Русский язык. 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.


Русский язык. 4 класс.
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Цели: закрепить способы определения спряжения глаголов, формировать умения правильно писать безударные личные окончания, упражнять в изменении глаголов по лицам и числам; развивать орфографическую зоркость; развивать речь.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Оборудование: сигнальные веера с безударными гласными, памятка «Как определить окончание глагола», тестовые задания на карточках, репродукция «Весна», грамзапись А. Вивальди «Весна»,  и .  
Ход урока:
1. Оргмомент.
Каникулы прошли – какая жалость!
От них воспоминание лишь осталось.
Теперь ещё вам много долгих дней
Сидеть за школьной партою своей.
Но я прошу сегодня вас, ребята,
Настроиться серьёзно на урок
И не шуметь, как делали когда-то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Вашу работу на этапах урока я буду оценивать с помощью и . Будете хорошо работать , подтянуться . У вас на партах тоже есть тучки и солнышки, они нам понадобятся в конце урока.
2. Создание проблемной ситуации. Сообщение цели урока.
На доске: Россия, Украина, Белоруссия, Москва, Великий Новгород, Пестово, Первоспряженск, Второспряженск.
- Что я вам написала? Кто живёт в этих городах и странах? Можете ответить кто живёт в Первоспряженске и Второспряженске?
Сегодня на уроке мы узнаем этих жителей.
На карточках: Г А С Н Т
Щ Е Б Е Ч Т
     С Т Р О Т
- Покажите веерами, какое напишем окончание в начальном времени единственного числа.
Итак, мы ещё путаемся в написании окончаний. Поэтому сегодня на уроке и продолжим работу над правописанием окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
3. Каллиграфическая минутка.
На доске: -ешь, -ишь, -ет, -ем, ете, -ут, -ат, -ят, -ют, -ит, -им, -ите.
Первый вариант – выписывает окончания глаголов первого спряжения.
Второй вариант – второго спряжения.

 
 На доске: Первый вариант: - ешь , - ет , - ем , - ете , - ут , - ют ;
Второй вариант: - ишь , - ит , - им , - ите , - ат , - ят .
(Самопроверка, 0 - «5», 1-2 - «4», 3-4 - «3»). Это и есть жители названных городов.
4. Повторение теории о правописании личных окончаний глаголов. (капельки)
- Что мы должны делать, прежде чем написать будущее окончание глагола? Смотри памятку. (на доске)
5. Закрепление пройденного.
а) Упражнение в изменении глаголов по лицам и числам.
На доске таблички: дует → 2 лицо, ед. число → дуешь
воет → 2 лицо, мн. число → воете
качает → 3 лицо, ед. число → качает
срывает → 1 лицо, ед. число → срываю
сеют → 2 лицо, ед. число → сеешь
клеить → 1 лицо, ед. число → клею
строить → 3 лицо, мн. число → строят
                               (абвгд – закрыто)
- Составьте предложение с одним из глаголов. (0 - «5», 1-2 - «4», 3-4 - «3»)
б) Упражнение в подборе глаголов и определении спряжений.
На доске: (читают дети)
Буря мглою небо кроет ,Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет ,То, заплачет , как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит ,То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит .- Назовите автора стихотворения? Название? Кому посвятил Пушкин стихотворение? (Арине Родионовне).
Учитель: Исследователи творчества Пушкина отмечали, что поэт был скуп на прилагательные. Центром текста для него являются глаголы. Образ вьюги он даёт через зрительные впечатления, затем в звуковых образах. Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов. Приставка «за» - показывает начало действия, единый музыкальный ритм.
Таким образом изобразительная сила глагола – она в динамике, в движении, в радости действия и достижения победы. (Взаимопроверка в парах).
в) Словарный диктант.
Работает, лечит, пашет, носит, платит, синеет, любит, учим, хочешь, грохочет.
 
 
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку. Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите и писать, друзья начните.
- Какие запомнили глаголы?
- Какой важный глагол есть? (распрямитесь) 
г) Тестирование. Дифференцир-ая работа.
На индивидуальных карточках
Первый вариант:       1. Дымить 6. Пилить
2. Махать 7. Сорить
3. Чистить 8. Кормить
4. Собирать 9. Печатать
5. Плясать 10. Петь.
- Найти глаголы второго спряжения. «5» - проспрягать 1 любой глагол.
Второй вариант: 1. Любить 6. Крутить
2. Сиять 7. Беседовать
3. Ходить 8. Искать
4. Бежать 9. Клеить
5. Двигать 10. Строить
- Найти глаголы первого спряжения.
6. Творческая работа.
Картина, репродукция на тему «Весна». ( музыка)
- Перед вами репродукция на тему «Весна».
1 группа – пишем сочинение-миниатюру;
2 группа – словосочетания с глаголами;
3 группа – подбираем наиболее подходящие глаголы.
- Прочитайте друг другу. У кого лучше?
Анализ творческих работ.
7) Обобщение. Подведение итогов.
Количество и у детей.
15-17 – «3»
18-22 – «4»
23-25 – «5».