Конспект урока кубановедения Добрые соседи. Майкоп — столица Республики Адыгея


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общая общеобразовательная школа №7
Урок кубановедения

Автор работы:
учитель начальных классов
Дутова Анна Анатольевна
г.Горячий Ключ
2015 г.
Тема: Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тип урока: комбинированный.
Цели: 1. Познакомить с особенностями быта и культуры жителей Адыгеи, с историей возникновения русско-адыгской дружбы.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность к истории Кубани.
3. Воспитывать любовь к своему краю, городу, к адыгейскому народу.
4. Совершенствовать эмоционально-волевую сферу учащихся.

Оборудование: карта Краснодарского края и Адыгеи, выставка книг: «Родная Кубань»: страницы истории ( под ред. Н.В.Ратушняка), «Введение в историю Кубани» М.В. Мирук, Т.А.Науменко, «История Адыгеи» Э.А.Шеуджен ; презентация к уроку; раздаточный материал (пословицы; раскраски).
Тема: Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея.
Ход урока.
Орг. момент.
Мотивация учебной деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем!
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном нашем крае –
Где мы все живём.
Введение. Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке мы говорили о символах Краснодарского края. Кто хочет рассказать гимн Краснодарского края.
- Какие правила необходимо соблюдать во время исполнения гимна.
- Что символизируют открытые ворота, изображённые на гербе Краснодарского края?
- Кто выполнил творческое задание и продемонстрирует герб нашего класса.
- Что ещё является символом Краснодарского края.
- Соберём наш флаг из разноцветных полосок.
-Какой исторической информацией о флаге вы можете поделиться.
- Ранее существовала другая трактовка цветового решения флага. Флаг символизировал содружество черноморских казаков (как вы сказали, малиновый цвет), донских казаков – синий и черкесского народа – зелёный.
- А кто такие черкесы?... Сами себя они называют «адыгэ». Догадались? До 1991 года Республика Адыгея входила в состав Краснодарского края, а затем стала республикой в составе Российской Федерации.
- Давайте совершим небольшое путешествие и познакомимся с Республикой Адыгея.
-Покажите границы республики, назовите столицу. (Слайд 1)
- Давайте проложим маршрут из Горячего Ключа в столицу Республики (Работа с картой)
- Если территория Адыгеи граничит с территорией Краснодарского края, значит, мы по отношению друг к другу являемся… (соседями)
- Прочитайте тему урока. (открываю на доске надпись «Добрые соседи»)
Работа с учебником.
- Найдите в учебнике информацию о том, когда Адыгея присоединилась к России, когда был основан город Майкоп. Почему город получил такое название? (Слайд 2)
- Познакомимся с символикой республики Адыгея. (Слайд 3)
В основу флага положен исторический флаг Черкесии (Адыгеи) начала 19 века.
Цвет флага – зелёный – символ жизни и вечности. 12 золотых звёзд соответствуют 12 этническим группам адыгейского народа. Три перекрещённые стрелы – символ единства и олицетворение трёх древнейших адыгских княжеских рода.
Герб представляет собой круг, в центре которого главный герой эпоса на огненном летящем коне. В руке всадника пылающий факел, который он похитил у богов для блага людей, и лучи от огня звёздами рассыпаны по небу. Вверху большая звезда – символ единения и братства жителей Адыгеи. По бокам – колосья пшеницы, початки кукурузы, листья дуба, клёна. Внизу изображён национальный стол – анэ с хлебом и солью, как главная черта народа – гостеприимность. Удивительно то, что для гостей адыги строили специальное помещение – кунацкую, а появление гостя в доме становилось праздником для всего селения.
- Послушайте песню и поработайте в парах: необходимо выписать, опираясь на слова песни, какие ещё обычаи присущи адыгейскому народу.
(Звучит песня «У адыгов обычай такой»)
- Наш историк подготовила рассказ-описание о национальной одежде черкесов.
Одежда адыгов, особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьём. Шитьём мужской и женской одежды занимались все женщины раннего возраста. Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и богатый вид. Будничные верхние платья отличались более скромной отделкой и простым покроем. Платья замужней женщины не украшались золотом, в качестве украшения выступали только серебряные застёжки и пояс. Дополняла женский костюм золотая шапочка.
К мужской верхней одежде относятся: черкеска, кафтан (бешмет), бурка и башлык. Края черкески украшались узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров. Мужские шапки шили из каракуля чёрного, серого и коричневого цветов. Их, как правило, не украшали.
Обувь, также как и одежду, изготавливали женщины- адыгейки . Очень много сил и времени уходило на изготовление сафьяновой обуви. Её украшали аппликацией и вышивкой.
- После переселения казаков на Кубань, произошло смешение культур. И в одежде казаков появилась черкеска, бурка, папаха (Слайд- А также казаки переняли у них искусство скакать на лошади - джигитовку. (Слайд 4)
- Джигитами зовут не только искусных наездников, но и мужественных, смелых людей. Эти качества ярко проявились в годы ВОв. 34 адыгейца стали Героями, многие посмертно. И среди них поэт и журналист – Хусен Андрухаев. (Слайд 5) Он погиб в бою за украинское село Дьяково 8 ноября 1942 года. Окружённый врагами, бросил себе под ноги гранату. Последними его словами были: «Русские не сдаются!»

Давно отгремели военные годы.
Семидесятилетними стали берёзы.
Снаряды не рвутся, и бомбы не воют,
И мирно живём мы сегодня с тобою.
- Чтобы ужасы войны никогда не повторились, какое условие должны соблюдать люди?
-В столице Адыгеи – Майкопе установлен памятник Дружбы. Надпись на постаменте гласит: «Навеки с Россией. 1557 – 1957 годы». (Слайд 6)
Работа с учебником. Чтение стихотворения Виктора Подкопаева с.56
- На территории Кубани в мире и согласии проживают представители многих национальностей. Назовите их. (Слайд 7)
- Составьте из рассыпанных слов пословицы.
- Прочитайте получившиеся у вас пословицы. (Слайд 8)
(Группы по очереди читают пословицы)
- Эта пословица принадлежит русскому народу…армянскому… украинскому. По численности населения русские составляют большинство.
- Какая тема объединяет все пословицы? Впишите ключевое слово в тетрадь. С.27
- Почему так важно дружить между собой всем народам?
-В нашем классе учатся дети разных национальностей. Вазир прочтёт стихотворение на своём родном языке. ……..
- В переводе с изидского это стихотворение звучит так: «Этот мир так красив: горы и реки, моря и ручьи. Но только сердце у меня болит, потому что мы всего лишь гости в этом мире».
- Давайте составим хоровод друзей. Работать будем в парах: раскрасьте фигуры людей в национальных костюмах. (По окончании работы поместить на доску)
(Звучит песня о дружбе)
-Ещё раз обратимся к теме нашего урока и послушаем стихотворение в исполнении Самиры.
Краснодарский наш край –
Адыгеи сосед.
Жили предки черкесов
Здесь тысячи лет.
И земля эта память
О прошлом хранит.
И звучит с уважением
Слово «джигит»!
Старики здесь в почёте,
Искусство в чести.
Пожелаем земле
Адыгейской цвести!
-Назовите год присоединения Адыгеи к России (1557), год основания города Майкоп (1857).
(Работа с электронным приложением к учебнику)
- Если вы хотите больше узнать об этом народе, прочитайте книги, представленные на выставке.
Д/З
-Дома выполните задания тетради.
Желающие могут подготовить пересказ адыгейской сказки.
Рефлексия урока (Слайд 9)