План-конспект урока Плетение чикиликов (украшений на донской головной убор)


УРОК ПО ТЕМЕ: «ПЛЕТЕНИЕ «ЧИКИЛИКОВ» И УКРАШЕНИЕ ЧЕЛОУЧА МОНЕТАМИ, БИСЕРОМ И СТЕКЛЯРУСОМ».
План-конспект №3.
Тема урока: « Плетение «чикиликов» и украшение челоуча монетами, бисером и стеклярусом».
Цели:
- ввести понятие «донские чикилики» - историография и происхождение;
- рассмотреть различные виды чикиликов;
- познакомить со способами бисероплетения и плетения из стекляруса и жемчуга и бус разного размера и формы
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Основы бисероплетения», бусины, леска, иголка, ножницы, плоскогубцы для зажима узлов.
Ход урока:
I. Организация урока.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение пройденного материала.
Опрос обучающихся по вопросам:
- Что мы делали на прошлом уроке?
Особенности вышивки и кружева на дону?
III. Изучение нового материала.
Учитель:О Донских Казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами».
«Нынешние же, по большей части старшинские и богатых Казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом;вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей».
Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на этом уроке? Что мы будем делать?
Дети: Да, мы будем украшать наши головные уборы.
Учитель: Правильно. Но не просто украшать, для начала я вас научу плести чикилики – украшения из бус, жемчуга, бисера.
А вы знаете, что искусство создания украшений из бисера появилось более 6000 лет назад в Древнем Египте. Именно жители этой страны считаются первыми изобретателями стекла, из которого и создается бисер. До наших дней сохранились уникальные изделия ручной работы, выполненные египетскими ремесленниками. Как правило, это изделия, сплетенные из снизок бисера: ожерелья, бусы, детали одежды.
(учитель демонстрирует слайды – «Древние изделия из бус»)
Массовое производство бисера, а вместе с ним и популярность бисероплетения приходится на конец XVIII – начало XIX века. Шитье бисером увлекло все слои населения. Оно стало традиционным занятием придворных фрейлин, помещиц, монахинь и крестьянок. Что только не изготавливали мастерицы! Они расшивали бисером кокошники, пояса, кошельки, одежду, сумочки, кисеты, изготавливали из него чехлы для чубуков, ваз и тростей. В музеях можно увидеть плетеные из этого материала чернильницы, бутылочки и подстаканники. Бисером нередко отделывали стены дворцов, украшали мебель и оклады икон.
Приемы бисерного искусства сохранились до наших дней. Причем изделия, украшенные бисером, стали очень модными. Часто на показах мод можно увидеть предметы одежды и аксессуары, украшенные бисером или полностью изготовленные из него. Так, Валентин Юдашкин, всемирно известный российский модельер, полностью покрывает платья бисерной вышивкой.
(слайды – коллекция Валентина Юдашкина)
ЭмануэльУнгаро и Бернар Перри любят украшать созданные ими модели платьев крупными бисерными подвесками, напоминающими языки пламени. Жан-Поль Готье использует бисер и бусины для украшения сумочек, а ОсимарВерсолато расшивает ими пояса и воротнички. КристианЛакруа изготавливает из бисера отдельные детали брюк и жакетов. ПакоРабан создал из него целое платье. А разнообразные женские украшения из бисера, используемые модельерами в своих показах, и вовсе невозможно перечислить.
Существует несколько разновидностей бисера. Он представляет собой шарики круглой или слегка приплюснутой формы, сделанные из стекла или пластмассы. Рубка – это одна из разновидностей бисера. В отличие от него у каждой такой бусинки края необработанные, достаточно острые. Порезаться ими, конечно, нельзя, но в процессе ношения изделия, выполненного из рубки, острые края могут разрезать слишком тонкую леску или нить. Это следует учитывать при подборе материала для плетения. Чаще всего рубка по форме не круглая, а граненая, поэтому ее грани эффектнее переливаются на свету, чем обычный бисер.
Стеклярус невозможно спутать ни с чем другим – он имеет форму трубочки. Его длина может варьироваться. Интересно, что раньше его делали более коротким, чем сейчас.
Существуют разновидности бисера, отличающиеся друг от друга многообразием форм, размеров, цветов и материалов, из которых они изготавливаются. Бисерины бывают не только круглыми, но и овальными, гранеными, ромбовидными, конусообразными, в форме капли и т. д.
Бусины очень похожи на бисеринки, но имеют больший размер. Они могут быть немногим больше бисеринок или в 100 раз превышать их по размеру. Их делают из стекла, хрусталя, пластмассы, дерева, керамики, натуральных камней. Если называть бусинами все то, что имеет дырочку, практически никаких пределов для фантазии не существует. Бусина – это и клык дикого животного с проделанной в нем дырочкой (если, конечно, у вас таковой есть). Бусинки, например, можно сделать самостоятельно из семян молодых яблок. Для этого их с помощью иглы нанизывают на нить, сушат до полного высыхания и покрывают одним или двумя слоями бесцветного лака для ногтей.
То же самое можно сделать с зернами молодой фасоли и всем тем, что окажется под рукой и будет отобрано для этой цели. Безусловно, сплести что-либо из таких бусин невозможно, зато самое оригинальное ожерелье, выполненное из этих необычных бусин, будет принадлежать только вам.
Кроме материалов, необходимых для плетения любой модели, существуют мелочи, которые могут понадобиться лишь при изготовлении определенных изделий, но про них не стоит забывать.
Застежки и замочки потребуются вам при завершении плетения любого колье. Они бывают разных размеров, форм и конструкций.
Украшение на шею, если оно предназначено для неформальной обстановки, можно закреплять не замочком или застежкой, а петлей из бисера с одной стороны и пуговицей – с другой. В качестве застежки может быть использована только оригинальная и красивая пуговица и лишь в том случае, если она соотносится по размеру с самим изделием. Кроме того, иногда в бисероплетении красивые пуговицы применяются в качестве бусин.
Рекомендации:
Лак для ногтей может помочь вам в нескольких ситуациях. Во-первых, узелки ниток, аккуратно и незаметно смазанные прозрачным лаком, будут дольше держаться.
Во-вторых, лак может заменить нитковдеватель: смажьте кончик нити лаком, придайте ему острую форму, и вы легко вденете нить в иглу.
В-третьих, лак может использоваться и вместо самой иглы.
Рассказ учителя о технологии работы с бисером:
Проволока – материал для создания упругих конструкций – таких, как цветы или игрушки. Чаще всего это медная проволока.
Леска – материал для плетения легких конструкций. Обычно на ней плетутся простые украшения (фенечки, браслеты, некоторые ожерелья), но иногда и сложные, к тому же объемные изделия, например куклы. Леска – очень эластичный и вместе с тем прочный материал. Порвать ее руками гораздо сложнее, чем проволоку или нить.
Изделие, выполненное на нитях (ожерелье, бусы), при носке будет повторять каждое движение вашей шеи, выгодно подчеркивая ее. Кроме того, нити используются при вышивании бисером, а также при изготовлении шкатулок, сумочек, поясков и ремешков. Лучше всего применять капроновые или армированные нити.
Мононить является одним из важных изобретений в области бисероплетения. Она сочетает в себе лучшие качества лески и капроновой нити. Это очень тонкая и невероятно прочная нить. Она может пройти через отверстие бисеринки не менее 20 раз!
Для плетения вам понадобятся очень тонкие иглы. Лучше всего пользоваться специальными бисерными иглами № 10, хотя, безусловно, вы можете работать с обычными иглами, но они подойдут лишь для крупного бисера, что заметно сужает область их использования.
Нить-резинка представляет собой тонкую круглую резинку, которая закрывается несколькими ниточками, словно коконом. На нее очень удобно низать браслеты и бусы – застежка не понадобится. В конце низания достаточно просто связать вместе 2 конца резинки и заправить узелок внутрь бусины. Такое изделие хорошо растягивается, поэтому даже самые короткие бусы можно легко надеть через голову.
Для обрезания нити или лески вам потребуются ножницы. Они должны быть достаточно острыми и маленькими, с заостренными кончиками, чтобы ими можно было обрезать маленький кусочек нити в недоступном месте.
А теперь рассмотрим несколько распространенных способов плетения из бисера.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить практическую работу «Плетение чикиликов».
Технологическое описание работы:
Этап « Плетения крестиками».
Для получения одного крестика нанижите на нить 4 бисерины, а затем протяните нить через 1-ю бисерину, чтобы плетение соединилось в кольцо. Все последующие крестики плетите по несколько другой схеме: наберите на каждую нить по 1 бисерине, а затем протяните обе нити через 1 новую бисерину, но с разных сторон (рис. 1). Эта бисерина называется бисериной-связкой. С помощью этого плетения можно создать цепочки и браслетики. А если сплести не один, а несколько рядов, то получится бисерное полотно.
Рис. 1. Выполнение крестиков
Этап «Второй и последующий ряд из бисера, или бус»
Для выполнения второго и последующих рядов бисера нужно развернуть плетение на последнем крестике, то есть набрать на 1 нить сразу 2 бисерины, а затем сразу протянуть обе нити через 1 новую бисерину. Первый крестик следующего ряда выполняется точно так же, но в качестве одной боковой бисерины используется боковая предыдущего ряда (рис. 2).
Рис. 2. Выполнение второго ряда крестиков
Этап «Колечки»
Примерно по той же схеме плетутся колечки. Только для их выполнения нужно нанизывать на нити сразу по 2, 3 и более бисеринок, а затем перекрещивать нити в бисеринах-связках (рис. 3).
Рис. 3. Выполнение колечек
Для изготовления проволочных конструкций часто используется техника параллельного плетения. Для изготовления изделия в этой технике нужно набрать на проволоку столько бисерин, сколько требуется для создания ширины будущего изделия. Затем необходимо набрать бисерины следующего ряда на один конец проволоки, а второй продеть сквозь отверстия всех бисерин второго ряда, но с другой стороны (рис. 4). Можно делать ряды разной длины, набирая для этого различное количество бисерин.
Рис. 4. Параллельное плетение
Отметить уровень для закрепления «чикиликов» на головном уборе. Пришейте «чикилики» к изделию.
V. Итог урока.
1. Самоанализ деятельности обучающихся.Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:
-Для чего девочке-казачке украшение из лент на головном уборе, что они символизировали?
- Какие трудности возникли при подборе украшения челоучаи как вы ихпреодолели?
- Нравится ли вам ваша работа?
- Чем бы вы хотели дополнить изделие?
2. Выставление оценок, их аргументация. Постановка домашнего задания.