Статья по методике преподавания черчения РЕАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО АБСТРАКТНЫЙ ОБРАЗ

РЕАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО АБСТРАКТНЫЙ ОБРАЗ

В практике преподавания начертательной геометрии, как правило, организуется наблюдение абстрактных моделей пространства и объектов: моделей трехгранного или двугранного углов, а также отрезков прямых, плоских и объёмных фигур и др. На основе непосредственного наблюдения, узнавания или припоминания ранее полученных представлений о пространстве или пространственной форме формируются пространственные представления, важные для человека в обыденной жизни и для профессиональной деятельности.
Пространственный анализ есть высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, а происходит он в процессе двигательной деятельности организма, направленной на изучение натуральной формы или чтение изображений. Психологами установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, обеспечивающая чувственно-сенсорный способ кодирования информации.
Знакомство с теорией Дж. Гибсона об экологическом подходе к зрительному восприятию позволило предположить, что одним из благоприятных условий для введения учащихся в абстрактный мир начертательной геометрии будут знания студентов об отличительных особенностях зрительного восприятия реальной среды и абстрактного (созданного мыслью человека) пространства. Под средой понимается среда обитания и деятельности человека, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.
Сравнить восприятия реального пространства среды и абстрактной модели реального пространства возможно при их непосредственном наблюдении. Реальное пространство среды, ограниченное комнатой, можно наблюдать в аудитории, в жилом помещении; пространство среды, расположенное за пределами комнаты наблюдается из окна, реальное пространство можно наблюдать в любом месте, где мы находимся в данный момент.
При наблюдении, анализе и сравнении реального пространства и её абстрактной модели обнаруживается ряд отличий, которые отображены в таблице «Сравнительные характеристики реального и абстрактного пространств», расположенной ниже.

Сравнительные характеристики реального и абстрактного пространств
Критерии
сравнения
Реальное пространство среды
Абстрактное (созданное мыслью человека) пространство

Зависимость существования пространства от человека
Существует независимо от человека, хотя может изменяться под воздействием человека.

Смоделировано человеком для научно-прикладных целей.


Ограниченность

Ограничено поверхностью Земли.
Ограничено взаимно перпендикулярными плоскостями.

Назначение


Среда обитания и деятельности человека.



Средство для создания графических моделей объектов, которые в свою очередь, являются средствами сохранения информации о форме объектов: их величине, взаимном расположении и расположении в абстрактном пространстве.

Наличие
координатных осей (координаты
· величины, определяющие положение объекта на плоскости или поверхности, в пространстве)

Оси, воспринимаемые человеком на протяжении всего его развития. Это абсолютная координатная ось – вертикальная, обусловленная наличием гравитации (яблоко падает вниз), горизонтальные координатные оси, совпадающие с линией горизонта (вызванные с восходом и заходом солнца) и глубинная ось (ближе, дальше от меня).
Имеет три координатные оси, являющиеся линиями пересечения плоскостей трёхгранного угла. Сравните их с координатными осями, которые «наблюдаются» в пространстве реальной среды.




Подвижность наблюдаемых объектов


Наблюдаемые объекты могут быть как неподвижными, так и подвижными. Есть объекты, не меняющие своего расположения в пространстве: поверхность земной коры, растения, архитектурные сооружения.
Объекты условно считаются неподвижными, кроме случаев преобразования формы объектов или их положения в пространстве.


Подвижность наблюдателя в пространстве
Может менять своё положение относительно наблюдаемых объектов, может быть и неподвижным.
Наблюдатель (его глаз) является условно неподвижным. При проецировании объекта на плоскости проекций наблюдатель мысленно (усилиями воображения) «рассматривает» объект взглядом, перпендикулярным к соответствующей плоскости проекций.


Очень важны выводы: любое изображение, в том числе и проекции объектов, является таким же объектом окружающего мира, как и все остальные. Однако, он имеет особую функцию – он представляет какой-то иной объект (дает информацию об объекте).
Этот вывод помогает понять одну из центральных положений концепции Дж. Гибсона, в соответствии с которой изображения являются рукотворными объектами, созданными специально для показа другому человеку с целью представления информации о каком-то объекте. Следует отметить, что изображение при его рассмотрении активизирует мыслительную деятельность человека, не менее, чем вербальный.
Ученые полагают, что работу мысли обеспечивают три «языка» переработки информации (словесно-речевой, визуально-пространственный, чувственно-сенсорный). Особый акцент делается на то, что развитее интеллекта предполагает развитие способности осуществлять обратимые переводы с одного «языка» представления информации на другой. Начертательная геометрия как нельзя лучше способствует развитию этой способности, а значит на становление интеллекта учащегося, а не на воспроизведение знаний, что очень важно для будущего инженера.




















 Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. С. 246.
 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. / Общ. ред. А.Д. Логвиненко. М.: Пресс, 1988. 464 с.

 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 3-е изд., с изм. и доп. СПб.: Свет, 1997, 608 с.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. С. 246.












15