НОД в дошкольном образовании Измерение объёма с помощью мерки (подготовительная группа)

Частная школа «Морозко» дошкольное отделение.
Образовательная область «Познание», вид НОД - ФЭМП, подготовительная группа. Тема «Измерение объёма с помощью мерки». Педагог-воспитатель Малова Е.А.

Возраст: подготовительная группа детского сада (6-7 лет)
Предмет: формирование элементарных математических представлений
Используемая программа (УМК): «Школа 2000» Учебно-методический комплект «Раз ступенька, два- ступенька» Часть 2 Петерсон Л. Г., Холина Н. П.
Что дети знают и умеют: знакомы с понятием «объём» (вместимость), могут сравнить объём в двух ёмкостях с помощью переливания.
Предполагаемые результаты занятия: дети осваивают новый способ измерения объёма с помощью мерки и в конце занятия смогут объяснить зависимость результата измерения от выбора мерки.
Оборудование: две вазы разной высоты и диаметром дна, подкрашенная вода двух цветов, две разные мерки для проведения наблюдений, картинки с изображением героев сказки
Э. Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс», схемы, набор для составления деревца, смайлики.


Актуализация знаний.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, кто приходил к нам в гости на предыдущем занятии.
Дети. Герои книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс» - Шарик и Матроскин.
Воспитатель. Что с ними произошло?
Дети. Они поспорили, им нужны были кружки одинакового объёма (если вопрос вызывает затруднение, воспитатель обращает внимание детей на предметы на столе).
Воспитатель. Как они решили эту проблему?
Дети. Шарик и Матроскин наполнили одну кружку до краёв и перелили воду в другую кружку. (Дети демонстрируют опыт с переливанием воды и вспоминают, какие кружки были одинакового размера.)
Воспитатель. Так был решён их спор, а мы с вами узнали, что объём жидкости можно сравнить с помощью переливания.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель. У Шарика и Матроскина в саду растёт «Чудо-дерево», но оно перестало цвести и листочки на нём засохли. «Чудо-дерево» надо спасти, а для этого надо его полить «волшебной» водой. А какая вода «волшебная» нам и предстоит выяснить (прозрачные сосуды (банки или кувшины) с подкрашенной водой в зелёный и синий цвет). Мы знаем, что её должно быть по объёму больше. Но обе ёмкости заняты и способом переливания мы не узнаем, какой воды больше (это вывод дети могут сделать сами или с помощью воспитателя). Мы не знаем, как измерить, известный способ не подходит. Что же делать? Мы можем полить дерево сразу из двух кувшинов? Да, но если мы ошибёмся, и нам попадётся не «волшебная» вода, наше дерево погибнет. Подойдёт ли нам такой способ? Нет. Как же мы можем узнать объём «волшебной» воды? На этот вопрос нам и надо найти ответ.


Целеполагание.
Нам надо полить деревце нужной водой, а для этого нужно узнать, в каком сосуде больше воды.

План.
Поговорим о последовательности наших действий.
1. Мы познакомимся с новым способом измерения объёма с помощью маленького стаканчика (мерки).
2.Измерив объём воды в двух кувшинах с помощью мерки новым способом мы выберем с вами кувшин, где воды больше.
3. Затем польём наше дерево «волшебной» водой и, если мы всё сделали правильно, оно расцветёт.

Давайте начнём работу по плану. Воспитатель говорит детям о том, что когда будет получен ответ на вопрос в плане, то на доске появится кусочек «Чудо-дерева». К последнему пункту плана на доске мы соберём дерево полностью. Правильно выполняя задания, активно отвечая на вопросы воспитателя, вы будите получать смайлики и в конце нашей работы, посчитав их мы увидим, кто активнее и больше работал.

Знакомство с приёмом измерения объёма с помощью мерки.
Как вы видите на столе у меня два стеклянных сосуда, с зелёной и синей водой. Рядом стоит маленький стаканчик. Как вы думаете зачем он здесь нужен?. Дети предполагают, что в этой ситуации можно измерять воду стаканчиком и таким образом узнать, сколько стаканчиков уместиться в кувшине с зелёной водой и сколько во втором с синей водой. Потом мы сравним полученные числа.
Дети помогают воспитателю измерять объём воды, затем полученные числа сравнивают. Например, если в первом уместилось 5 стаканчиков, а во втором – 4 , то объём первого кувшина больше, а второго меньше, так как 5 больше 4. Мы выполнили первое задание и измерили объём стаканчиком-меркой. Воспитатель выставляет на доску первую часть «Чудо-дерева» и раздаёт активно участвующим в работе ребятам смайлики.

Зависимость результата измерения от величины мерки.
И кажется уже знаем, где «волшебная» вода, но воспитатель выражает сомнения по поводу полученных результатов и большую кружку-мерку. И предлагает измерить объём этой большой меркой. Результат получился другой. Почему получились разные ответы по сравнению с первым вариантом?
Кто-то из детей может предположить, что причина разных ответов заключается в выборе разных мерок: стаканчик по объёму меньше кружки, так как дети знакомы с измерением длины и массы с помощью мерки. Таким образом они приходят к уже известному им выводу: чем больше мерка, тем меньше результат измерения. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что при сравнении предметов по объёму мерки должны быть одинаковыми.
Наш второй опыт подтвердил, что кувшин с зелёной водой больше, так как 2 больше, чем 1. Мы справились и со вторым нашим заданием (пунктом плана). Воспитатель
выставляет на доску второй кусочек картинки «Чудо-дерева» и дети активно принимающие участие получают смайлики.

3. Мы достигли нашей цели? Определили в каком кувшине «волшебная» вода? (Да.) Давайте польём деревце, чтобы убедиться, что всё сделали правильно! Расцвело? Получилось? Мы достигли цели? Воспитатель выставляет последний кусочек картинки. Деревце собрано полностью.




Физкультминутка.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьём вода!
Раз, два, три, четыре –
И мы дерево полили!

Рефлексия.

- А теперь давайте вспомним, что самое важное было для нас. Определить в каком сосуде больше воды. А как мы это сделали, нам помогут вспомнить схемы? (Воспитатель выставляет схемы на магнитной доске)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Измерили количество воды с помощью мерки и чем больше мерка тем меньше результат измерения, но надо помнить о том, что при сравнении по объёму мерки должны быть одинаковыми.
На доске воспитатель выставляет последние две схемы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Мы сделали выбор – это вода зелёного цвета, её было больше, и полили «Чудо-дерево». Наше дерево спасено!
-Что вам понравилось? А что вызвало затруднение?
-А можно таким способом измерить объём дома? (Да.) Сравните дома по объёму два каких-нибудь сосуда (банки, кувшины), подобрав подходящую мерку (чашку, кружку). И в следующий раз расскажите нам о своих наблюдениях.
- Ребята, посчитайте смайлики, которые вы получали сегодня в процессе работы и узнаем, кто принимал самое активное участие. Молодцы, ребята! Желаю вам удачи!