Методическое пособие по изобразительному искусству на тему: театр кукол (3 класс)


Рабочая программа по изобразительному искусству авторов Е.А. Ермолинской, Е.С. Медковой, Л.Г.Савенковой в соответствии с федеральным государственным стандартом образования (издательство Вентана-Граф)
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013) . Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / -М. : Вентана – Граф, 2013.
1 Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,
разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
2 Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
1. Духовное возвышение ребенка.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой.
3. Живое общение с искусством.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
5. Опора на региональный компонент в обучении.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
9. Активное творчество самих детей.
3Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
4 Место изобразительного искусства в учебном плане.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования .Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель ).
5 Планируемые результаты освоения курса в 5 классе:
Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Личностные УУД
1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
4. формирование духовных и эстетических потребностей;
5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы
8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
6.При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих педагогических технологий, в т.ч. инновационных:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А. АмонашвилиПедагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Групповые технологии
Компьютерные технологии обучения
Частнопредметные педагогические технологии:
Природосообразные технологии
Технология саморазвития (М. Монтессори)
Тематическое планирование 5 класс по программе Ермолинской Е.А, Е.С.Медковой, Л.Г. Савенковой
Предметный мир глазами художника (35ч)

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 1 Природа и человек Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражен национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт). Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Работа на плоскости.
Темы творческих заданий:
Летний пейзаж, мое лето, летние дни, как хорошо летом
2 Природа и художник Развитие представлений о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники «по-сырому». Формирование представлений о выразительных средствах искусства: форме, цвете композиции, методике выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве. Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости.
Темы творческих заданий:
композиция по мотивам стихотворений Ф. Тютчева, М. Волошина
3 Человек-природа-культура Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости.
Темы творческих заданий:
Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, архитектура и пейзаж.

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 4 Пространство и время. Многомерность мира Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Формирование представлений о пространстве, трехмерности мира. Развитие понятия о том, что каждый человек мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира. Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости.
Темы творческих заданий:
Цветовые этюды на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения); передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (мелодии)
5 зодчество Развитие представления об искусстве проектирования. Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Работа на плоскости.
Темы творческих заданий:
1.композиция на тему школа.
2. эскиз космического комплекса на луне и марсе.
3.выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки составляющих ее геометрических форм в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета)
6 Образы старинной архитектуры Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населенного пункта (города, деревни, села) Исследовательские работы.
Темы творческих заданий:
Создание эскиза города в технике цветной графики.

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 7 Конструктивные особенности архитектуры Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм( куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар). Геометрические фигуры –основа конструктивной композиции. Развитие фантазии и воображения Работа на плоскости.
Темы творческих заданий:
Выбрать здание, вырезать геометрические фигуры, соответствующие конструкции выбранного дома, сложить из деталей дом.
8 Объемные формы в изобразительном искусстве Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами. Работа на плоскости.
Работать с натурой – передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).
Темы творческих заданий:
Изображение объемных геометрических форм (куб) графическими материалами.
9 Штрих в изобразительном искусстве Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления о том, что человек воспринимает объемную форму предмета благодаря игре света т и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы. Работа в объеме.
Передавать характер объемной формы предмета с помощью света и тени
Темы творческих заданий:
Линейное построение объемных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка
10 Рисуем натюрморт Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Передача объема и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Работа на плоскости.
Выполнять композицию с натюрмортом

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 11 Перспектива в открытом пространстве Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Восприятие и изображение перспективы открытого пространства. Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта Работа на плоскости.
Темы творческих заданий:
Коллективная работа : «Улица, на которой жили в древнем городе» (изображение перспективы улицы в технике аппликации)
12 Идем в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в Государственный музей искусств им. А.С. Пушкина, где представлены образцы древних культур Темы творческих заданий:
создать эскиз изделия, характерного для греческого искусства
13 Мифы Древней Греции Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы-источник знаний о представлениях древнего человека о времени, пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок» Работа в объеме.
Темы творческих заданий:
Рисование одного из античных чудовищ, в котором соединены части разных существ: Тифон, Химера, Медуза горгона

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 14 Скульптура Древней Греции Развитие фантазии и воображения.
Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Представление греков о работе скульптора. Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика, пластика. Работа в объеме.
Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции. Создание скульптуры по древнегреческим канонам
15 Рисуем человека по древнегреческим канонам Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений о греческом каноне изображения человека Работа в объёме и пространстве.
Темы творческих заданий:
изображение фигуры человека по древнегреческим канонам
16 Чернофигурные вазы Древней Греции Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Формирование представления о том, что древнегреческая ваза – это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет свое назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение. Работа на плоскости- декоративно-прикладная деятельность.
Темы творческих заданий:
Создание росписи вазы для победителя спортивных игр.
17 Славянские мифы о сотворении мира Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и ее образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и человека в славянской мифологии. Работа в объеме.
Темы творческих заданий:
Создание своего образа Вселенной – стелы, в основе которой фигура человека.

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 18 Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества. Устойчивые выражения в былинах: «Мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец Работа в объеме.
Темы творческих заданий:
Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор-гора, лик Матери сырой земли
19 Былинный образ русской земли Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлен в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор. Русский пейзаж в работах художников Ф.А.Васильева, Н.К.Рериха, И.Я.Билибина, В.М.ВаснецоваРабота на плоскости
Создавать композицию: изображать бескрайние просторы Древней Руси. (степь, поле, моря, горы, реки)
20 Илья муромец и соловей -разбойник Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие имена былинных богатырей». Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом. Обращать внимание на речь, интонацию, характер развертывания сюжетов. Работа на плоскости.
создавать композицию с изображением природы и богатыря

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 21 Народный костюм. Головной убор Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян. Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны-Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика (кичет белая лебедь)
Работа в смешанной технике-декоративно-прикладная деятельность
Темы творческих заданий: Портрет девушки в русском национальном головном уборе-кокошнике.
22 Народный костюм. Одежда Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Формирование представления о праздничной и бытовой одежде крестьян. Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях, традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме. Работа на плоскости - декоративно-прикладная деятельность.
создать эскиз народного костюма
23 Кукла как часть народной культуры Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о кукле как части культуры любого народа. Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой Работа на плоскости.
Создавать художественный образ игрушки, используя схему
24 Делаем куклу-закрутку Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Формирование представления о том, что тряпичная кукла – это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада.
Работа объеме - декоративно-прикладная деятельность.
Создавать художественный образ игрушки, используя схему

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 25 Народные праздники. Святки Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Маска как часть костюма.
Работа объеме - декоративно-прикладная деятельность.
Создавать коллективные композиции из выставленных работ (масок).
26 масленица Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника – Масленица – победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников
Работа объеме и пространстве - декоративно-прикладная деятельность.
Создавать орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы)
27 Этнографический музей Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос – народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии В Санкт-Петербурге (1902г.) музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры Работа на плоскости
Изображать интерьер.
Темы творческих заданий:
Тематическая композиция с двумя, тремя фигурами в интерьере ( у печи, за самоваром)

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 28 Печные изразцы Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»). Формирование представлений о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения. Роль изразца в архитектуре (интерьер)
Работа объеме - декоративно-прикладная деятельность.
Темы творческих заданий:
Создание изразца в объеме с рельефным изображением (для печи деда мороза)
29 Расписывание изразцов Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер). Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов. Работа объеме - декоративно-прикладная деятельность.
Создание изразца в объеме с рельефным изображением (для печи деда мороза)
30 Прядение –вид народного ремесла Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Формирование представлений о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» от слова «прыгать», «пресница» - сосна, «донце» -сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.
Работа на плоскости
Создавать композиции с изображением прялок, украшать их геометрическими и растительными символами.

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 31 прялка Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Народное декоративно-прикладное искусство. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России. Виды и характеристика прялок разных регионов России. Связь формы прялки с Мировым деревом. Работа на плоскости- декоративно-прикладная деятельность.
Создавать композиции с изображением прялок, украшать их геометрическими и растительными символами.
32 Ткачество как вид народного искусства Развитие фантазии и воображения.
Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная)
Работа на плоскости - декоративно-прикладная деятельность.
Темы творческих заданий:
Создание эскизов рисунка ткани для женского и мужского народного костюма
33 вышивка Развитие фантазии и воображения.
Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России). Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции) национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Работа на плоскости- декоративно-прикладная деятельность
составлять рисунок для вышивки.

п/п Дата проведения Тема урока
Содержание урока виды деятельности
план факт 34 Лоскутное шитье Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представлений о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства.
Работа с материалом – декоративно-прикладная деятельность
Создавать ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию
35 Великие имена в искусстве Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П.Кончаловского, Н.К.Рериха, Э.А.П.Гогена, П. Сезанна. Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими. Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству.
Уметь участвовать в беседе по поводу творчества художников. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит).
Уметь работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.