профессионального русского языка для специальности «Экономика» на лексическую тему: Понятие «экономика» (Выражение квалификативной характеристики предмета, лица, явления)


Занятие № 1
Лексическая тема: Понятие «экономика»
Грамматическая тема: Выражение квалификативной характеристики предмета, лица, явления

Чтобы назвать, т.е. квалифицировать предмет, явление, понятие, в русском языке используют грамматические модели (таблица-1):
Таблица -1. Грамматические модели, выражающие квалификативную характеристику предмета, лица, явления
№ Содержание конструкция
1 Объективная квалификация предмета, явления, понятия что является чем
Что(и.п.) называется чем /
чем называется что (и.п.)
«что» - это реальный объект в именительном падеже, форма «чем» - это название
2 Общепринятая квалификация предмета, явления, понятия что является чем
Форма «что» - это объект, который нужно определить (обычно широкое понятие), форма «чем» - его понимание, название3
Субъективная квалификация предмета, явления, понятия
Что (в.п.) считают чем / чем считают что (в.п.)
Что (и.п.) считается чем / чем считается что (и.п.)
4
Объективная квалификация предмета, явления, понятия + факт использования предмета Что служит чем / чем служит что
Задание № 1.
Прочитайте текст.
Выпишите предложения, которые квалифицируют предмет, явление, понятие: а) объективную, б) общепринятую.
Определите предмет квалификации. Задайте вопросы к каждому предложению.
В каких из приведенных вами предложениях параллельно можно использовать связку «называть/ называться»?
Понятие «экономика» используется с древнейших времен. В переводе с греческого (oikonomike) в буквальном смысле означает искусство управления домашним хозяйством.
В русском языке начиная с Петра I используется понятие «эконом» - хороший хозяин. Обычно оно связывается с бережливостью, эффективностью ведения хозяйства. Понятие «экономика» нередко отождествляется с хозяйством, национальной экономикой в целом.
Существует несколько определений понятия «экономика»:
Экономика - это наука о нормальной жизнедеятельности человека (А. Маршалл).
Экономика - это совокупность производственных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Экономика - это хозяйство, формируемое на уровне района, отдельной страны, группы стран или всего мира. Оно создается в результате углубления общественного разделения труда и представляет собой взаимосвязанную систему отраслей и видов производств.
Экономика - это отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.
В самом общем виде можно дать определение: экономика - это хозяйство, представляющее собой взаимосвязанную систему отраслей и производств, функционирование которых основано на эквивалентном обмене, стоимостной оценке создаваемых благ, использовании наиболее рациональных методов ведения хозяйственных процессов.
Задание №2.
Прочитайте текст. Напишите ответы на вопросы из текста в форме рассуждения.
Выпишите предложения, определите сходство и различие конструкций считается / считают, что … и что считается чем
Кто считает, что ...
Считают, что …
Считается, что …
Термин «глобализация», введение его в научный оборот, приписывают Теодору Левитту, 1983 год. Он якобы первым ввел это понятие. Он имел в виду, прежде всего, слияние национальных рынков в единый глобальный рынок. Однако научно-литературный анализ показывает, что более раннее использование этого термина обнаруживается еще в 1944 году, более поздние времена. Контент-анализ, проведенный по ряду западных СМИ, показывает, как рост этого понятия, частотность употребления «глобализации» фактически совпал с феноменом перестройки в СССР. И когда рухнул СССР, тогда мы фиксируем пик использования частотного этого глобализационного концепта. Это о чем говорит? Что глобализация, сама тема, использовалась как когнитивное оружие, как своеобразный инструмент.
Но давайте разберемся, что такое глобализация. Что глобализуется? Если мы посмотрим в мегаэволюционной развертке историю человечества, она предстает в следующем виде. Когда-то исторически человечество разделилось. Человечество заселило Землю. Возникли отдельные очаги человеческой культуры. Ввиду отсутствия надлежащих средств связи эти очаги были удалены в значительной степени друг от друга. Возникают отдельные мир-системы. Человечество жило в разных этих очагах, не подозревая, что существуют другие такие же локальные очаги. Создается своеобразный пространственный континуум. Создается мифология географического пространства, заселенного людьми, а на периферии этого пространства помещали различные антропоморфные существа, нелюди, и что там происходит на периферии за пределами ойкумены, Бог весть кому известно. И вот в тот самый период глобализовалось пространство, очерченное рамками соответствующих мир-систем. Потом происходит рост технологий, совершенствование этих технологий, происходит взаимодействие этих отдельных очагов, культуры начинают обмениваться технологиями и идеями, и под это возникают глобализационные концепты. Какие глобализационные концепты можно вспомнить?.... Задание №3.
Из текста выпишите предложения, характеризующую квалификативную информацию с объективных позиций. Подчеркните термины экономики.
Национальная экономика - это понятие, которое было введено в научный оборот таким ученым, как Р. Бар. Данный термин подразумевает совокупность сложнейших социальных, хозяйственных, технологических и организационных взаимоотношений, функционирующих в различных сферах экономики и непрерывно переплетающихся, находящихся в постоянном взаимодействии.
Если говорить о законодательной составляющей, то национальная экономика - это термин, который официально закреплен в своде действующих законодательных актов. В предлагаемых нормативно-правовых актах определены правила заключения сделок на различных уровнях экономики. Более того, разработана и узаконена система показателей, характеризующих состояние национальной экономики как на международной арене, так и в рамках отдельных субъектов хозяйствования. Среди таких показателей в первую очередь стоит выделить валовой внутренний продукт, национальное богатство, личный доход и валовой национальный продукт. В настоящее время национальная экономика - это комплекс взаимодействующих предприятий, численность которых превышает два миллиона.
Казахстан включает несколько уровней, среди которых следует отметить: общенациональный, региональный - уровень рассматривает хозяйственные связи в масштабе отдельных регионов; внутрирегиональный - уровень знаменует разделение труда между отдельными субъектами хозяйствования РК. Кроме того, наблюдается выделение отраслевых комплексов, к примеру, агропромышленный или военно-промышленный. Если говорить об отдельных предприятиях и организациях, то в данном случае также существует разделение на подразделения, цеха, лаборатории
Задание №4.
Знакомы ли Вам эти имена? Используя фрагменты из биографий этих людей, конструкцию КТО был КЕМ, расскажите о них, используя вопросительные предложения. Заполните таблицу:
№ Кто? кто был кем Тонкие вопросы Толстые вопросы
1 2 3 Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит предложил концепцию «экономического человека», движимого эгоизмом и стремлением к наживе. Этот труд считается краеугольным камнем капитализма. По чистому совпадению он был опубликован в том же 1776 году, в котором появилась главная капдержава мира — США. Смит знаменит пресловутой «невидимой рукой рынка». Этой своей «невидимой рукой» Смит объяснил странный парадокс: действуя в своих корыстных интересах, каждый из нас не только богатеет сам, но и приумножает богатство общества.
Дэвид Рикардо был евреем и происходил из семьи сефардов, поселившихся в Англии после изгнания из Испании. У него были состоятельные родители, но когда он женился на нееврейке, они лишили его наследства. Рикардо пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, и надо сказать, что он в этом весьма преуспел. Он сделал карьеру в банке и был избран в парламент, но ни то, ни другое не удовлетворило его интеллектуальных запросов. В результате Рикардо разработал концепцию международной торговли.
До Рикардо считалось, что нужно экспортировать как можно больше, а импортировать как можно меньше. Поэтому международная коммерция развивалась крайне медленно. Рикардо же доказал, что если каждая страна специализируется на чем-то своем, на каком-то одном товаре, то выигрывают все. Более того, страна будет богаче, если решит производить один тип товара, а остальные импортировать, даже если она все вообще товары производит более эффективно, чем ее торговые партнеры.  Это объясняет, в частности, почему банкир не станет чинить свой автомобиль, даже если в машинах он понимает лучше, чем иной механик: потому что время, затраченное на починку автомобиля, он может более прибыльно употребить, работая банкиром.
Карл Маркс был многодетен и беден. Ему часто приходилось прибегать к помощи своего друга Энгельса, успешного бизнесмена. Это настораживает, потому что большинство экономистов, открывших законы экономики, сумели свои открытия использовать в корыстных целях. Тем не менее, хотя Маркс как экономист периодически объявляется банкротом, его теории все время возвращаются к жизни. Маркс считал, что стоимость любого товара определяется затраченным на него трудом. Капиталист может извлекать прибыль, только если цена товара превышает стоимость производства, что достигается исключительно эксплуатацией рабочих. А это рано или поздно должно привести к полному обнищанию пролетариата.
Мильтон Фридман считал, что не нужно никакого государственного регулирования или вмешательства в экономику. Свободные рынки регулируют себя сами, точно так же, как регулирует себя любой здоровый организм. А для того, чтобы не было экономических кризисов и не возникала инфляция, нужно просто контролировать денежную массу, т. е. следить, чтобы денег в экономике было не слишком много и не слишком мало.
Задание №5.
По тексту упр.№4 составьте предложения по конструкциям:
КТО становится /стал - остаётся КЕМ/ остался.
ЧТО становится /стало - остаётся ЧЕМ/ осталось
Задание №6.
На материале текстов упражнений № 1,2,3,4 составьте предложения глаголами становиться — стать или оставаться — остаться.
Задание №7.
Выпишите предложения упражнений № 1,2,3,4. Скажите, какой глагол употребляется в роли связки, если:
описывается внешний вид, структура предмета;
подчёркивается функция предмета, возможности его использования;
даётся общая характеристика предмета без дополнительных значений?
Задание №8.
Соблюдая стиль речи переведите на русский язык. Сравните конструкции, выражающие квалификативную характеристику предмета, лица, явления.

Ұлттық экономика - қызметі көбінесе елдің экономикалық аумағында жүзеге асырылатын шаруашылық бірліктердің жиынтығы (үкімет‚ жеке тұлғалар‚ пайда алмайтын жекеше ұйымдар‚ кәсіпорындар‚ фирмалар‚ компаниялар‚ т.б.).
Ұлттық есепшіліктің халықаралық тәжірибесінде экономика аумақ санатына мыналар жатады: елдегі әкімшілік басқарудың еркін тауар-ақша айналысы жүзеге асырылатын аумағы; әуе кеңістігі‚ мемлекеттің балық аулауға‚ шикізат‚ отын өндіруге айрықша құқығы бар аумақтық су мен құрлықтық қайраң; шет елдегі «аумақтық анклавтар»‚ яғни елдің дипломатикалық‚ әскери‚ ғылыми және басқа мақсаттар үшін меншікті жалдау негізінде немесе сатып алу жолымен басқа мемлекеттерде пайдаланатын экономикалық аймақтары; кеден бақылауынан азат аймақтар - бұл аймақта сыртқы сауда мәмілесінің заты болып табылатын кез-келген материалдық құндылықтар кеден бақылауына жатпайды және импорт баждары мен алымдары салынбайды.
Задание №9.
Заполните таблицу:
№ Термин на казахском языке Термин на русском языке Лексическое значение
1 ұлттық экономика  2 экономикалық аумақ 3 экономика HYPERLINK "https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D0%BC%D0%B0%D2%9B" \o "Аумақ"аумақ санатына4 тауар-ақша айналысы5 импорт баждарыЗадание 10.
Составьте синквейн на тему «Экономика»